Сценарий урока русского языка в 5 классе на тему «…Я прислушиваюсь к словам, открывается в них Россия…» (Устаревшие слова)

0
0
Материал опубликован 2 December 2016 в группе

Урок русского языка в 5 классе 

                            «…Я прислушиваюсь к словам, открывается в них Россия…»

                                                         (устаревшие слова)

Федяева Татьяна Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МОБУ Лицей № 8 г. Тынды Амурской области

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», научить находить их в тексте.

Задачи урока:

Обучающие:

выработать умения подбирать к устаревшим словам современные синонимы;

научить лицеистов на слух выявлять особенности произношения устаревших слов и употребления в произведениях фольклора;

отработать умения пользоваться словарем;

формировать коммуникативные умения лицеистов , способность грамотно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;

познакомить лицеистов с памятником древнерусской литературы «Словом о полку Игореве…».

Развивающие:

совершенствовать речь лицеистов для их успешного обучения и адаптации в обществе;

развивать навыки выразительного чтения и речевого этикета.

Воспитывающие:

воспитывать у лицеистов чувство патриотизма и гордости за русский народ;

показать нравственные истоки русской культуры через устаревшие обращения;

прививать интерес у учащихся к русскому слову и искусству, формировать бережное отношение и любовь к русскому языку.

Цели для учителя:

организовать и сконструировать учебно-познавательную деятельность с гарантированным достижением цели;

продемонстрировать возможности работы лицеистов индивидуально и в группах на едином проблемном поле;

использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и метод интерактивного обучения;

соединить лингвистическую теорию и практику;

создать творческую, комфортную и доброжелательную атмосферу.

Цели для лицеиста:

показать знания, приобретенные индивидуально в процессе работы с толковым словарем В.И. Даля;

расширить и углубить знания о лингвистике, о культуре русского народа и фольклоре;

«вынести» с урока для себя что-то необыкновенное;

формировать навыки монологической речи;

выработать навыки простейших обобщений.

Методы обучения:

наблюдение над языковым явлением;

самостоятельная работа;

межпредметная и искусствоведческая интеграция;

логические;

психологические.

Наглядность:

киноматериалы, фотоматериалы, видеоматериалы, мультимедиа.

               Эпиграф к уроку:

Отчего, обжигая горло,

Разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро» -

       «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?..

Я прислушиваюсь к словам,

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

                                                       Сто – ро – на,

                                                        Го – ло - са,

                                                        До –ро – га.

С. Крыжановский.

 

Ход урока:

 

1.Организационный момент.

Учитель приветствует ребят добрыми словами, спрашивает об их самочувствии и настроении. В руках воздушные шарики (фиолетовый и желтый - для улучшения интеллектуальной деятельности; зеленый - для спокойствия; оранжевый – для хорошего настроения на весь день)

2.Создание проблемной ситуации. Учитель читает наизусть на древнерусском языке отрывок (плач Ярославны) из произведения древнерусской литературы «Слова о полку Игореве…» Не забываю сказать о том, что это старинная книга, которая является первой русской летописью.

Отрывок из текста древнерусской летописи:

На Дунаи Ярославнынъ гласъся слышить,

Зегзицею незнаема рано кычеть:

«Полечю, - рече,- зегзицею по Дунаеви,

Омочю бебрянъ рукавъ КаялѢ рѢцѢ,

Утру князю кровавыя его раны

На жестоцѢмъ его тѢлѢ».

Ярославна рано плачѢтъ въ ПутивлѢ

На забралѢ, аркучи:

«О вѢтрѢ, вѢтрило! Чему, господинѢ, насильно вѢеши?

Чему мычеши хиновъскыя стрѢлкы

На своею нетрудною крилцю на моея лады вои?

Мало ли тибяшетъ горѢ под облакы вѢяти,

ЛелѢючи корабли на синѢ морѢ?

Чему, господине мое веселие по ковылию развѢя?»

Ярославна рано плачетъ въ ПутивлѢ на забралѢ, аркучи:

«СвѢтлое и тресвѢтлое слънце! ВсѢмъ тепло и красно еси,

Чему, господине, прострѢ горячюю свою лучю на ладѢ вои?

В полѢ безводнѢ жаждею имъ луче спряже,

Тугою имъ тулии затче?»

3. Начинается беседа с ребятами:

Какое настроение у вас вызвало чтение отрывка?

Впечатлил ли вас этот старинный текст?

Все ли слова, которые вы услышали, вам понятны?

Эти слова вас чем-то удивили или поразили?

Что вы представили, когда звучал текст? (Ассоциации).

Вы можете произнести слова, которые вам запомнились?

Как вы думаете, почему этих слов нет теперь в русском языке?

Зачем же ученые сохраняют это произведение, оно ведь старинное?

4. Запись темы урока: «Живые» устаревшие слова.

На экране высвечивается слово «СТАРЫЙ»

(ребята должны в контексте словосочетания дать понятие каждому слову):

Старый человек - преклонных лет, доживающий свой век.

Старый дом – простоявший долго.

Старый губернатор – уже уволенный.

Дело старой памяти – прошлое.

Старый обычай – давний, старинный.

Старые слова – прежние, бывшие, давнишние, минувшие.

Что же такое старые слова (архаизмы)?

Архаизм(ы)- древний, старинный, обветшалый оборот речи.

5.Копилка слов.

Где же хранятся все слова на свете?

( Ученик рассказывает о чудаке, который собирал слова (о В.И. Дале).

Чудаки - хороший народ. Над ними посмеиваются, однако, их уважают. С чудаками жизнь становится интересней.

Может быть, самые интересные чудаки на свете – это собиратели. Чего только не собирают люди! Марки, открытки, картины, книги, цветы!

А в давние времена жил чудак, который любил собирать… слова… Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом этого собирания явился «Толковый словарь живого великорусского языка». Он состоит из 4 томов, в этих книгах собрано и объяснено много тысяч русских слов. Автор нам рассказывает о том, что обозначают эти слова, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в родстве. Рассказы эти интересны и подробны. В.И. Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.

6. Учитель. Сейчас я предлагаю прочитать сценку из кинофильма режиссера Л. Гайдая по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию» и найти в ней устаревшие слова.

(См. упр134, стр. 71 . Учебник для 5 класса под ред. Н.В. Нечаевой)

Текст сценки.

Иоанн ( кричит режиссеру Якину). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

Якин (хрипит). Живота…

Зина. Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

Иоанн. Живота? Ну, будь по-твоему…

Якин. Зинаида, подскажи мне что-нибудь по-славянски.

Зинаида. Паки.

Якин. Паки. Паки. Иже херувиме. Ваше сиятельство, смилуйтесь. Между прочим, вы меня не так поняли.

Иоанн. Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

Якин. Языками не владею, ваше благородие.

Иоанн. Жалую тебе шубу с царского плеча.

Зина (Якину). Благодари! Благодари!

Якин. Вельми понеже. Весьма вами благодарен.

Якин (позже). Поелику мы зело на самолет опаздываем.

7.Лексическая работа по тексту сценки. Ребята работают четырьмя группами. Записывают ответы в тетрадь.

1 группа - находит лексику Древней Руси;

2 группа - подбирает синонимы к устаревшим словам;

3 группа - дает толкование устаревших слов по словарю В.И. Даля;

4 группа – делает перевод устаревших слов на современный русский язык.

Результаты работы групп.

Прыщ (м.) –крошечный нарывчик в самой коже.

Живот (м.) – жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь.

Боярыня (ж.) – барыня. Встарь это был жалованный сан: знатнейшее сословие в государстве.

Паки (нар.) – опять или еще, снова, сызнова.

Иже, яже, еже (ср.) – местоимение (црк.) – кой, который.

Херувиме (м.) – высший ангельский чин, принимаемый нашею церковью. Херувимская или песнь церковная начинается словами: Иже херувимы.

Ваше сиятельство – почет князей и графов, их жен и детей.

Смилуйтесь (миловать кого?) - щадить или прощать, оказывать кому-либо милость, смягчать строгость.

Ежели, ежда – если, когда, коли.

Ваше благородие – дворянское происхождение.

Жалую, жаловать – дарить, награждать подарком, чином, отличием.

Вельми (црк., нар.) – весьма.

Понеже – ибо, потому что, так как.

