Успешный классный руководитель. Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя
Успешный классный руководитель. Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя
Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Быть классным руководителем - не самое простое дело. |
- Эмпатия и понимание учеников
- Организационные навыки
- Коммуникативные способности
Факторы, способствующие успешной деятельности классного руководителя
- Поддержка со стороны администрации
- Профессиональное развитие
- Создание доверительных отношений с учениками и их родителями
Препятствия на пути успешной деятельности классного руководителя
- Отсутствие времени на индивидуальную работу с учениками
- Недостаточная поддержка со стороны коллег
- Конфликты с родителями учеников
Рекомендации по улучшению работы классного руководителя
- Проведение дополнительных тренингов и семинаров
- Создание сети поддержки среди коллег
- Развитие навыков конфликтного разрешения
Итак, успешность классного руководителя, на мой взгляд, складывается из многого:
Успешность классного руководителя складывается из многого:
• из психологического климата в школе,
• из самочувствия учителя в плане здоровья
• из обстановки в семье
• из взаимопонимания с детьми и их родителями
Что же способствует успешности классного руководителя?
Во-первых, во взаимоотношениях с детьми, я считаю, должно быть меньше формализма,
а больше человеческого общения.
Во-вторых, стиль общения с детьми выбираю благожелательный и простосердечный.
Полагаю, что успешность учителя зависит от успешности учеников. А успешен ребенок,
когда ему хорошо, когда его поддерживают и учитель, и родители.
Ребенок самоценен, и я не формирую его как личность, а создаю условия для его развития.
Я не веду его, а иду рядом, а может быть чуточку впереди, я принимаю его таким, каков он есть со всеми его недостатками.
Другой составляющей успешной деятельности классного руководителя считаю хорошую
осведомленность о семье, в которой растет ребенок и тесную связь с родителями.
Здесь важно знать все: про здоровье ребенка, в каких условиях он живет, а также каковы его отношения с родителями.
Есть еще один фактор, способствующий успешной деятельности классного руководителя – это тесная связь с учителями, работающими в классе.
Ведь ему важно иметь информацию об отношении детей к учебе, к тому или иному предмету и, если потребуется, совместно с учителями разрабатывать меры воздействия на класс или отдельных учащихся.
И еще немаловажный фактор, подмеченный мною. К классным детям надо относиться так,
как к своим собственным. Просто надо любить классных детей. Слушать их и уметь слышать, смотреть и видеть, чувствовать всех вместе и каждого в отдельности. Не подчинять и не подстраивать под себя, а помогать тактично и ненавязчиво. А еще обязательно сделать единомышленниками родителей. И, наконец, чем больше доверяешь детям, бываешь с ними искренна, тем более проще решать возникающие проблемы.
Мои дети очень часто приходят ко на переменах, после уроков. Они сами проявляют желание поделится мыслями по поводу учебы, поведения, рассказывают о своих успехах и проблемах , спрашивают совета. Значит, они хотят быть со мной, хотят делиться со мной - это мой успех.
А не оставляю без внимания изменения в их жизни и школьной и личной. И стараюсь помочь. И они чувствуют свою значимость для меня, а для меня - осознание ими своей значимости - уже успех.
Классный руководитель должен все видеть, все слышать и кое-что не замечать. Они же учатся доверять нам. Надо больше хвалить детей, и как можно меньше ругать. А главной задачей воспитания сегодня считаю воспитание любви и сострадания к ближнему.
В наше время, когда столько негатива и агрессии видят дети, главным законом жизни должен стать закон «закон протянутой руки, души распахнутой»
Факторы. мешающие успешной деятельности классного руководителя:
1.невысокий уровень образованности детей;
2 нежелание некоторых родителей идти на контакт с классным руководителем
(этим я объясняю невысокие явки на родительские собрания);
3. чрезмерная загруженность одних учащихся внеурочной деятельностью и
нежелание других остаться после уроков (это в основном мальчишки)
В современной школе меняется многое: структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А значит, становятся более демократичны отношения в «педагогическом треугольнике»: учитель – ученик – родители.
Да, многое меняется. А что же остаётся неизменным? Остаются родители и дети – с их радостями, горестями, разрешимыми и порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остаётся учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества.
Часто мы говорим о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Знали бы, как трудно создавать это единство! Ведь работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения.
Думаю, что в основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив. Одна из основных форм работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.
Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.
В своей работе уделяю много времени работе с родителями: индивидуальные беседы, посещение семей учащихся, родительские собрания. Большую помощь в работе с классом оказал родительский комитет класса: это и дополнительные встречи, подготовка праздников, решение спорных вопросов
Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше провести праздники, организацию новогодней ёлки. Вместе с детьми мы вспоминаем юность, пионерское и комсомольское движение. Родители принимают участие в спортивных соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья», в различных соревнованиях и конкурсах. Они организовали классные часы о вреде курения и алкоголя.
В работе с родителями классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но самое главное родителей надо принимать такими, какие они есть. В общении с ними я опираюсь на понимание, сотрудничество, толерантность.
Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. Что для этого необходимо, я думаю, сегодня мы все вместе определили. И если мы будем руководствоваться полученной сегодня информацией, то многие наши проблемы будут решены.
Полянская Оксана Николаевна