12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Махотин Алексей Николаевич179
Преподаватель СПО
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «Проф.тех.образование»

Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА


ПМ.01 Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования

МДК.01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними»

Раздел 1 Грузоподъемные и транспортные средства


на тему:

«Устройство домкратов, лебедок, тали, тельфера, кошки»


для специальности: 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)






Разработал :

преподаватель Махотин А.Н.

t1664275021aa.jpg





Сыктывкар 2020г

Аннотация

к методической разработке « Организация открытого урока по МДК. 01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними».


Актуальность данной разработки заключается в большой значимости изучения грузоподъемного оборудования, а также связи образовательного междисциплинарного комплекса МДК. 01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» с такими дисциплинами как «Детали машин», и «Технологическое оборудование».

Целью урока является получение студентами теоретических и практических знаний. Ярким отличием данного урока является комплексный способ подачи научных материалов. Он заключается в демонстрации современных образовательных видеоматериалов, чертежей грузоподъемного оборудования, с их последующим разбором и, непосредственно, сами модели изучаемого оборудования. Значимость методической разработки для преподавателей заключается в том, что создана готовая, интересная и эффективная модель проведения урока по изучаемой теме, а для студентов в изучении целого блока грузоподъемного оборудования в течение 90 минут с возможностью практического применения своих знаний. Студенты в дальнейшем, наблюдая серьезную подготовку к уроку со стороны преподавателя, наиболее ответственно и осознанно готовятся к сдаче дифференцированного зачёта. Организация работы на уроке осуществляется по модели Преподаватель-группа. Урок выстроен в системе деятельностного подхода, с периодическим применением исследовательского метода и практико-ориентированного метода организации учебной деятельности. Приемы, используемые на уроке: «анализ увиденного/услышанного в видеоматериале», «разбор чертежа», опрос по изученному материалу, практическое применение оборудования, встречные вопросы со стороны студентов, всё это позволяет создать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов. Помимо целостного представления об устройстве, принципе работы и применении промышленного грузоподъёмного оборудования, у студентов должны сформироваться определённые общие и профессиональные компетенции, соответствующие ФГОС по изучаемой теме.

Рецензия

на методическую разработку «Организация открытого урока по МДК. 01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними».


Главной целью данного урока является получение студентами теоретических и практических знаний по изучаемой теме, а также формирование общих и профессиональных компетенций согласно требований ФГОС.

В соответствии с целью определены образовательные задачи, а именно, изучить устройство грузоподъёмного оборудования, понять принцип его работы, области его применения и освоить основные навыки управления оборудованием. Изучить технику безопасности.

Урок имеет большое развивающее значение. В центре внимания – принцип работы оборудования. Применяемые видео, фото и наглядные материалы отвечают на вопросы: «Как устроено оборудование?», «Каковы его возможности?», «Какова область его применения? И пределы его возможностей?»

При изучении отдельных подтем урока используются индивидуальная, фронтальная, коллективная формы работы, что позволяют в течение всего урока поддерживать активность и внимание обучающихся.

В ходе ведения занятия преподаватель применяет современные инновационные методы обучения, а именно урок получения нового знания с элементами обобщения и систематизации и исследовательский метод. Время на уроке распределено с учётом подачи материала и получения обратной связи со стороны обучающихся по только что изученному материалу.

Итогом деятельности студентов на уроке считаются: правильное понимание устройства и принципа работы оборудования, формирование компетенций, освоение техники безопасности. Обучающиеся должны продемонстрировать умения: освоить и систематизировать изученный материал.

  Содержание урока и методразработки соответствует выбранной теме, практически значима. Материалы могут быть использованы преподавателями, работающими в системе профессионального образования. Заявленные задачи методической разработки решены. Разработка структурирована, последовательна, логична.




























Содержание



1 Введение……………………………………………………….………………….6.

2 Сущность обучения МДК.01.01………………………....……………...............7.

3 Методика организации и проведения открытого занятия……………….……9.

Литература ….…….………………………………………………..……….......10.

4 Структура учебного занятия……………………..…………………………….11.

5 План занятия…………………………………………………………………….15.

Заключение……………………………………………………………………...36.

Литература………..…………………..………………………………………….38.





























Введение


Междисциплинарный комплекс 01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» широкоспециализирован в своем содержании. Для обучения студентов по данному модулю, преподавателю необходимо обладать глубокими техническими знаниями по другим спецдисциплинам, а также опытом эксплуатации указанного оборудования. Для наилучшей формы подачи знаний, преподавателю «производственнику» необходимо заранее к уроку осуществить подготовительный этап и изучить методики проведения уроков.

Рассматриваемый урок посвящен изучению устройства и принципа работы грузоподъёмного оборудования, такому как: домкраты, лебёдки, тельферы, тали, кошки. Структура урока будет подразделятся на небольшие блоки, посвященные отдельно взятому оборудованию. Каждый блок будет сопровождаться демонстрацией научных фото и видеоматериалами, рассмотрением чертежей и их дополнительными комментариями со стороны преподавателя. Согласно цели урока студенты будут опробывать изучаемое оборудование на холостом ходу, т.е получать навыки эксплуатации грузоподъемного оборудования.

В ходе урока будут использованы следующие образовательные технологии:

Технология модульного обучения

Технологии проблемного обучения

Личностно-ориентированные образовательные

Здоровьесберегающие

Информационно-коммуникационные технологии.

Таким образом, реализуется качественный образовательный процесс, где студентам с первых минут обозначаются цели урока и его структура. По примерам применения студенты понимают и значимость изучаемого материала, для их профессиональных компетенций. На данном открытом уроке студенты изучат образцы грузоподъёмного оборудования, приобретут навыки его эксплуатации. Серьёзное внимание будет уделено технике безопасности.



2. Сущность обучению по МДК.01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними»


«Природа так обо всем позаботилась,

что ты повсюду находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи

МДК.01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» занимает учебном плане одно из ведущих мест в образовательном процессе техникума.

Тема урока соответствует календарно-тематическому плану и рабочей программе профессионального модуля, что является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО. В ходе проведения урока преподаватель обязан довести до студентов цели и задачи учебной дисциплины, а также требования к результатам освоения учебной дисциплины. Где одна из главнейших целей:

- иметь практический опыт в руководстве работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования;

Следующей важней целью для студентов является приобретение следующих умений:

выбирать технологическое оборудование; составлять схемы монтажных работ;

пользоваться грузоподъемными механизмами;

пользоваться условной сигнализацией при выполнении грузоподъемных работ;

рассчитывать предельные нагрузки грузоподъемных устройств;

пользоваться нормативной и справочной литературой;

Частью осваиваемых компетенций являются знания. Приобретение следующих знаний является важной целью на уроках по изучению грузоподъёмного оборудования:

условные обозначения в кинематических схемах и чертежах;

классификацию технологического оборудования;

устройство и назначение технологического оборудования;

классификацию грузоподъемных и грузозахватных механизмов;

основные параметры грузоподъемных машин;

правила эксплуатации грузоподъемных устройств;

средства коллективной и индивидуальной защиты

Все выше перечисленные знания, умения, навыки в совокупности слагают основу компетенций – общих и профессиональных.

Сущность обучению МДК.01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» заключается в  достижении обозначенных «ЗУНов», путем максимальной доступности изучаемого материала для студентов. Наглядность и практикоориентированность занятия повысят , соблюдение учащихся правил охраны труда и техники безопасности. Обратная связ студентов с преподавателем позволит первым качественно изучить грузоподъемное оборудование.

При изучении МДК. 01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними» необходимо предусматривать:
1. Углубленное изучение инструкций по технике безопасности при грузоподъёмных работах в целях предупреждения аварийности и травматизма.

2. Подробное изучение студентами устройства и принципа работы оборудования с практическимприменением.
3. Рассмотрение и анализ передовых методов и приемов труда.

Для качественного изучения МДК.01.01. имеются специализированные кабинеты, технические средства обучения, схемы, стенды, наглядные пособия, модели оборудования, документация и техническая литература, инструкции, а также учебные видеофильмы, в том числе по охране труда.









3. Методика организации и проведения открытого занятия

«Обучение - это не зрительский спорт».

Д. Блочер

Открытый урок проведен в форме лекции с элементами исследовательского метода, с применением демонстрационных средств :

Кинематические схемы привода

Фотографии оборудования

Учебные видеоматериалы

Реальное грузоподъёмное оборудование

Технологии, применяемые на уроке:

Информационно-коммуникационные

Здоровье-сберегающие

Технология модульного обучения

Личностно-ориентированные образовательные

Технологии проблемного обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

По своему назначению методика проведения открытого урока носит исследовательский характер, в течение которого осуществляется изучение устройства грузоподъёмного оборудования, а также его влияние на производительность и безопасность работ. По ходу продолжения урока учащиеся проявили внимание и ответственность к изучаемой теме. Важность безопасности грузоподъёмных работ, широкое распространение грузоподъёмного оборудования предопределили выбор применяемой методики открытого урока. За основу урока была взята научная лекция в форме презентации и поисковый метод. Также применение практико – ориентированного метода, когда обучающиеся опробывают исследуемое оборудование на холостом ходу наилучшим образом закрепляет изученный теоритический материал. В данном случае открытый урок готовился по определенному алгоритму, где каждому типу грузоподъёмного оборудования отводился свой блок. В ходе подготовки к открытому уроку мною изучены различные методы и их характеристики, из них отобраны и применены наиболее подходящие под форму урока, его задачи и специфику предмета. Вышеуказанные методы способствовали выполнению плана урока и его содержанию.

Литература

Балашова Ю. В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении // Среднее профессиональное образование. - 2009. - N 6. - С. 74

Зверева, Н. А. Применение современных педагогических технологий в среднем профессиональном образовании / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 161-164.

Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.





























Структура учебного занятия

МДК.01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними»

Специальность: 15.02.1212 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям), курс IІ группа МЦ – 21

Продолжительность занятия: 90 минут

Тема урока: Устройство и работа домкратов, лебедок, тали, тельфера, кошки.

Тип урока: комбинированный, формирования умений

Метод обучения: Урок получения нового знания с элементами обобщения и систематизации; Исследовательский метод

Технологии

Технология модульного обучения

Технологии проблемного обучения

Личностно-ориентированные образовательные

Здоровьесберегающие

Информационно-коммуникационные технологии.

Задачи занятия для преподавателя:

- образовательная (дидактическая): освоение и углубление теоретических знаний по теме устройства домкратов, лебедок, талей, тельферов и кошек, приобретение студентами практических навыков по и применению указанного оборудования. Развитие профессионального мышления.

- воспитательная: воспитание интереса у студентов к своей будущей профессии, стремление применить освоенные знания на практике.

- развивающая: развитие способности наблюдать, делать выводы, развитие стремления к профессиональному росту.

Задачи для студентов: выработать умение самостоятельно применять новые знания на практике.

Формируемые компетенции:

ПК 1.2

Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии технической документацией.

ПК 1.3

Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии технической документацией.

ПК 3.4

Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства.

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 04.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством и клиентами.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Форма отчетности по занятию: выполнение студентами конспекта в тетради для лекционных работ.

Обеспечение занятие:

-ПК, мультимедийное оборудование: кинопроектор, экран.

-Демонстрационное оборудование: домкраты винтовые «трапеция», «фабия», гидравлические «подкатной» и «бутылочный», реечный домкрат.

Знания и умения, приобретаемые студентами:

1. Углубленное изучение технологических процессов применения и управления грузоподъёмного оборудования, конструкций, схем.

2. Изучение студентами инструкций по эксплуатации грузоподъёмного оборудования и безопасных приемов обслуживания оборудования в целях предупреждения аварийности и травматизма.
3.Изучение студентами передовых методов и приемов труда.
4. Совершенствование навыков в своевременном выявлении и устранении неисправностей технических средств непосредственно в производственных условиях, с проведением практических занятий по действиям работников в условиях отказов технических средств. 

На уроке применяется презентация на основе фотографий и видеоматериалов о грузоподъемном промышленном оборудовании. Составитель преподаватель А.Н. Махотин. Сыктывкар 15.01.2020г

Межпредметные связи

Технологическое оборудование, Материаловедение, Детали маши.

Этапы учебного занятия

Учебные вопросы занятия

Работа студентов

Технологии

Компетенции

Время, мин

1

Организационный момент

- приветствие студентов

- выявление отсутствующих с отметкой в журнал

- сообщение темы и цели занятия

- ознакомление с ходом проведения работы



Приветствие,







фиксирование в тетради темы и цели занятия

Информационно-коммуникационные

Здоровье-сберегающие, Технология модульного обучения



ОК 01

ОК 04





5 мин

2

- классификация, устройство и принцип работы различных домкратов

- правила техники безопасности

- приведение примеров применения в промышленности, обсуждение при участии студентов всей группы

- наглядная демонстрация образцов оборудования



ответы на текущие вопросы со стороны преподавателя по чертежам, схемам, просмотренному видеоматериалу, постановка встречных вопросов, практическое закрепление правил эксплуатации домкратов

Информационно-коммуникационные

Личностно-ориентированные образовательные



Технологии проблемного обучения




ОК 01.

ОК 10.

ПК 1.2

ПК 3.4





40 мин

3

- классификация, устройство и принцип работы различных лебедок

- подробно о деталях их материалах, возможные неисправности

- правила техники безопасности


ответы на текущие вопросы со стороны преподавателя по чертежам, схемам, просмотренному видеоматериалу, постановка встречных вопросов, опробование работы ручной барабанной лебедки на холостом ходу

Информационно-коммуникационные

Личностно-ориентированные образовательные



Технологии проблемного обучения


ОК 01.

ОК 10.

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.4

15 мин

4

- Устройство и принцип работы талей, тельферов, кошек.

- оформление схем в виде лекционных конспектов, фиксация технических характеристик оборудования

- правила техники безопасности


просмотр и обсуждение в группе современных производственных видеороликов

конспект изучаемого материала: определения, технические характеристики,

чтение кинематических схем.


Информационно-коммуникационные

Личностно-ориентированные образовательные



Технологии проблемного обучения


ОК 01.

ОК 10.

ПК 1.2

ПК 1.3

ПК 3.4

25 мин

5

Подведение итогов занятия, оценивание ответов и работы студентов, поручение домашнего задания

Запись домашнего задания

Здоровье-сберегающие

ОК 01.

ОК 04.

5 мин






5. План занятия


Тема: Устройство и работа домкратов, лебедок, талей, тельферов, кошек.


Цели:

- изучение устройства и принцип работы грузоподъемного оборудования

- изучение принципов безопасной работы с грузоподъемным оборудованием

- ознакомление с областью применения изучаемого оборудования


Задачи:

- развитие познавательного интереса, логического мышления

- формирование умений анализировать на основе нескольких источников

- формирование умений осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности

Ход занятия


Звучит звонок на урок. Данное занятие проводится как Урок Открытый поэтому, кроме настроенных на мероприятие студентов в кабинете присутствуют ещё приглашенные преподаватели. Я приветствую всех присутствующих: - Здравствуйте, студенты! Приветствую Вас, уважаемые Коллеги! Прошу садиться!

Я открываю журнал группы МЦ21 на странице преподаваемой дисциплины, заполняю дату и отмечаю отсутствующих студентов. Далее следует объявление темы нашего урока согласно календарно-тематического плана, а также цели для достижения студентами, соответственно плана учебного занятия.

Для создания учебного настроя у студентов я объявляю им перечень изучаемого оборудования, которое заранее подготовлено и выставлено перед ними на первых партах и сообщаю им, что наш урок будет проходить в форме последовательного изложения материала с моей стороны. Со стороны студентов потребуется сконцентрированное внимание. Также их активное участие, когда для этого будет отведено время. В помощь для создания рабочего настроения и внимания у них мною будет вызван интерес, который обеспечится за счет просмотра современных тематических видеоматериалов и фотографий. Процесс обучения будет несложным, так как на нашем уроке имеется рассматриваемое оборудование. Чтобы изучаемая тема лучше усвоилась, периодически мы будем выполнять конспекты в виде основных определений и схем, которые также необходимо подписывать. На отдельных этапах урока закладывается оценивание знаний учащихся по их ответам на вопросы, которые в свою очередь заложены в структуру презентации и служат для развития и закрепления темы.

После объявления студентам и гостям структуры, целей и задач урока я перехожу к изучению нового материала, диктуя название первого вопроса для записи в рабочих тетрадях:

Вопрос 1. Домкраты
Классификация, применение, устройство, принцип работы, техника безопасности.

Домкраты – грузоподъемное оборудование для перемещения груза на сравнительно малую высоту - до 0,6 метра.

По характеру рабочего процесса - это машины периодического действия. Главный параметр – грузоподъемность. Характеризуются зоной обслуживания, вылетом и высотой подъема груза, скоростями рабочих движений, массой, мощностью, опорными нагрузками, грузовым моментом.

Классификация домкратов

Домкраты - это винтовые, реечные, поршневые, гидравлические толкатели грузов на высоту до 0,6м. Применяют на монтажных и ремонтных работах.


t1664275021ab.gif

Перечисляя все изучаемые модели домкратов, я сопровождаю их демонстрацию указкой на изображении экрана, чтобы каждому было ясно о какой модели в данный монет идет речь и как она выглядит.


t1664275021ac.png

Далее я запускаю видеоматериал о винтовом домкрате, где технический специалист проводит презентацию характеристики домкарата Зубр 43040-2, его преимущества и выгоды:

«Мы рады представить Вам винтовой домкрат Зубр 43040-2, предназначенный для поднятия грузов. Эта модель представляет собой простое и одновременно надежное устройство, где основное его применение – автогаражные работы. Это надежное устройство с ручным приводом для поднятия грузов. Выполняет подъём части автомобиля для замены колеса, а так же для профилактического осмотра ходовой части и ремонтных работ. Корпус домкрата имеет форму ромба и выполнен из конструкционной стали. Большое основание домкрата обеспечивает хорошую устойчивость. На основном винте винтового механического домкрата предусмотрена петля, позволяющего использовать металлический стержень как рычаг для усиления крутящего момента. Все крепления на домкрате изготовлены из высококачественной стали и обладают высокой надежностью. Небольшой вес, простота эксплуатации и удобная транспортировка обеспечивают комфортное и эффективное применение домкрата. Данная модель обладает эргономичной ординарной рукояткой с принципом работы, как у струбцины. При закручивании специального винта происходит поднятие домкрата. К достоинствам данной модели относится прочность и устойчивость, а также то, что она может работать без дополнительных подставок, осуществляя обычное фиксирование и удерживание на одной высоте. В комплектацию домкрата входит специально изогнутая рукоятка. Таким образом, ребята, изучив устройство и применение домкратов вы осваиваете компетенцию ПК 1.2 «Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии технической документацией». Так как домкраты применяются при монтаже.

После просмотра видео материала, я дополнительно рассказываю студентам о правилах ТБ, правилах эксплуатации и хранения инструмента:

Прежде всего, домкрат должен иметь паспорт с указанием его максимальной грузоподъёмности. В паспорте должна быть указана информация об успешных испытаниях, где домкрат выдержал нагрузку на 10% превышающую его максимальную грузоподъемность.

Домкрат должен быть оснащен исправным предохранительным устройством, которое предотвращает самопроизвольное опускание груза. Не лишним будет проверить наличие исправных стопорных приспособлений, что делают невозможным выход винта (рейки) из корпуса.

Запрещено применять домкрат при наличии следующих дефектов
- смятие резьб на ходовом винте (рейке), а также кривизна винта;
- уменьшение размеров резьбы винта или гайки более чем на 20%, т.е износ;
- истирание или полное отсутствие насечки на опорной поверхности головки или лапы домкрата;
- трещины или сколы части зубьев на храповом колесе, а также смятие опорной части или закругления граней зубьев по наружной поверхности храповика;
- смятие, закругление или скол опорных граней собачки и ее фиксатора;
- износ и смятие опорной поверхности пальца собачки;
- отсутствие или слабое крепление упорной шайбы на нижнем конце винта или рейки, ограничивающей полное вывинчивание винта или выход рейки.

Во время грузоподъемных работ домкрат необходимо устанавливать на ровное , твердое и сухое место. Запрещается поддомкрачивать автомобиль, стоящий на уклоне дороги. Также нельзя применять его, если дорожное покрытие в виде рыхлого грунта, содержит влагу или вовосе скользит! Это чревато заваливанием автомобиля!

Подведя итог по соблюдению правил техники безопасности, я сообщаю студентам, что вышеперечисленная информация относилась к компетенции ПК 3.4 «Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства».

Обращаясь к каждой модели винтового домкрата, я демонстрирую её в действии. Для этого мне необходимо сначала привести оборудование в исходное состояние: установить рукоятку в её рабочее место, расправить домкрат, настроить его под высоту порога поднимаемого груза и еще раз напомнив студентам о сверке максимальной грузоподъемности домкрата с массой поднимаемого груза, привести рукоять в движение. Далее учащиеся будут наблюдать за выходом винта из стоек домкрата, а также за изменением геометрии грузоподъёмного оборудования. При вращении винта происходит затягивание резьбы, плечи сближаются к центру, за счет чего диагональ между площадками увеличивается и машина поднимается. Обычно домкраты винтового типа выдерживают нагрузку до 2 тонн, но грузовые модификации могут быть рассчитаны до 15 тонн. В этот момент , я остановлюсь и задам вопрос: так за счет чего же данный тип домкрата облегчает человеку поднять груз превышающий его возможности? Со стороны студентов, как правило раздаются ответы: «за счет длины рычага, что создает крутящий момент», «за счет передачи винт-гайка». И они окажутся правы! Эти знания им уже известны по дисциплине «Теоретическая механика» и «Детали машин». Мне же остается дополнить им, что важным фактором здесь является «Угол подъёма резьбы», с которым изготовлен винт домкрата. Он составляет здесь значение в пределах 1,5 – 2,5 градуса. Данные параметры, уважаемые студенты, нам необходимо будет с вами рассчитывать на практическом занятии.

После окончания работ необходимо очистить домкрат от грязи, если таковая образовалась на винте или стойках домкрата. Аккуратно упаковать его и убрать в сухое место. Принятые меры предотвращают возникновение ржавчины на витках резьбы, а её отсутствие важно для небольших деталей, работающих на смятие!

Далее я отвожу студентам время для конспектирования изученного материала, который будет содержать в себе определения, схемы и требования техники безопасности. Студенты конспектируют материал в лекционные тетради.

Далее я демонстрирую в действии реечный домкрат, попутно объясняя его устройство:


t1664275021ad.gif

Применив его в действии, я рассказываю ребятам о его принципе работы.

Когда мы прикладываем усилие к рукоятке, что вращает ведущее зубчатое колесо, оно в свою очередь, будучи в зацеплении с промежуточным колесом, тоже заставляет его вращаться. Диаметрально противоположно от первого зацепления, промежуточное колесо, иногда его называют еще «саттелит», входит в зацепление с поверхностью вертикально расположенной рейки, на которой выполнены зубцы. Происходит подъём данной зубчатой рейки по направляющей опоре – корпусу домкрата. С целью безопасности грузоподъёмных работ – главное, фиксации груза в устройстве предусмотрен фиксирующий стопор – «собачка», расположенная на одной из шестерен.

Данный тип домкрата применяется для подъема большегрузного транспорта и обеспечивает подъем на высоту до 1м; Грузоподъёмность конструкций реечного типа колеблется в диапазоне от 0,5-2,5 до 5т и больше.

В качестве подведения итогов по данной части я задаю студентам проверочные вопросы на понимание и закрепление изучаемого материала:

для чего нужен домкрат и что входит в устройство винтового домкрата ?

перечислите требования по технике безопасности при применении винтового домкрата ?

Далее следует запись второго вопроса: Устройство, принцип действия и применения гидравлических домкратов

t1664275021ae.gif

После демонстрации гидравлического домкрата в действии я вывожу на экран видеоматериал, как правильно выбрать гидравлический домкрат. Важным содержанием в видеоролике будет информация о технике безопасности.

Итак, домкрат гидравлический подкатной. Как выбрать ?

Домкраты подкатные являются неотъемлемой частью шиномонтажных мастерских. Кроме того, данный тип подкатных домкратов можно использовать и в личных целях. Выбирая домкрат необходимо обратить внимание на его грузоподъемность, высоту подхвата, а также высоту подъема. Для обслуживания легкового авто достаточно грузоподъемности в 2 тонны. Для автомастерских или шиномонтажной мастерских необходима большая грузоподъемность. Для легкового автомобиля с низким клиренсом подойдет домкрат и с малым захватом. Высота его подхвата составляет 85-95 мм, а для стандартный имеет 120-140 мм. Необходимо учесть также вес и габариты домкрата, которые могут иметь весьма значительный вес - до 200 кг.

В качестве силовой части используется гидроцилиндр. Он приводится в действие плунжерным насосом. Сам домкрат приводится в действие при помощи силового рычага. Чтобы опустить груз необходимо открыть перепускной клапан.

Техника безопасности: Помните, любой гидравлический домкрат не предназначен для удерживания поднятого груза. Помните, что домкрат только поднимает груз, а удерживать его должны только специальные устройства. Их называют страховочными стойками. Не забудьте также и про противооткатные башмаки! Дело в том, что гидравлическая жидкоть под действием нагрузки может перетекать в масляный бак через перепускной клапан. При этом груз, хоть и медленно, но опус кается. А это крайне не желательно, когда вы находитесь под машиной! И учтите, что подкатной домкрат можно применять только на ровной, твердой и сухой поверхности, иначе опроные катки домкрата либо увязнут в мягком грунте, либо не будут катиться или наоборот скользить.

По итогу просмотра видеоматериала, мы еще раз устно проговорим а потом и законспектируем в тетради требования техники безопасности при работе с подкатным гидравлическим домкратом. Изученный материал соответствует компетенции ПК 3.4 «Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства».

Но, как будущим механикам, нам все-таки необходимо разобраться, за счет чего гидравлические домкраты облегчают подъём груза? Давайте поищем ответ на данный вопрос в научном видеоролике из цикла передач «Как это работает?»

Итак, домкрат бутылочный.

Гидравлический домкрат помогает поднимать машину при помощи жидкости. Для этого домкрату необходимы 750 мл масла, рычаг и немного усилия. Обычный человек может поднять груз в 350 раз превышая его возможности, приложив немного усилий. Всё это благодаря поразительным свойствам гидравлики!

Как это устроено?

Гидравлический домкрат рычаг, плунжер, клапана, резервуар для масла, поршень. Когда рукоять домкрата поднимается, большое движение рычага передает усилия через жидкость, что приводит к малому движению и еще меньшему движения поршня. В конце.

Давайте разберемся: когда рычаг поднимается вверх - он поднимает маленький плунжер. Когда маленький плунжер поднимается – он всасывает немного масла через однопутевой клапан из масляного резервуара внутрь камеры под поршень. Когда рычаг опускается - он толкает вниз плунжер. И благодаря механизму преимущества рычага эта задача станет наиболее лёгкой. Рычаг это простой механизм, который увеличивает приложенную силу не требуя особых усилий. Поскольку рукоятка имеет длину 45 см она пройдет большее расстояние, чем плунжер, увеличивая силу, которая толкает этот плунжер вниз. Чем больше расстояние, тем выше сила, тем легче работа. Рычаг идет вниз, плунжер идет вниз, и это толкает вниз масло. Оно будет продолжать двигаться, поскольку как и все жидкости его нельзя сжать. И когда масло подвергается давлению, оно предает усилие приложенное плунжером и давит на всё, что его окружает в любом месте. Первый однопутевой клапан не позволяет ему выливаться обратно в резервуар. Второй однопутевой клапан позволяем ему течь в камеру под поршень, где требуется тяжелая работа. Масло давит с одинаковой силой на единицу площади поверхности окружающей его. Масло давит на поршень с силой на единицу площади, какую прикладывает плунжер. Так как площадь поверхности поршня в двадцать три раза больше, чем у плунжера, то теперь сила также больше в двадцать три раза. Это происходит благодаря тому, что расстояние, которое каждый раз может пройти поршень обратно пропорционально прикладываемой силе. Если сила увеличивается в двадцать три раза, то расстояние уменьшается в двадцать три раза. Итак, если плунжер опускается на два см, то поршень поднимается на один мм всего! Это значит, что рычаг необходимо поднимать много раз, чтобы получить желаемый результат. Когда поднятие груза закончено, открываем перепускной клапан домкрата, поршень опускается, а масло перетекает в резервуар. Закрываем перепускной клапан. Домкрат готов к работе. Гидравлический домкрат использует жидкость для поднятия грузов. Всё это благодаря жидкости, рычагу и немногим усилиям. Маленький инструмент даёт много усилий!

Ну, что ж ребята, как вы уже поняли, одним из главных свойств жидкости, которое, собственно, и реализовало идею гидравлического домкрата, это «Гигроскопичность» - сжимаемость до определенного предела. Видеоматериал отснят с очень хорошей анимацией происходящих процессов во время работы гидравлического домкрата. Если у вас вознкли какие-либо вопросы во время моей демонстрации работы домкрата или при просмотре научного видеоролика, то прошу непременно задать их. Всё понятно! Нам остается только поблагодарить авторов и консультантов видеоматериала и мы записываем третий вопрос:

t1664275021af.gif

После записи определения, мы со студентами рассматриваем выведенную на экран информацию. Там присутствует две категории лебедок. Ручная и электрическая.

В начале данной подтемы я предлагаю студентам вспомнить пройденный материал. Это касается редуктора, что является важнейшей частью лебедки, наряду со стальным тяговым канатом и грузозахватным устройством. Для этого я обращаюсь к редуктору, имеющемуся в кабинте, как наглядное пособие и озвучиваю следующую информауию:

- Редуктор, это устройство, необходимое для увеличения мощности крутящего момента на тихоходном валу и уменьшения частоты его вращения. Редуктор состоит из: корпуса, тихоходного, промежуточного и быстроходного валов и крышки. Также имеются роликовые конические подшипники, распорные втулки, кольца, манжеты и крышки подшипников. Перечисляя название деталей редуктора, я сопровождаю указкой их обозначение на реальной рассматриваемой модели.

t1664275021ag.png

Также хочу добавить, что одним из главных показателей редуктора является «передаточное число». Оно означает, во сколько раз увеличивается крутящий момент и уменьшается частота вращения на выходе. Передаточное число можно определить расчетным и практическим путем. Расчетным, деля больший диаметр зубчатого колеса на меньший и таким же способом большее число зубьев на меньшее, а если редуктор имеет несколько ступеней, то результаты этих действий складываются и получается значение для всего редуктора в целом.


n=t1664275021ah.gif; или n=t1664275021ai.gif;

Повторение устройства и принципа работы редуктора способствует освоению у студентов компетенции ПК 1.3 «Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии технической документацией.» Далее, мы со студентами смотрим информационный видеоматериал о применении грузоподъёмных лебедок на строительных площадках и в цеху. Видео содержит информацию о технических характеристиках изучаемого оборудования, таких как:

Грузоподъёмность

Высота подъёма

Мобильность

Длина троса

Обсудив значение данных показателей, мы со студентами продолжаем изучать технику безопасности. ПК 3.4 «Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства». Чуть позже, после устного обсуждения в свои тетради они законспектируют следующее:

Техника безопасности при работе с грузоподъемными машинами

1. К управлению грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, а также к подвешиванию грузов на крюк машин могут допускаться лица не моложе 18 лет из числа рабочих, пользующихся этими машинами, после прохождения инструктажа и последующей проверки навыков по управлению машиной и строповке (обвязке) грузов в соответствии с установленными нормами и правилами.

2. Инструктаж лиц по управлению грузоподъемной машиной и безопасным способам строповки грузов производится мастером смены, а проверка усвоения инструктажа и допуск к работе - начальником участка; мастер и начальник участка должны быть аттестованы организацией на знание соответствующих разделов правил Госгортехнадзора как лица, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами.

3. Инструктаж по управлению грузоподъемной машиной, управляемой с пола, способам строповки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться в сроки, предусмотренные для прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения данной Инструкции.

4. Настоящая Инструкция выдается всем лицам, работающим с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, под расписку, указания в ней обязательны для выполнения. Лица, не выполняющие Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.

Для закрепления изученного материала на первом этапе для студентов от преподавателя последует наглядная демонстрация грузоподъемной лебедки в действии. Вторым этапом пойдет вопрос, выведенный на экране сопроводительной презентации:

t1664275021aj.gif

Это упражнение будет логическим завершением изучения данной подтемы после просмотра ознакомительного ролика и наглядной демонстрации изучаемого оборудования. Ответив на вопрос, студенты закрепят свои теоретические знания по устройству и принципу работы оборудования. Также отработают навыки чтения кинематических схем.

Для закрепления материала, я предлагаю студентам ответить на несколько вопросов:

что такое лебедка и где применяется ?

за счет чего лебедка помогает облегчить подъём груза?



Далее следует запись четвертого вопроса:

t1664275021ak.gif

После разъяснения определения и надиктовывания классификации грузоподъёмных талей, я добавляю ребятам, что по сути «таль» это тот же редуктор, который подвешен на балке, но приводится он в действие от ручной тяговой цепи. Обладает большей маневренностью, чем лебедка и может применяться даже в небольших мастерских. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с талями разных типов передач. Одна из них – червячная, имеющаяся в арсенале нашего урока, другая с цилиндрическими зубчатыми колесами, о которой мы и посмотрим научную передачу из цикла «Как это работает?»

Итак, таль цепная. Также её называют цепной лебедкой.

Как это устроено?

Она помогает поднимать тяжелые грузы. Состоит из двух цепей разной длины. Первая – за которую нужно тянуть, а вторая поднимает груз. Сила вырабатывается в тот момент, когда вы тянете за цепь состоящую из тридцати звеньев. Сила увеличивается в тридцать раз. Вот как это происходит:

Цепная лебедка (таль) увеличивает усилие за счет трансформации небольшого усилия прилагаемого на большую длину. Цепная лебедка, ручная цепь, большое зубчатое колесо, приводной вал, зубчатые колеса, колесо грузоподъемной цепи, грузоподъёмная цепь. Собственно сама лебедка подвешивается над грузом, который необходимо поднять. Груз крепится за грузовую цепь. Когда мы тянем за тяговую цепь, то большое колесо поворачивается и поворачивает приводной вал, а тот приводит в действие зубчатые колеса. Они в свою очередь вращают колесо грузовой цепи, которая поднимает груз.

Ребята, всё ли вам пока понятно? Продолжаем дальше!

Но чтобы понять, как зубчатые колесики концентрируют силу нам необходимо разобраться в устройстве редуктора. Ручная таль крепится с некоторым зазором, сделанным в ручном колесе. Как только мы тянем за тяговую цепь, она начинает вращать тяговое колесо. Это большое колесо вплотную прикручено к фрикционной пластине, которая крепится к храповику. Как только тяговое колесо, пластины и храповик начинают поворачиваться вместе – фиксатор попадает в зубцы храповика, не позволяя тяговому колесу вращаться в обратном направлении, то есть самопроизвольно опускаться грузу под действием силы тяжести. И это только начало! С каждым разом передаточное число от первой ступени к другой все увеличивается и увеличивается. Таким образом, приумножается сила от ручной цепи. При этом также большое колесо крепится к приводному валу. Как только колесо начинает вращаться оно начинает приводить в действие вал. На другом конце вала находится маленькое колесо всего с пятью зубцами. Когда оно начинает поворачиваться, сила прилагаемая к большому колесу и грузовой цепи начинает увеличиваться . так она увеличивается по отношению семь к пяти. Маленькое колесо приводит в действие два больших колеса с восемнадцатью зубцами. Эти колеса являются особенными, так как посреди них сразу располагается зубчатые колеса с четырьмя зубцами. Они в свою очередь увеличивают усилие в соотношении восемнадцати к четырем. А эти маленькие колеса приводят в движение одно большое колесо с девятнадцатью зубцами, которое концентрируется всего на нескольких звеньях грузоподъёмной цепи, крепящемуся к последнему цепному колесу – звездочке. Благодаря всем этим колесам сила от ручной цепи увеличивается и увеличивается пока не возрастет в тридцать раз.

Ребята, подытожим: Таль, она же цепная лебедка – это очень простой механизм, который состоит из двух цепей и нескольких зубчатых колес. Эта лебёдка увеличивает силу в результате трансформации небольшого усилия, прилагаемого на большую длину, в огромную силу, прилагаемую на меньшую длину.

После просмотра видеоматериала, который по сути нам раскрыл этапы преобразования усилий, направленных на подъём подвешенных грузов, обучающимися остается только самим опробывать цепную таль в действии. На этот раз я приглашаю желающих студентов сделать это самостоятельно с соблюдением основных требований по технике безопасности. В процессе её применения студенты рассматривают основные её части, считают передаточное число, о котором так подробно было рассказано в видеосюжете.Логическим продолжением открытого урока является закрепление навыков чтения чертежей и кинематических схем, для этого внимание студентов переключается на экран. t1664275021al.gif

В продолжение темы червячной тали и тали с цилиндрическими зубчатыми колесами, ребятам выведены чертежи и схемы одноименных талей, где они , собственно, должны определить принадлежность кинематических схем соответственно к чертежам. Выполнив это упражнение они осваивают компетенции ПК 1.2 «Проводить монтаж промышленного оборудования в соответствии технической документацией.» и

ПК 1.3 «Производить ввод в эксплуатацию и испытания промышленного оборудования в соответствии технической документацией.»

Для продолжения освоения компетенции ПК 3.4 «Организовывать выполнение производственных заданий подчиненным персоналом с соблюдением норм охраны труда и бережливого производства» перед началом работ нам необходимо изучить ряд важных требований при работе с грузоподъёмным оборудованием, оснащенным гибкими тяговыми органами – тросами или цепями:

Правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости защитные средства (очки, щиток, рукавицы и т.п.).

Проверить исправность грузозахватных приспособлений:

а) наличие на них бирок или клейм с указанием номера, грузоподъемности и даты изготовления;

б) наличие обрыва отдельных проволочек троса, износа и коррозии сверх установленных норм для строп, изготовленных из стальных тросов наличие вытяжки и износа свыше 10% первоначального диаметра звена или трещин для строп, изготовленных из цепей.

Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъемной машины:

состояние троса и правильность его намотки на барабан;

состояние крюка (износ в зеве от грузозахватного приспособления не должен превышать 10%, отсутствие трещин, разогнутость, наличие шплинтовки и свободное проворачивание крюка в крюковой подвеске).

работу ограничителя высоты подъема крюка.

Проверить исправность и достаточность освещения места работы.

При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания ее немедленно сообщить мастеру и без его указаний к работе не приступать. Устранять самому какие-либо неисправности механизмов и электрооборудования запрещается.

Во время работы пользоваться только теми грузоподъемными машинами, на которых разрешено работать после получения соответствующего инструктажа.

Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей каната или цепи и угла их наклона.

Канаты и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную в паспорте. В сомнительных случаях надо узнать у мастера массу данного груза.

Затем следует фронтальная беседа со студентами о важности соблюдения техники безопасности по следующим вопросам:

«Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ».

«Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную в паспорте. В сомнительных случаях надо узнать у мастера массу данного груза».

Обобщая и дополняя ответы студентов, я добавляю, что строгое соблюдение требований техники безопасности грузоподъёмных работ обеспечит отсутствие несчастных случаев и безаварийную работу!



После озвучивания требований техники безопасности, студенты записывают в свои тетради пятый, заключительный вопрос:

t1664275021am.gif

Студенты записывают заголовок вопроса, конспектируют определения. Базируясь на сведениях, полученных студентами из выше изложенного материала об устройстве тали и редуктора, преподаватель объясняет студентам об особенностях устройства тельфера. При этом идет сопровождение указкой изображаемых деталей на цветном изображении. На финальном этапе урока преподаватель задействует студентов, которые по каким либо причинам ещё никак не участвовали, и озвучивает им вопрос: «Как вы уже догадались, в чём же отличия между талью и тельфером?» Студенты с легкостью отвечают на вопрос преподавателя: «Таль – это лебёдка, подвешенная к подпотолочной балке. Она может оснащаться червячным редуктором или редуктором с цилиндрическими зубчатыми колесами. Таль всегда с ручным приводом через тяговую цепь. А тельфер – по сути, электрифицированная таль». После повторения устройства редуктора во втором вопросе, просмотра современных видеоматериалов и практического опробования имеющихся образов на холостом ходу, им действительно не составляет никакого труда ответить на поставленный вопрос. Преподавателю остается дополнить ответ студентов следующей информацией: Да! Всё верно! Тельфер - оборудование, оснащенное электроприводом на подъём груза и на перемещение опорной кошки по балке. Таким образом, у неё отсутствует ручная тяговая цепь. Таль может лишь применяться в гаражных мастерских, в небольших цехах и на складах. Благодаря электрификации, грузоподъемная способность тельфера превосходит таль и это обеспечило его широкое применение во всех отраслях народного хозяйства без исключения. Молодцы!

В завершении урока я обращаюсь к студентам с вопросом: «Достигнута ли цель нашего урока ? », Я уточняю у них: «Что, возможно, осталось непонятным для вас?» Для получения обратной связи от каждого студента осуществляю приём «рефлексия» - выявление уровня осознания изученного материала студентами. Каждому студенту выделяется по полминуты для самооценивания, в виде рефлексивного приема  «Незаконченное предложение»: студентам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне …

я захотел изучить подробнее тему…

Поводом темы для повторения в начале следующего урока послужит информация от студентов по сложным для них темам, которую преподаватель запишет себе в блокнот после приёма «Рефлексия».


В целях закрепления изученного материала студенты под запись фиксируют тему конспекта домашнего задания:

Требования техники безопасности при осуществлении грузоподъемных работ.

Конспект выполнить в три этапа: Техника безопасности перед началом работ, во время и по окончании грузоподъёмных работ. Информацию взять из электронного источника «библиотеки специализированной литературы» по ссылке:

https://www.spec-kniga.ru/ohrana-truda/ohrana-truda-pri-remonte-i-obsluzhivanii-selskohozyajstvennoj-tekhniki/tekhnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-gruzopodemnymi-mashinami.html




















Заключение

В ходе проведения открытого урока применены следующие образовательные технологии: Информационно-коммуникационная в виде современных научных видеоматериалов, авторской презентации, электронные образовательные ресурсы. Здоровье-сберегающая, цель которой снять напряжение от изучения порой монотонного материала путем периодического переключении внимания и смены деятельности учащихся. Технология модульного обучения здесь была четко выстроена, базируясь на соблюдении блоков темы согласно ктп. Личностно-ориентированная образовательная технология на данном уроке была реализована в индивидуальном обращении преподавателя к студентам, фиксации от них обратной связи, ответы на их вопросы, обязательное обращение к учащимся по имени в диалоге с ними. Технология проблемного обучения на уроке была реализована в последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций в виде обсуждения вопросов после каждого блока, модуля.

В совокупности применённые методики обучения обеспечили достижение целей и задач урока. Студенты изучили новое для них оборудование, разобрали проблемные ситуации, выявили для себя сущность изучаемых вопросов, обсудили реальные фотографии и видеоматериалы с производства, разобрались в чертежах и кинематических схемах оборудования.

Построение урока с данным комплексом современных технологий обучения, где каждая технология гармонично взаимодействует с другими применяемыми, обеспечили возможность студентам быть главными участниками процесса обучения. Применённые технологии обеспечили внимание студентов к изучаемой теме, осознание ими сущности поднимаемых вопросов: принципа работы оборудования и техники безопасности при грузоподъёмных работах. Важнейшим заключительным этапом урока состоялось действие рефлексия. Реализация данного приема в сочетании с применёнными технологиями обучения обеспечивает окончательное достижение целей урока для студентов, а именно приобретение заявленных профессиональных и общих компетенций. Для преподавателя пользой будет отметить слабые места в обучении, перспективным направлением для подготовки следующего занятия. Сочетание объяснительно-иллюстративного обучения с элементами проблемно-поискового характера заложенного в форме актуальной фотопрезентации, предоставило возможность студентам эффективно изучать, а главное, запоминать важнейшие темы МДК.01.01. «Организация монтажных работ промышленного оборудования и контроль за ними».



















































Литература

1. - А.А. Гейман. «Грузоподъемные и транспортные устройства в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности» - М.: Издательство: Лесная промышленность , 1970 г.-296 с.

2. - Н.П. Александров и др. «Грузоподъёмные машины» - М.: Издательство машиностроение , 2009 г. Обновленное издание



Электронные источники


- https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php

- https://ru.wikipedia.org/методы

- https://www.spec-kniga.ru/ohrana-truda/ohrana-truda-pri-remonte-i-obsluzhivanii-selskohozyajstvennoj-tekhniki/tekhnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-gruzopodemnymi-mashinami.html
























39


Опубликовано в группе «Проф.тех.образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.