Модель деятельности классного руководителя

0
0
Материал опубликован 26 April 2022 в группе

Модель деятельности классного руководителя 

Бородинская Е.Н., классный руководитель.

Вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения всегда являлись одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху.

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. (Слайд 2)


Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, т.к. именно он, соединяет всех участников учебно-воспитательного процесса (государство, родителей, общественные организации, учеников, администрацию школы и т.д.).


Цель деятельности классного руководителя: (Слайд 3)

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса.

Функции классного руководителя: (Слайд 4)

организационно-координирующая

коммуникативная

контрольная

аналитико-прогностическая

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, деятельность с обучающимися, включающая: (Слайд 5)

анализ образовательных результатов детей, имеющихся условий, ограничений и ресурсов, позитивных и негативных тенденций общественной жизни;

ежегодное планирование с учетом рабочей программы воспитания школы, особенностей класса, актуальных задач становления каждого обучающегося;

реализацию плана работы и сопровождение повседневной образовательной жизнедеятельности обучающихся вверенного класса;

изучение результатов и эффективности работы.

Рассмотрим планирование. (Слайд 6)

Планирование – это деятельность классного руководителя по отбору конкретного содержания, форм и методов воспитания на определенный период.

Предлагаю рассмотреть программу воспитательной работы моего класса «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе - в этом наша сила». (Слайд 7)

Актуальность программы заключается в том, что программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей. (Слайд 8)

К данной программе поставлена цель, определены вытекающие задачи. Которые вы видите на слайде. (Слайд 9)

Реализация данной программы осуществляется: (Слайд 10)

через ведение аналитической и диагностической деятельности;

через методическое обеспечение;

через систему дополнительного образования;

через систему КТД и традиционных дел ОУ;

в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;

в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами через систему взаимодействия, сотрудничества с учреждения посёлка

Модель программы воспитательной работы универсальна, состоит из инвариантного и вариативного компонентов. Обязательный компонент включает следующие направления: (Слайд 11)

Инвариантный компонент (обязательный)

обеспечение жизни и здоровья учащихся;

обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями;

содействие освоению школьниками образовательных программ;

осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся.

Рассмотрим содержание каждого направления более подробно. (Слайд 12)

1.Обеспечение жизни и здоровья учащихся

Данное направление реализуется через подпрограмму «Моё здоровье»

Она нацелена на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре. ​​​​​​​

Обеспечение психофизиологического благополучия, эмоциональное и физическое воспитание обучающихся осуществляется через деятельность классного руководителя, представленной на слайде. (Слайд 13)

2.Направление обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями реализуется через подпрограмму «Я + другие» (Слайд 14)

Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности. Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, способным адаптироваться, эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Цель: формировать первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и младшими.

Обеспечение социально-психологического благополучия, социальное воспитание обучающихся реализуется через следующую деятельность. (Слайд 15)

3.Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования реализуется через подпрограмму «Мое будущее» (Слайд 16)

На протяжении школьной жизни у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки — создает не­обходимую базу для всего своего последующего обучения. Но значение учебной деятельности этим не исчерпывает­ся: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

Цель: развивать познавательную активность.

Обеспечение академического благополучия, умственное и трудовое воспитание обучающихся включает деятельность, представленную на слайде. (Слайд 17)

4. Воспитание патриотических чувств. Подпрограмма «Я - гражданин» (Слайд 18)

Чувство патриотизма — устойчивое пе­реживание человеком своего положитель­ного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть по­нятием «Родина», значимости гра­жданства и принадлежности к своей Родине, уважительно относиться к законам своей страны, основной символике государства, получить знания об исто­рии и культуре своей страны и крае: о под­вигах героев, достижениях ученых, деяте­лей культуры, которые прославили родной край, Отечество.

Цель: формировать гражданское самосознание, уважительное отношения к истории своего народа, к сво­ей национальности, её культуре, языку, традициям и обычаям.

Обеспечение духовно-нравственного благополучия обучающихся, духовно-нравственное воспитание обучающихся включает следующую деятельность. (Слайд 19)

Каждое представленное направление предполагает формулировку задач и принципов воспитательной работы, наличие в план-сетках по 4 классных часа по данной тематике и по 3 классных мероприятия, тематика, форма и содержание которых адекватны поставленным задачам.

II.Вариативный компонент связан с определением целей воспитания, учащихся класса и планированием работы с классом, а также с определением зон риска для учащихся класса и планированием профилактической деятельности.

Вариативный компонент у нас состоит из двух подпрограмм.

Первая подпрограмма - «Содружество», предполагает тесное взаимодействие воспитанников и родителей.

Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребёнка, возрождение семейного воспитания. (Слайд20)

Вторая подпрограмма - «Шаг навстречу» (Слайд21).

Предусматривает профилактику правонарушений, защиту прав детства. План профилактической деятельности составлен в соответствии с потенциальными проблемами в классе.

Цель: помощь учащимся в устранении причин, негативно влияющих на успеваемость и поведение в классе.

Деятельность классного руководителя - это профилактика правонарушений и защита прав детства, которая включает в себя:

организацию психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

психодиагностику и психопрофилактику;

выявление детей и семей группы риска;

работу с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Задача классного руководителя - предупреждение реальных и потенциальных угроз благополучию ребенка. (Слайд 22)

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. Это:

индивидуальная работа с учащимися;

работа с учителями – предметниками;

работа с общественностью;

работа с семьёй;

работа с детьми из «группы риска» (Слайд 23)


Хочется отметить, что программа классного руководителя не противоречит рабочей программе воспитания школы, перекликается с основными модулями, целями и задачами школьной программы.

Составление плана работы классного руководителя удобно на основе матрицы, в которой заданы основные параметры содержания его деятельности. Такая модель позволит педагогу учесть не только все инвариантные и вариативные компоненты деятельности, но и предусмотреть форматы взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. (Слайд 24).

Воспитание успешно, если оно системно.

Таким образом, деятельность классного руководителя призвана обеспечить безопасность детей и конструктивную коммуникацию, стимулирование и развитие познавательных интересов, создать благоприятные условия для воспитания и успешного вхождения ребенка в социум. (Слайд 25).

Спасибо за внимание. (Слайд 26)

4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.