Авторская рабочая программа факультативного курса по математике для 8 класса «Увлекательная статистика в таблицах, диаграммах, графиках»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждено
протоколом педагогического совета
№1 от «27» августа 2021г.
Приказ № 79-о от «__1_» сентября
Директор школы-интерната
____________ Мягдеева Н.Н.
Авторская рабочая программа
факультативного курса по математике
для 8 общеобразовательного класса
«Увлекательная статистика в таблицах, диаграммах, графиках»
1 час в неделю; 35 часов в год
Составитель: Валиева Л.Т. учитель высшей квалификационной категории.
Согласовано:
Зам. директора по УР________________ Л.Р.Мартынова
Рассмотрено:
На заседании ШМО, протокол № 1 от «__26__» августа 2021 г.
Руководитель ШМО _____________ М.Г.Шарипова
Альметьевск 2021г
Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» №273 –Ф3. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004 года;
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;
базисного учебного плана специального( коррекционного) образовательного учреждений VI вида для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии от 10апреля 2002. №29/2065-п;
инструктивно-методического письма Министерства образования от 23.09.2009 г. №03-1909 «О преподавании математики в школах».
учебного плана «Альметьевской школы-интернат » на 2021-2022 учебный год;
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в Альметьевской школе-интернат для детей с ОВЗ ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Для современного человека важнейшим составляющим интеллектуального багажа являются статистические представления. Они нужны в повседневной жизни, так как в нашу жизнь вошли выборы , референдумы, диаграммы социологических опросов.
Каждому человеку в своей жизни приходится читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий. Поэтому наличие статистической культуры необходимо каждому человеку современного общества. Предлагаемый курс будет способствовать формированию умений работать с количественной информацией, представленной в различной форме, адаптации учащихся в современном мире. В основной школе представление о столбчатых и круговых диаграммах, графиках реальных процессов учащиеся получают, но умением работать со статистической информацией, решать задачи практического содержания, заданными диаграммами и графиками, не владеют. Данный курс направлен на развитие мышления учащихся средствами, как математики, так и той статистической информации, которая заложена в диаграммах и графиках.
Курс «Увлекательная статистика в таблицах, диаграммах, графиках» представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями по статистике – науке, без которой затруднено восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна современная практическая деятельность. Каждый человек должен хорошо ориентироваться в потоке информации. Обучающиеся должны научиться извлекать, анализировать и обрабатывать информацию. Наши обучающиеся-это дети с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому большинство наших ребят видят свою профессию, связанную со сбором, анализом информации. Например, статист - это специалист, занимающийся обработкой и изучением количественных показателей развития общественного производства и общества, их состояния и изменения. Для наших обучающихся эта специальность наиболее приемлема. Данный курс рассчитан на помощь детям с ОВЗ с выбором профессии с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.
Цель программы: Формирование умений и навыков сбора, обработки и анализа статистических данных с помощью современных информационных технологий, профориентация и социальная адаптация обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
- Побудить интерес обучающихся к наглядному получению информации
в виде таблиц , диаграмм, графиков;
-Обработать полученные данные и представить итоговый продукт с
помощью современных информационных технологий;
- Умение находить информацию в учебнике, в интернете по заданной теме;
-Умение вести диалог, умение слушать, аргументированно высказывать свои суждения в парах и группах;
- Умение извлекать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, выполнять вычисления по статистическим данным;
-Умение проводить анализ по статистическим данным;
- Представлять информацию в виде таблиц, графиков и диаграмм, в том числе на компьютере в различных программах;
-Умение ставить цель и задачи, планировать деятельность, проводить самоанализ и самоконтроль деятельности;
-Умение собирать, анализировать, обобщать и представлять информацию в виде таблиц и диаграмм.
Прогнозируемый результат
-мотивация к получению знаний как теоретических, так и практических;
-совершенствование навыков составления статистических данных в виде таблиц, графиков, диаграмм;
-обучающиеся получают больше знаний по теме: составление и чтение диаграмм, таблиц, графиков; учатся выполнять проектные работы, расширяют знания и совершенствуют приобретенные навыки;
- сформируют собственный взгляд на выбор профиля дальнейшего обучения;
- научаться:
- разрабатывать математические модели, отражающие наблюдаемые явления;
- делать выводы в рамках строгой математической логики;
- использовать графики при решении задач и представлять результаты исследования;
- сотрудничать друг с другом в группах;
- представлять результаты в наглядной и убедительной форме.
Содержание
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Статистика. Статистические характеристики. Этапы статистических исследований | 11 |
2 | Наглядное представление статистических данных в программе «WORD» и «POWER POINT» | 11 |
3 | Решение задач по темам и практическая работа на компьютере | 13 |
4 | Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | |
план | Факт | |||
Статистика. Статистические характеристики. Этапы статистических исследований (11 ч) | ||||
1 | Определение статистики, ее разделы, история создания. Место статистики в изучении окружающего мира. | Знать определение статистики , ее разделы, историю статистики. | 1.09 | |
2 | Статистическая характеристика: Среднее арифметическое ряда чисел. | Знать определение среднего арифметического нескольких чисел, уметь находить их в ряде чисел. | 8.09 | |
3 | Статистическая характеристика : размах. | Знать определение размаха , уметь находить их в ряде чисел. | 15.09 | |
4 | Статистическая характеристика: мода. | Знать определение моды, уметь находить их в ряде чисел. | 22.09 | |
5 | Статистическая характеристика: медиана. | Знать определение медианы, уметь находить их в ряде чисел. | 29.09 | |
6 | Практический смысл статистических характеристик. Сбор и группировка статистических данных. | Знать практический смысл статистических характеристик, умение анализировать полученную информацию. | 6.10 | |
7 | Практическое занятие: Сбор статистических данных. | Умение собирать и систематизировать информацию, полученную из электронных источников. | 13.10 | |
8 | Группировка и анализ статистических характеристик. | Умение группировать и анализировать статистические характеристики | 20.10 | |
9 | Представление информации в виде таблиц. | Умение собирать, анализировать, обобщать и представлять информацию в виде таблиц. | 27.10 | |
10 | Графики. Представление информации в виде графиков. | Умение собирать, анализировать, обобщать и представлять информацию в виде графика. | 10.11 | |
11 | Столбчатые и круговые диаграммы. Представление информации в виде диаграмм. | Умение собирать, анализировать, обобщать и представлять информацию в виде круговых и столбчатых диаграмм. | 17.11 | |
Наглядное представление статистических данных в программе «WORD» и «POWER POINT» (11 ч) | ||||
12 | Наглядное представление статистических данных в виде таблиц в программе «WORD» | Умение извлекать информацию из таблиц , выполнять вычисления по табличным данным, организовать информацию в виде таблиц в программе «WORD» | 24.11 | |
13 | Наглядное представление статистических данных в виде таблиц в программе «POWER POINT» | Умение извлекать информацию из таблиц , выполнять вычисления по табличным данным, организовать информацию в виде таблиц в программе «POWER POINT» | 1.12 | |
14 | Чтение и анализ статистических данных представленных в виде таблицы. | Умение читать и анализировать статистические данные, представленные в виде таблицы. | 8.12 | |
15 | Наглядное представление статистических данных в виде графиков в программе «WORD» | Умение извлекать информацию из графиков , выполнять вычисления по графическим данным, представлять информацию в виде графика в программе «WORD». | 15.12 | |
16 | Наглядное представление статистических данных в виде графиков в программе «POWER POINT» | Умение извлекать информацию из графиков , выполнять вычисления по графическим данным, представлять информацию в виде графика в программе «POWER POINT» | 22.12 | |
17 | Чтение и анализ статистических данных, представленных в виде графика. | Умение читать и анализировать статистические данные, представленные в виде графика. | 12.01 | |
18 | Круговые диаграммы. Наглядное представление статистических данных в виде круговых диаграмм в программе«WORD». | Умение извлекать информацию из круговых диаграмм, выполнять вычисления по данным, представлять информацию в виде круговой диаграммы в программе «WORD». | 19.01 | |
19 | Столбчатые диаграммы. Наглядное представление статистических данных в виде столбчатых диаграмм в программе «WORD» | Умение извлекать информацию из столбчатых диаграмм, выполнять вычисления по данным, представлять информацию в виде столбчатой диаграммы в программе «WORD». | 26.01 | |
20 | Гистограммы с группировкой в программе EXCEL | Умение построения диаграмм с группировкой в EXCEL | 2.02 | |
21 | Диаграммы в программе «POWER POINT» | Умение извлекать информацию из столбчатых диаграмм, выполнять вычисления по данным, представлять информацию в виде столбчатой диаграммы в программе «POWER POINT» | 9.02 | |
22 | Алгоритмы чтения диаграмм. Чтение и анализ статистических данных. | Знать алгоритмы чтения диаграмм. Уметь читать и анализировать статистические данные. | 16.02 | |
Решение задач по темам и практическая работа на компьютере (13 ч) | ||||
23 | Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего класса и школы» | Уметь находить и собирать информацию по теме, выполнять вычисления по табличным данным, систематизировать и строить диаграммы на основе данных. | 23.02 | |
24 | Практическое занятие «Построение круговых диаграмм по задачам» | Уметь строить различные диаграммы в программе «POWER POINT» и «WORD» по задачам из раздела «Математическая статистика в жизни нашего класса и школы» | 2.03 | |
25 | Решение задач из раздела «Математическая статистика в жизни нашего города» | Уметь находить и собирать информацию по теме, выполнять вычисления по табличным данным, систематизировать и строить графики на основе данных. | 9.03 | |
26 | Практическое занятие «Построение графиков» | Уметь строить различные графики в программе «POWER POINT» и «WORD» по задачам из раздела «Математическая статистика в жизни нашего города» | 16.03 | |
27 | Решение задач из раздела «Выборы. Референдумы.» | Уметь находить и собирать информацию по теме, выполнять вычисления по табличным данным, систематизировать и строить столбчатые диаграммы на основе данных. | 23.03 | |
28 | Практическое занятие «Построение столбчатых диаграмм» | Уметь строить различные столбчатые диаграммы в программе «POWER POINT» и «WORD» по задачам из раздела «Выборы. Референдумы.» | 6.04 | |
29 | Решение задач из раздела «История купюр достоинством 2000 рублей и 200 рублей» | Уметь находить и собирать информацию по теме, выполнять вычисления по табличным данным, систематизировать и строить столбчатые диаграммы на основе данных. | 13.04 | |
30 | Практическое занятие «Построение столбчатых диаграмм» | Уметь строить различные столбчатые диаграммы в программе «POWER POINT» и «WORD» по задачам из раздела «История купюр достоинством 2000 рублей и 200 рублей» | 20.04 | |
31 | Решение задач из раздела «Здравоохранение» | Уметь находить и собирать информацию по теме, выполнять вычисления по табличным данным, систематизировать и строить круговые диаграммы и графики на основе данных. | 27.04 | |
32 | Практическое занятие «Построение круговых диаграмм и графика» | Уметь строить различные круговые диаграммы и графики в программе «POWER POINT» и «WORD» по задачам из раздела «Здравоохранение». | 4.05 | |
33 | Решение задач из раздела «Отчеты учителей» | Уметь находить и собирать информацию по теме, выполнять вычисления по табличным данным, систематизировать и строить круговые диаграммы и графики на основе данных. | 11.05 | |
34 | Практическое занятие «Построение графиков и диаграмм». | Уметь строить различные круговые диаграммы и графики в программе «POWER POINT» и «WORD» по задачам из раздела «Отчеты учителей» | 18.05 | |
35 | Обобщающий урок по курсу. | Обобщение и систематизация знаний по изученному курсу. | 25.05 | |
лист
корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |