Модель деятельности классного руководителя
Бородинская Е.Н., классный руководитель.
Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. (Слайд 2)
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, т.к. именно он, соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.).
Цель деятельности классного руководителя: (Слайд 3)
создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.
Функции классного руководителя: (Слайд 4)
организационно-координирующая
коммуникативная
контрольная
аналитико-прогностическая
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, деятельность с обучающимися, включающая: (Слайд 5)
анализ образовательных результатов детей, имеющихся условий, ограничений и ресурсов, позитивных и негативных тенденций общественной жизни;
ежегодное планирование с учетом рабочей программы воспитания школы, особенностей класса, актуальных задач становления каждого обучающегося;
реализацию плана работы и сопровождение повседневной образовательной жизнедеятельности обучающихся вверенного класса;
изучение результатов и эффективности работы.
Рассмотрим планирование. (Слайд 6)
Планирование – это деятельность классного руководителя по отбору конкретного содержания, форм и методов воспитания на определенный период.
Предлагаю рассмотреть программу воспитательной работы моего класса «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила». (Слайд 7)
Актуальность программы заключается в том, что программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей. (Слайд 8)
К данной программе поставлена цель, определены вытекающие задачи. Которые вы видите на слайде. (Слайд 9)
Реализация данной программы осуществляется: (Слайд 10)
через ведение аналитической и диагностической деятельности;
через методическое обеспечение;
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами через систему взаимодействия, сотрудничества с учреждения посёлка
Модель программы воспитательной работы универсальна, состоит из инвариантного и вариативного компонентов. Обязательный компонент включает следующие направления: (Слайд 11)
Инвариантный компонент (обязательный)
обеспечение жизни и здоровья учащихся;
обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;
содействие освоению школьниками образовательных программ;
осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся.
Рассмотрим содержание каждого направления более подробно. (Слайд 12)
1.Обеспечение жизни и здоровья учащихся
Данное направление реализуется через подпрограмму «Моё здоровье»
Она нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Обеспечение психофизиологического благополучия, эмоциональное и физическое воспитание обучающихся осуществляется через деятельность классного руководителя, представленной на слайде. (Слайд 13)
2.Направление обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями реализуется через подпрограмму «Я + другие» (Слайд 14)
Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Цель: формировать первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими.
Обеспечение социально-психологического благополучия, социальное воспитание обучающихся реализуется через следующую деятельность. (Слайд 15)
3.Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования реализуется через подпрограмму «Мое будущее» (Слайд 16)
На протяжении школьной жизни у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.
Цель: развивать познавательную активность.
Обеспечение академического благополучия, умственное и трудовое воспитание обучающихся включает деятельность, представленную на слайде. (Слайд 17)
4. Воспитание патриотических чувств. Подпрограмма «Я - гражданин» (Слайд 18)
Чувство патриотизма — устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», значимости гражданства и принадлежности к своей Родине, уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства, получить знания об истории и культуре своей страны и крае: о подвигах героев, достижениях ученых, деятелей культуры, которые прославили родной край, Отечество.
Цель: формировать гражданское самосознание, уважительное отношения к истории своего народа, к своей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям.
Обеспечение духовно-нравственного благополучия обучающихся, духовно-нравственное воспитание обучающихся включает следующую деятельность. (Слайд 19)
Каждое представленное направление предполагает формулировку задач и принципов воспитательной работы, наличие в план-сетках по 4 классных часа по данной тематике и по 3 классных мероприятия, тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам.
II.Вариативный компонент связан с определением целей воспитания, учащихся класса и планированием работы с классом, а также с определением зон риска для учащихся класса и планированием профилактической деятельности.
Вариативный компонент у нас состоит из двух подпрограмм.
Первая подпрограмма - «Содружество», предполагает тесное взаимодействие воспитанников и родителей.
Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождение семейного воспитания. (Слайд20)
Вторая подпрограмма - «Шаг навстречу» (Слайд21).
Предусматривает профилактику правонарушений, защиту прав детства. План профилактической деятельности составлен в соответствии с потенциальными проблемами в классе.
Цель: помощь учащимся в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость и поведение в классе.
Деятельность классного руководителя - это профилактика правонарушений и защита прав детства, которая включает в себя:
организацию психолого-педагогической помощи детям и их родителям;
психодиагностику и психопрофилактику;
выявление детей и семей группы риска;
работу с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Задача классного руководителя - предупреждение реальных и потенциальных угроз благополучию ребенка. (Слайд 22)
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Это:
индивидуальная работа с учащимися;
работа с учителями – предметниками;
работа с общественностью;
работа с семьёй;
работа с детьми из «группы риска» (Слайд 23)
Хочется отметить, что программа классного руководителя не противоречит рабочей программе воспитания школы, перекликается с основными модулями, целями и задачами школьной программы.
Составление плана работы классного руководителя удобно на основе матрицы, в которой заданы основные параметры содержания его деятельности. Такая модель позволит педагогу учесть не только все инвариантные и вариативные компоненты деятельности, но и предусмотреть форматы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. (Слайд 24).
Воспитание успешно, если оно системно.
Таким образом, деятельность классного руководителя призвана обеспечить безопасность детей и конструктивную коммуникацию, стимулирование и развитие познавательных интересов, создать благоприятные условия для воспитания и успешного вхождения ребенка в социум. (Слайд 25).
Спасибо за внимание. (Слайд 26)
4