Поелику (нар.)- поскольку, насколько, до чего-либо, до какой меры, степени.

Зело (нар., црк., стар.) –весьма, очень, сильно, крепко, дюже, больно. ( работа осуществлялась по «Толковому словарю русского языка. Современная версия». М., изд. ЭКСМО –Пресс, 2001).

8.Аутотренинг на формирование образного мышления. Детям предлагается закрыть глаза и представить…

Ясный день. Облака медленно плывут по небу. Вы взбираетесь на одно из них, уютно располагаетесь на его мягких подушках и плывете в этом море света и спокойствия. Над вами голубое небо, внизу - сине-зеленые картины, сады, блещет солнышко, стрекочут кузнечики.

9. Продолжение работы по сценке. Работают 2 группы.

Как иначе можно назвать эту сценку? (Полилог)

Смешная она или нет? Почему?

Найдите обращения, они изменились со временем?

Как мы сейчас обращаемся к незнакомым людям?

Результаты работы:

1 группа (современные обращения) 2 группа( старинные обращения)

Товарищ Сударь

Молодой человек Сударыня

Мужчина Госпожа

Женщина Государь (государыня)

Девушка Барышня

Хозяйка Ваше Величество

Хозяин Ваше высокоблагородие

Господин,госпожа Барич (барчонок)

Выводы и обобщения делает консультант каждой группы, предварительно посовещавшись.

Учитель:

- Устаревшие слова часто встречаются в специальных оборотах речи, устойчивых словосочетаниях, которые называются фразеологизмами.

10.Фразеологизм (ы). ( Вводится новое понятие).

Индивидуальное задание ученика. Выражение, оборот речи, устойчивое словосочетание, которое имеет значение все в целом. История возникновения фразеологизма «Заруби себе на носу». «На каком носу?» - спросите вы. В древности под словом «нос» понималась памятная дощечка, деревянная бирка для записей. Неграмотные люди носили с собой эти бирки (носы) и делали на них зарубки на память.

11. Творческая письменная работа по упражнению 133, стр. 71

(Эту работу заранее подготовил и контролирует ученик)

Биться об заклад – уверять

Заморить червячка – слегка закусить

Как зеницу ока - беречь тщательно

Ничтоже сумняшеся - ничуть не задумываясь

Разделать под орех – сильно отругать

Притча во языцех – предмет общих разговоров

Бразды правления - государственная или административная власть

Ищите и обрящете - ищите и найдете; приложите усилия и получите желаемое.

Учитель:

- Устаревшие слова можно встретить в крылатых выражениях, пословицах и поговорках русского народа.

12. Пословица – это краткое изречение, применяемое к разным случаям жизни. В.И. Даль назвал эти поучения «ходячим умом народа».

 - Работа над старославянским и древнерусским вариантами пословиц. Ребятам необходимо записать современный вариант.

Копаяи яму под ближним своим, въпадеться в ню.

Копающий яму под ближним своим – упадет в нее.

Не копай яму другому, сам в нее попадешь.

Не остави друга древнего, новый бо не будет ему подобен.

Не покидай старого друга: ведь новый не будет похож на него.

Старый друг лучше новых двух.

13. Физкультурная минутка «Напиши свое имя» (работа на воображение). Поднимаем правую руку, опускаем ее и представляем, что мы взяли в руку кисть для покраски стен, опускаем кисть в краску и медленно пишем воображаемой кистью свое имя. Точно такое же действие производим и левой рукой (повторяем 2 раза).

14. Подбери к устаревшим словам родственные, которые активно употребляются в наши дни.

1. Персты (пальцы)- перстень, перчатка.

2. Чаять (ожидать) – чаяния.

3.Тщание (старание) – тщательно.

4. Коло (круг) – окружность.

 Запомни!

Рамена - плечи, ланиты - щеки, очи - глаза, ошую - слева, одесную - справа, шуйца – левая рука, десница – правая рука, уста – губы.

15. Рефлексия.

16. Итоги урока.

16. Домашнее задание (дифференцированное)

 а) подготовить устное сообщение на тему:   «Живые» устаревшие слова»;

 б) нарисовать рисунок по теме урока, подобрать к нему пословицу.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации