Устный журнал к уроку литературы «Волшебство Николая Носова» (1–5 класс)

9
6
Материал опубликован 18 November 2018 в группе
     Цель: Создание условий для  формирования читательской компетенции обучающихся с ОВЗ.
     Задачи: 
1. Содействовать развитию читательского интереса через знакомство с биографией и произведениями  писателя.
2. Формировать  нравственные качества, социальную активность обучающихся
3. Развивать  художественный  вкус, коммуникативные навыки обучающихся.
4. Корригировать  мыслительные процессы, внимание,  образную память.
 
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация "Волшебство Николая Носова",  книжная  выставка "Николай Николаевич Носов и его герои",  выставка творческих работ детей "Незнайка и его друзья".
Устный журнал проводится для обучающихся 1-4 классов. Песни и танец исполняют ребята 1-4 классов. Инсценировки  исполняют участники кукольного театра "Колобок" (5 класс).  
 
     Оргмомент.
 Отрывок из  мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей».
Ведущий: Добрый день! Ребята, на экране  вы увидели человечек-коротышек, о забавных приключениях которых вы читали и смотрели мультфильмы.  Назовите их имена. (Ответы детей). А кто придумал Цветочный город и его обитателей?  (Ответы детей)
  Правильно, Николай Николаевич Носов – автор, придумавший Незнайку и его весёлых, непоседливых друзей. Чтобы придумать замечательных героев, любимых многими поколениями читателей, нужно жить интересной жизнью, много знать и уметь.
        Постановка цели и задачи.
  Вы посмотрели отрывок из мультфильма и ответили на мои вопросы, а как вы думаете, ребята, о чем мы будем вести разговор, листая страницы нашего устного журнала? (Ответы детей)
23 ноября исполняется 110 лет со дня рождения детского писателя Николая Николаевича Носова.  Юбилею писателя мы посвящаем наш устный журнал  «Волшебство Николая Носова».
        Основная часть.
  Первая страница нашего устного журнала называется «Ступеньки  Николая Носова»
 
    Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в  Киеве.
Детство писателя проходило в городке Ирпень.  Отец писателя был эстрадным актером и какое - то время в семье считали, что Николай пойдет по стопам отца.
Чем только не увлекался в детские и юношеские годы будущий писатель - шахматы и фотография, электротехника и музыка, театр и даже пытался сочинять!
    Играл на скрипке, увлекался химией, и думал поступать на химический факультет Политехнического  института, но передумал и поступил в институт кинемотографии.
Николай Николаевич работал киножурналистом. В годы Великой Отечественной войны он  создал документальные фильмы, которые обучали  работе с техникой, за что был награжден  орденом Красной Звезды. Двадцать  лет он проработал кинорежиссером.
   Подрастал сын - и Николай Николаевич начал сочинять рассказы для сына и его друзей.  Первый свой рассказ "Затейники"  он опубликовал в 1938 году в журнале "Мурзилка".
Позже были опубликованы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша", которые вошли в первый сборник "Тук-тук-тук" (1945 год). Через год вышел новый сборник рассказов "Ступеньки".
    Лев Кассиль заметил однажды,  что начав со «Ступенек»,  Николай Николаевич Носов «зашагал по высоким ступеням талантливой литературы». 
    Произведение "Витя Малеев в школе и дома" было издано в журнале «Новый мир» и выдвинуто на соискание премии.  Рассказ получил высокую оценку, а писатель награжден Сталинской премией третьей степени. Только тогда Николай Николаевич Носов решает полностью посвятить себя литературному труду. Он уходит из кинематографии и пишет замечательные произведения.
    Сын Николая Николаевича  Пётр был фотокорреспондентом. Его считают классиком репортажной фотографии.
Умер Николай Николаевич Носов в 1976 году в Москве.
    Внук Николая Николаевича вспоминает, что дедушка всегда был занят, но  находил время поиграть с ним. Николай Николаевич покупал для внука развивающие игрушки. 
    Детские увлечения техникой, изобретательством, познанием всего нового Николай          Николаевич Носов пронес через всю жизнь и герои его книг такие же непоседливые, увлекающиеся ребята, которые активно познают мир.
Николай Николаевич Носов написал трилогию о Незнайке, за которую удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской в 1969 году.
     Ребята,  для вас звучит песня «Гимн Незнайки и его друзей» Ю.Энтина,  в исполнении учащихся 4 класса.
 
  Ведущий: Давайте откроем вторую страницу нашего устного журнала «Фантазеры Николая Носова».
    Озорные мальчишки и девчонки, непоседливый народ...  Николаю Николаевичу Носову удалось рассказать в своих произведениях о том, как ребята учатся в школе, решают свои важные проблемы: варят кашу, заливают каток, мастерят инкубатор, дрессируют собак и всегда стремятся стать честными, справедливыми  и трудолюбивыми.
   Посмотрите инсценировку рассказа «Наш каток» [6].
Ведущий 1: Ребята решили делать во дворе  каток.
Костя: Только надо, ребята, сначала получить разрешение у управдома. Иначе и начинать нельзя. Дворничиха всё равно ничего делать не даст.
Мишка: А вдруг управдом не позволит? Летом просили волейбольную площадку устроить - не разрешил, зверь такой!
Костя: Я думаю, разрешит. Дмитрий Савельевич хороший человек. Только с ним надо дипломатично поговорить.
Мишка:  Это как - дипломатично? 
Костя:  Ну, значит, вежливо. Взрослые любят, чтоб с ними вежливо разговаривали, а такие слова, как “зверь”, никому не могут понравиться.
Мишка: Что ты!  Да разве я такие слова когда говорю? Это я ведь за глаза только.
Костя:  “За глаза”! Ты в глаза ещё и не такое скажешь! Я тебя хорошо изучил. Вот придём в домоуправление, так ты уж лучше молчи, я сам поговорю с управдомом как надо.
Мишка: Ладно.
Сцена в домоуправлении. Управдом сидит за столом и что-то пишет. Входят ребята.
Костя вежливо:  Здравствуйте, Дмитрий Савельевич.
Управдом пишет, не обращая внимания на ребят: Здравствуй, дружок, здравствуй! 
Костя:  Мы к вам, Дмитрий Савельевич.
Управдом: Вижу, дружок, вижу. Зачем пришли?
Костя:  Хотим немножко поговорить с вами.
Управдом:Ну, говори, говори.
Костя: Хотим спросить у вас.
Управдом: Спрашивай, спрашивай.
Костя: Мы хотим спросить у вас, Дмитрий Савельевич, одну вещь: скажите, пожалуйста, вы должны вести у нас какую-нибудь спортивную работу?
Управдом смотрит на ребят поверх очков: Какую это спортивную работу? 
Костя:  Ну, как управдом вы должны вести у нас спортивную работу.
Управдом: То есть, по-моему, это вы... Вы сами должны вести спортивную работу.
Костя: Мы это понимаем.  Мы сами должны вести спортивную работу. А вот вы нам помогать будете?
Управдом: А что вы хотите сделать?
Костя:  Мы хотим устроить каток на зиму.
Управдом: А, хорошо, хорошо! Делайте, что ж... А где вы его хотите сделать?
Костя: Мы хотим разровнять в садике землю, полить водой и провести электричество, чтобы можно было кататься при свете.
Управдом: Действуйте, ребятки, а если что понадобится, приходите ко мне.
Сцена на улице. Ребята вышли от управдома.
Мишка: Вот что значит дипломатический разговор! Ты молодец, Костя. Я теперь тоже так буду.
 
Ведущий задает вопросы зрителям:
1. Ребята  решили залить каток. Как вы думаете, почему они вначале пошли к управдому? А вы знаете, кто такой управдом?
(Ответы детей. Управдом- управляющий домами, решает все вопросы по ремонту дома, следит за техническим состоянием дома и организует работу по содержанию порядка в местах общего пользования в доме  и во дворе).
2. Как вы думаете, почему ребята вначале продумали разговор с управдомом?
(Ответы детей)
3. Почему управдом согласился с ребятами, что каток необходим?
(Ответы детей: о важности спорта в жизни, о здоровье и о том, что они сделают каток самостоятельно)
4. Ребята, а как вы поняли - в чём заключается "дипломатический" разговор?
(Ответы детей)
 
Ведущий: Ребята, посмотрите отрывок из рассказа «Фантазеры» [6]:
Сценка в саду. 
Ведущий 1: Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
Мишутка: Сколько тебе лет? 
Стасик:  Девяносто пять. А тебе?
Мишутка:  А мне сто сорок. Знаешь,  раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
Стасик: А я, сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
Мишутка: А я, когда был большой, всю реку мог переплыть.
Стасик: У! А я море мог переплыть!
Мишутка: Подумаешь - море! Я океан переплывал!
Стасик:  А я раньше летать умел!
Мишутка:  А ну, полети!
Стасик: Сейчас не могу: разучился.
Ведущий 1: Ребята ещё долго рассказывали друг другу о том, что с ними бывало, но тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
Игорь: Вот врут-то! И вам не стыдно?
Стасик:  А чего стыдно? Мы же никого не обманываем. Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
Игорь презрительно фыркнул:  Сказки! Нашли занятие!
Мишутка: А ты думаешь, легко выдумывать!
Игорь: Чего проще!
Стасик: Ну выдумай что-нибудь.
Игорь:  Сейчас...  Пожалуйста... Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...
Мишутка:  Ну, что ты все "э" да "э"!
Игорь:  Сейчас! Дайте подумать.
Стасик: Ну, думай, думай!
Игорь: Э-э-э...  Сейчас, сейчас... э-э-э...
Стасик: Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!
Игорь: Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
Стасик:  Ну и что же ты тут выдумал? 
Игорь: Ничего. Как было, так и рассказал.
Мишутка:  А говорил - выдумывать мастер!
Игорь:  Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
Мишутка: Какая польза?
Игорь: А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
Мишутка: Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! 
Игорь: А тебе что?
Мишутка: Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!
Игорь:  Сами вы брехуны!
Стасик:  Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
Игорь:  Я и сам не стану с вами сидеть.

   Ведущий задает вопросы зрителям:
1. Ребята, вы посмотрели отрывок из рассказа "Фантазеры". Как вы думаете, а фантазёры - это кто? (Ответы детей)
2. Ребята, а можно Игоря назвать фантазером? Почему? (Ответы детей)
3. Почему поступок Игоря возмутил Мишутку и Стасика? (Ответы детей)
4. Как вы думаете, Игорь осознал, что он поступил нечестно по отношению к своей сестре? (Ответы детей)
Ребята, прочитайте рассказ "Фантазёры" и вы увидите, как поступили Мишутка и Стасик, когда встретили Иру. Справедливым и честным человеком можно и нужно быть всегда и во всех даже самых  обычных делах.
(Ведущий показывает книгу Н.Носова "Фантазёры").

Ведущий: Как из отстающего ученика превратиться в отличника. Как научиться работать над собой: выполнять домашние задания, когда так хочется играть с друзьями? Всё это можно узнать, прочитав книгу Николая Николаевича Носова "Витя Малеев в школе и дома".
Учеба, общение с друзьями и ёще очень много важных моментов описывает автор в этой книге.
   Посмотрите отрывок из книги Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»[5].
  
   Ведущий 2: Два друга Костя и Витя организовали в классе библиотеку.
Старые книги ребята принесли домой к Вите, чтобы починить. Сестра Вити Лика решила им помочь.
Костя  ворчит:  Ну вот! Не знаю, что ребята делают с книжками. Бьют друг друга по голове, что ли?
Лика:  Кто же это дерется книжками?  Вот еще выдумал! Книги вовсе не для того.
Костя:  Почему же переплеты отрываются? Ведь если я буду сидеть спокойно и читать, разве переплет оторвется?
Лика:  Конечно, не оторвется.
Костя: Вот об этом я и говорю. Или вот, смотрите: страница оторвалась! Почему она оторвалась? Наверно, кто-то сидел да дергал за листик, вместо того чтоб читать. А зачем дергал, скажите, пожалуйста? Вот дернуть бы его за волосы, чтоб не портил книг! Теперь страничка выпадет и потеряется, кто-нибудь станет читать и ничего не поймет. Куда это годится, спрашиваю я вас?
Витя: Верно,  никуда не годится.
Костя кричит:  А вот это куда годится? Смотрите, собака на шести ногах нарисована! Разве это правильно?
Лика:  Конечно, неправильно.  Собака должна быть на четырех ногах.
Костя:  Эх, ты! Да разве я о том говорю?
Лика: А о чем?

Ведущий задаёт вопросы зрителям.
1. Ребята, о чем говорил Костя? (Ответы детей)
2. Почему Костя беспокоится о книгах? (Ответы детей)
3. Ребята, а как вы думаете, почему Николай Николаевич Носов затронул вопрос о бережном отношении к книгам в своем произведении? (Ответы детей).
4. А какие правила обращения с книгами знаете вы? (Ответы детей).
Давайте будем читать и беречь книги!

   Ведущий: А сейчас для вас танцевальная группа исполнит танец "Коротышки".
Ведущий: Ребята, давайте откроем третью страницу нашего устного журнала «Коротышки из Цветочного города»
    Николай Николаевич Носов придумал сказочных героев – Незнайку и его друзей. Писатель упоминал, что еще в детстве придумал человечков не больше огурца.
   Вбегает Незнайка и декламирует:
                          Знайка шел гулять на речку,
                          Перепрыгнул через овечку.
Следом вбегает Знайка:
 -Что?- закричал Знайка.-Когда это я прыгал через овечку?
-Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, - объяснил Незнайка.
- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять?- вскипел Знайка...
 Незнайка: Ой, а где это мы?
Ведущий: Здравствуйте,  Знайка и Незнайка! 
Незнайка: А откуда вы нас знаете-то?
Ведущий: Как хорошо, что вы зашли к нам в гости. Сегодня мы вспоминаем замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова и героев его книг.Мы читали о вас в книжках.
Незнайка: И что,  там обо мне написано? И о Знайке? И о Тюбике? Правда-правда?
Знайка: Видишь, Незнайка, ребята, тоже умеют читать.
Незнайка: И я учусь хорошо читать! Ребята, а о ком еще из нашего цветочного города вы читали?
(Ответы детей)
    Ведущий: А еще мы читали о вашем путешествии в Зеленый город.
Знайка: Тогда ответьте, пожалуйста,  на вопрос – на чем мы путешествовали, когда оказались в Зеленом городе?
(Ответы детей: на воздушном шаре).
      Незнайка: Цветик даже сочинил стихи:
                                     Огромный шар, надутый паром,
                                     Поднялся в воздух он недаром.
                                     Наш коротышка хоть не птица,
                                     Летать он все-таки годится.
                                     И все доступно уж, эхма!
                                     Теперь для нашего ума!
Ведущий: Друзья, у нас есть посылка для жителей Цветочного города. Отгадайте, для кого предназначены эти вещи. А Знайка и Незнайка определят, верно ли ваше утверждение.
Достает из коробки:
Сироп - для Сиропчика
Отвертка- для Винтика и Шпунтика
Йод - для Пилюлькина
Ружьё - для Пульки
Кисточка- для Тюбика
Ноты - для Гусли
Булочка - для Пончика
Телескоп - для Стекляшкина
Книга - для Знайки
Зеленый галстук - для Незнайки
    Знайка: Молодцы, ребята,  правильно определили все подарки.
Незнайка: А вы знаете название улицы, где Знайка и другие живут? (Ответы детей). Правильно, улица Колокольчиков. Всё знаете!
А я однажды решил стать музыкантом - вспомните на каких инструментах  я учился играть?
(Ответы: пробовал на балалайке, скрипке, учился на трубе)
А однажды я решил стать художником. Но ничего не вышло. Почему?
(Ответы детей: всем нравились другие портреты, а не свои).
Вот я решил стихи сочинять, а Знайка опять недоволен!
         Знайка: Ребята, Незнайка совсем не умеет сочинять стихи. И даже рифмы не может подобрать. А ведь для поэтов - это так просто!
Давайте вместе с вами  объясним Незнайке какие бывают рифмы. 
Я называю слово, а вы рифму:
Незнайка - лужайка, балалайка
Шпунтик - Лунтик,
Цветочек- листочек,
Стихи - неплохи,
Поэт - куплет,
Пончик - батончик.
Незнайка: Спасибо, ребята! 
   Ведущий: Ребята, а вы знаете, что Николай Николаевич Носов написал песенку к мультфильму "Приключения Незнайки". Предлагаю вам её послушать в исполнении ребят  третьего класса.
    Звучит песня "В траве сидел кузнечик", слова Н. Носова, музыка В.Шаинского.
               Рефлексия
Знайка: Ребята, если вам понравился наш устный журнал - похлопайте в ладоши, а если вам было скучно и не интересно, то потопайте ногами.
Спасибо!
Ведущий: Ребята, Николай Николаевич Носов написал много замечательных, интересных, поучительных, занимательных произведений. Это повести, романы, рассказы. Его книги выходят каждый год большими тиражами, по его произведениям созданы мультфильмы и художественные фильмы "Два друга", "Дружок", "Фантазеры".
Свою биографию Николай Николаевич Носов  описал  в повести "Тайна на дне колодца". Также о себе автор пишет в произведении "Повесть о моём друге Игоре".
Знакомьтесь с произведениями  Н.Н. Носова на нашей книжной выставке " Николай Николаевич Носов и его герои". 
Обзор литературы.
 
Список использованных ресурсов:
1. Биография Николая Носова.- Режим доступа: http://stories-of-success.ru/pisatel/nikolaya-nosova
2.  Гладков, Г.  Танец "Коротышки": песня из мюзикла "Приключения Незнайки".- Режим доступа: http://songspro.ru/18/Tantsuyushchie-korotyshki/tekst-pesni-Korotyshki
3. Николай Николаевич Носов.-Режим   доступа: https://ria.ru/spravka/20131123/978957074.html- http://www.rodb-v.ru/writers/nosov/
4. Носов, Николай Николаевич.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87- 
5. Носов, Н.Н. Витя Малеев в школе и дома.-М.: Самовар, 2017.-176 с.:ил.-(Школьная библиотека)
6.Носов, Н.Н. Фантазёры. Весёлая семейка. Приключения Незнайки и его друзей/ Рис. Г. Валька.-М.:Дет.лит., 1988.- 368 с:ил .-(Подарок)
Комментарии

Спасибо за полезный материал по творчеству Н.Носова!

19 November 2018

Раиса Поликарповна, благодарю за отзыв!

19 November 2018

Интересное мероприятие! Спасибо, Татьяна!

20 November 2018

Марина, спасибо за отзыв!

22 November 2018

Объемная и интересная работа!!! Спасибо, за Ваш творческий труд!!!

10 February 2019

Спасибо за отзыв!!!!!!!!!

11 February 2019