12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анашкина Наталья Владимировна76
Россия, Воронежская обл., Борисоглебск

Всероссийский профильный конкурс для учителей русского языка и литературы «Современное домашнее задание»

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение Борисоглебского городского округа

Ульяновская средняя общеобразовательная школа

Анашкина Наталья Владимировна,

Учитель русского языка и литературы

Увлекательно, занимательно, доступно!

Современное домашнее задание.

Домашнее задание. Вопрос о нём сегодня стоит очень остро, вызываем много споров в СМИ. Мнения, как обычно, разделились и являются прямо противоположными. У домашнего задания достаточно сторонников и противников. ФГОС не отменяет домашнее задание, но предъявляет к нему ряд требований. Во-первых, задание должно быть дифференцированным. В любом классе, большом или маленьком, городском или сельском, обучаются разные дети. Учитель обязан при даче домашнего задания учитывать особенности учащихся.

Из опыта работы знаю, что отношение к домашнему заданию зависит от самого задания. Чаще всего ребята не хотят выполнять обычное задание , которое просто продолжает урок. Сегодня этого не достаточно. Значит, во-вторых, задание не должно быть скучным, рутинным. С удовольствием весь класс поработает над необычным, творческим заданием.

В- третьих, задание должно быть посильным.

Конечно, наряду с нетрадиционными домашними работами вполне уместно использовать и упражнения учебника, но тщательно отбирать их, учитывая особенности и способности детей.

Я предлагаю ученикам разные формы домашнего задания. Предложу некоторые из них.

В процессе работы я часто пользуюсь приёмами технологии РКМЧП. Технология очень интересная, приёмы нравятся детям. Что можно использовать в качестве домашнего задания?

 

1. Словарные карты. Заполнить словарную карту (шаблон предлагается):

 

t1581098264aa.gif

 

Примеры заполненной карты.

 

 

t1581098264ab.gif

 

 

t1581098264ac.gif

Данный вид работы интересный, посильный для всех учеников, но в то же время важный. Запоминаем написание словарных слов, пополняем словарный запас, учимся составлять предложения, работаем с толковым словарём. По желанию каждый овал можно закрасить разным цветом. Сначала ученики пользуются моими шаблонами, потом выполняют работу на компьютере. Таким образом, формируются метапредметные компетенции.

2.Кластеры. Начиная с 5 класса, задаю задание «Составить кластер». Особенно интересно составлять кластеры на стадии повторения и обобщения.

 

t1581098264ad.gif

t1581098264ae.gif

По желанию ученикам предлагается подобрать примеры, записать. Кластер полезен тем, что отсылает учеников к большому теоретическому материалу. Считаю, что кластер позволяет повторить и систематизировать сведения при подготовке к диктанту, тестам, ВПР, к экзаменам. А также это прекрасная возможность проявить творческие способности!

3. Очень любят ученики сочинять лингвистические сказки. Конечно, учителю следует тщательно продумывать и подбирать задания для лингвистических сказок. Очень интересными получаются сказки о приставках, о «ссоре» беглых гласных, о чередовании в корне.

Пример лингвистической сказки.

«Жили – были два брата: КАС и КОС. Были они близнецы и все их путали. Но характеры у братьев были разные. КАС – добрый, терпеливый, внимательный, а КОС – ворчливый, злой. Ошибётся кто, попросит помощи у брата КОС, а тот как разворчится, раскричится, до слёз доведёт. И вот у брата КАС появился очень близкий друг – А. И всюду они вместе: КАС - за ним А. Даже звать их стали КАСА. А КОС так и живёт без друзей».

Обычно лингвистические сказки любят все ученики в классе. Такое задание выполняется с удовольствием.

4. Ещё об одном приёме хочу рассказать. Этот приём называется «Корзина» и использовать его можно довольно часто.

В учебниках много заданий такого плана: «В первый столбик выпишите… Во второй столбик выпишите…» Я часто вместо столбиков предлагаю «наполнить» корзину.

Задания можно сформулировать так: «Наполните корзины приставками с одинаковым значением».

Пр…крикнуть, пр…добрый, пр…открыть, пр…образовать, пр…двинуть, пр…гнуть, пр…школьный, пр…лечь, пр…милый, пр…землиться, пр…рвать, пр…кратить, пр…спокойно, пр…тихнуть, пр..вилегия пр..зидента, пр..данья старины , радиопр..ёмник, пр..бывать вовремя.

 

t1581098264af.gif

 

Эту корзину мы наполнили словами, в которых приставка обозначает незаконченное действие. Ученики сами решают, сколько им надо корзин. Кто-то возьмёт две – в одной с пре-, в другой – с при-. А можно в разные корзины выписать слова с разными значениями приставок. Ученик поступит, как он считает нужным, а при проверке домашнего задания обоснует своё мнение.

Я назвала насколько вариантов домашнего задания по русскому языку. Примеров очень много. Важно, чтобы задание заинтересовало учащихся. Тогда и знания закрепятся, и творческие способности можно проявить.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Спицына Любовь Ивановна, 08.02.20 в 08:51 1Ответить Пожаловаться
В избранном. Благодарю, Наталья Владимировна!
Кияйкина Наталья Федоровна, 10.02.20 в 00:55 0Ответить Пожаловаться
Прекрасный ресурс!!! Благодарю!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.