Доклад на тему «Увлекательно, занимательно, доступно!»
Всероссийский профильный конкурс для учителей русского языка и литературы «Современное домашнее задание»
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение Борисоглебского городского округа
Ульяновская средняя общеобразовательная школа
Анашкина Наталья Владимировна,
Учитель русского языка и литературы
Увлекательно, занимательно, доступно!
Современное домашнее задание.
Домашнее задание. Вопрос о нём сегодня стоит очень остро, вызываем много споров в СМИ. Мнения, как обычно, разделились и являются прямо противоположными. У домашнего задания достаточно сторонников и противников. ФГОС не отменяет домашнее задание, но предъявляет к нему ряд требований. Во-первых, задание должно быть дифференцированным. В любом классе, большом или маленьком, городском или сельском, обучаются разные дети. Учитель обязан при даче домашнего задания учитывать особенности учащихся.
Из опыта работы знаю, что отношение к домашнему заданию зависит от самого задания. Чаще всего ребята не хотят выполнять обычное задание , которое просто продолжает урок. Сегодня этого не достаточно. Значит, во-вторых, задание не должно быть скучным, рутинным. С удовольствием весь класс поработает над необычным, творческим заданием.
В- третьих, задание должно быть посильным.
Конечно, наряду с нетрадиционными домашними работами вполне уместно использовать и упражнения учебника, но тщательно отбирать их, учитывая особенности и способности детей.
Я предлагаю ученикам разные формы домашнего задания. Предложу некоторые из них.
В процессе работы я часто пользуюсь приёмами технологии РКМЧП. Технология очень интересная, приёмы нравятся детям. Что можно использовать в качестве домашнего задания?
1. Словарные карты. Заполнить словарную карту (шаблон предлагается):
Примеры заполненной карты.
Данный вид работы интересный, посильный для всех учеников, но в то же время важный. Запоминаем написание словарных слов, пополняем словарный запас, учимся составлять предложения, работаем с толковым словарём. По желанию каждый овал можно закрасить разным цветом. Сначала ученики пользуются моими шаблонами, потом выполняют работу на компьютере. Таким образом, формируются метапредметные компетенции.
2.Кластеры. Начиная с 5 класса, задаю задание «Составить кластер». Особенно интересно составлять кластеры на стадии повторения и обобщения.
По желанию ученикам предлагается подобрать примеры, записать. Кластер полезен тем, что отсылает учеников к большому теоретическому материалу. Считаю, что кластер позволяет повторить и систематизировать сведения при подготовке к диктанту, тестам, ВПР, к экзаменам. А также это прекрасная возможность проявить творческие способности!
3. Очень любят ученики сочинять лингвистические сказки. Конечно, учителю следует тщательно продумывать и подбирать задания для лингвистических сказок. Очень интересными получаются сказки о приставках, о «ссоре» беглых гласных, о чередовании в корне.
Пример лингвистической сказки.
«Жили – были два брата: КАС и КОС. Были они близнецы и все их путали. Но характеры у братьев были разные. КАС – добрый, терпеливый, внимательный, а КОС – ворчливый, злой. Ошибётся кто, попросит помощи у брата КОС, а тот как разворчится, раскричится, до слёз доведёт. И вот у брата КАС появился очень близкий друг – А. И всюду они вместе: КАС - за ним А. Даже звать их стали КАСА. А КОС так и живёт без друзей».
Обычно лингвистические сказки любят все ученики в классе. Такое задание выполняется с удовольствием.
4. Ещё об одном приёме хочу рассказать. Этот приём называется «Корзина» и использовать его можно довольно часто.
В учебниках много заданий такого плана: «В первый столбик выпишите… Во второй столбик выпишите…» Я часто вместо столбиков предлагаю «наполнить» корзину.
Задания можно сформулировать так: «Наполните корзины приставками с одинаковым значением».
Пр…крикнуть, пр…добрый, пр…открыть, пр…образовать, пр…двинуть, пр…гнуть, пр…школьный, пр…лечь, пр…милый, пр…землиться, пр…рвать, пр…кратить, пр…спокойно, пр…тихнуть, пр..вилегия пр..зидента, пр..данья старины , радиопр..ёмник, пр..бывать вовремя.
Эту корзину мы наполнили словами, в которых приставка обозначает незаконченное действие. Ученики сами решают, сколько им надо корзин. Кто-то возьмёт две – в одной с пре-, в другой – с при-. А можно в разные корзины выписать слова с разными значениями приставок. Ученик поступит, как он считает нужным, а при проверке домашнего задания обоснует своё мнение.
Я назвала насколько вариантов домашнего задания по русскому языку. Примеров очень много. Важно, чтобы задание заинтересовало учащихся. Тогда и знания закрепятся, и творческие способности можно проявить.
Спицына Любовь Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна