Технологическая карта урока литературного чтения «Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки» (1 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения
ФИО учителя: Антипова Елена Сергеевна
Класс: 1 «Б» класс МБОУ «СШ №14» г. Норильска Красноярского края
УМК «Перспективная начальная школа»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки.
Тип урока: Закрепление и применение полученных знаний.
Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок главы «На пути в волшебный лес».
Цель: создать условия для формирования умения отличать сказки- цепочки от докучных сказок, развития умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия |
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок, видеть их характерные особенности в композиции; развивать умения быстро и без ошибок пересказывать такого рода сказки |
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области |
строить сообщения в устной и письменной форме; выделять события, видеть их последовательность в произведении; осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями) |
уважают мнение собеседников; проявляют интерес к общению на уроке; умение работать в паре и в группах |
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи |
Ход урока
Название этапа урока |
Задача, которая должна быть решена(в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока |
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
|||||||||||||||||||||
1 |
Организаци онный момент. |
Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки |
Фронтальная форма работы. |
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Звучит отрывок песни «В гостях у сказки». Слайд 1. На слайде картинка дуба. Около дуба прогуливается КОТ. У Кота в лапах клубок ниток. КОТ: произносит слова и приглашает ребят с собой.
- Ребята, Ученый Кот снова принес нам ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК. - Как, вы, думаете, почему? - Да, нам нужно выполнить все задания и попасть в Волшебный лес. КОТ УЧЕНЫЙ с Волшебным клубочком будут нам помогать преодолевать трудности. - Готовы? Вперед к знаниям! За ВОЛШЕБНЫМ КЛУБОЧКОМ. |
Ребенок в костюме кота ходит перед классом, изображая Ученого КОТА. После окончания мелодии произносит слова: В сказке дивной очутиться Каждый хочет, ты поверь! В книгу сказок приоткрыться Может сказочная дверь. Если сказки ты читаешь, То туда и попадаешь! И про всех героев, Все ты там узнаешь! (Зовет детей с собой) Мы еще не все задания выполнили. Мы не пришли в Волшебный лес. Ученики осознают свою роль на уроке. |
Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание. |
Коммуникативные УУД: Развиваем умение слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
||||||||||||||||||||
2 |
Актуализа ция знаний. |
Повторение материала, необходимого для изучения новой темы. |
Фронтальная форма работы. Работа в парах. |
- Ученый кот приготовил для вас интересные задания. Для подготовки артикуляционного аппарата мы проведем речевую разминку. Слайд 2. 1. Дыхательная гимнастика – СВЕЧА. 2. Работа над интонацией слова - «Свеча» - Произнесите это слово грустно, весело, разочарованно, удивленно. 3. Чистоговорка: Ча-ча–ча – горит в комнате свеча, Чу –чу- чу – сказку слушать я хочу. -Вы любите сказки? Посмотрим, знаете ли вы эти произведения. На листочках два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия. -Назовите правила работы в парах. -Соотнесите иллюстрации с названиями сказок. - У доски такое же задание будут выполнять двое учащихся. –Проверим выполнения работы. У кого все выполнено правильно, поставьте себе на карточке « +» – Догадались, о чем мы будем говорить на уроке? - Что вы можете сказать об этих сказках? |
Учащиеся произносят, выполняя все требования. У детей в руках шаблон свечи из бумаги. Учащиеся дуют на нее с разной силой. Учащиеся произносят слово с разной интонацией. Учащиеся произносят чистоговорку в разном темпе. Объединились в пары. Повторили правила работы в парах. Работают на листе, соединяя иллюстрацию из сказки с ее названием.
Двое учащихся работают у доски. Проверяют правильность выполнения задания. Исправляют ошибки. Оценивают свою работу. О сказках. Русские народные. |
Включение учащихся в деятельность. Взаимодействуют с учителем, соблюдая общепринятые правила сотрудничества. По иллюстрации и названию произведения ключевым словам определяют взаимосвязь. Обмениваются мнениями, выслушивают партнера по коммуникации. |
Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре. Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями). |
||||||||||||||||||||
3 |
Самоопределение к деятельности. |
Формулиру- ют цель урока. |
Фронтальная форма работы. |
- Что еще можете сказать про эти сказки? -На какие две группы можно разделить эти сказки? - Что можно сделать с группами сказок? - А, что значит сравнивать? - Как будем сравнивать сказки? - Какую цель поставим перед собой на уроке? - Все сходства и различия мы с вами будем отмечать в таблице.
- Для того, чтобы сравнить эти виды сказок, нам нужно вспомнить их особенности (секреты). |
Сказка про белого бычка - докучная сказка. Другие - сказки- цепочки. Докучные сказки и сказки- цепочки. Сравнить эти группы сказок. Найти сходства и различия сказок. Находить сходства и различия докучных сказок и сказок- цепочек. Нам нужно вспомнить все, что мы знаем о сказках. |
Регулятивные УУД. 1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме. Личностные результаты: самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||
Физкульт минутка для глаз. |
Снятие эмоционального и физического напряжения. |
Внимательно слушаем мои команды и выполняем только глазами. -Найдите красный прямоугольник; - голубой треугольник; -желтый круг; -правый верхний угол; прямоугольника; -нижнюю сторону треугольника; -центр круга; - прямой угол треугольника.
|
Внимательно слушают инструкцию учителя и выполняют. |
||||||||||||||||||||||||
4 |
Работа по теме «Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки» 1. Выявление сходства и отличия сказок: докучных и кумулятивных. 2. Работа в группах опорой на учебник и Хрестоматию. |
Работают в группах. Контролируют и оценивают процесс и результат своей деятельности и соседа по парте. Отрабатывают полученные навыки работы. |
Беседа. Организация групповой работы. |
- Можем мы сразу приступить к заполнению таблицы? - Почему? -Правильно, нужно вспомнить сюжеты сказок. - Что вы знаете о ДОКУЧНЫХ СКАЗКАХ? - О СКАЗКАХ – ЦЕПОЧКАХ (КУМУЛЯТИВНЫХ)? -Для этого мы поработаем в группах. -Давайте вспомним правила работы в группе. -Объединитесь в группы. Получите задание. Обращаемся к сюжету сказке в учебнике и Хрестоматии. 1 группа - Составить цепочку сказки «Колобок». Определить к какому виду относится данная сказка и почему.
2 группа –Изобразить персонажей сказки «Репка» с помощью схемы. Определить к какому виду относится данная сказка и почему. Дед бабка внучка Жучка кошка мышка 3 группа – Озвучить эпизод из сказки «Заюшкина избушка», читая по ролям. Определить к какому виду относится данная сказка и почему. П. – Что ты, зайчик, плачешь? З. - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У неё избушка-то и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала. П. - Пойдём, я её выгоню! З. - Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал – не выгнал. П. - А я выгоню. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лесу посечи! Ступай, лиса, вон! Л. - Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам. П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! Л. - Одеваюсь!... П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! Л. - Шубу одеваю! П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон! Л. Выскакивает и убегает. 4 группа - Составить схему «Сказки про белого бычка». Определить к какому виду относится данная сказка и почему.
5группа–Хрестоматия с. Прочитать отрывок сказки «Теремок». Определить к какому виду относится данная сказка и почему. Отметить последовательность появления персонажей: Муха-горюха. Зайка-поплутайка. Лисичка-сестричка. Комар-пискун. Серый волк – из-за кустов хватыш. Мышка-норушка. Медведь – всем пригнетыш. Лягушка-квакушка. |
-Не можем. -Нам нужно вспомнить их особенности (секреты). - Элемент сказки повторяется; сюжет сказки движется по кругу; герои не меняются. - Сказки-цепочки состоят из похожих законченных эпизодов. Эпизоды напоминают звенья длинной цепи. Герои прибавляются и сменяются. Эпизоды сказки- цепочки развиваются по прямой. Сказка имеет конец. -Проговаривают правила работы в группе. - Получают карточки с заданиями для работы в группах. Выполняют задания. Готовятся к защите своей работы. |
Выполнение творческого задания в группах. Проявляют активность в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию. Обмениваются мнениями, выслушивают партнера по коммуникации. |
Регулятивные УУД. 1.Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2.Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями). 3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД. 1. Выразительно читать по ролям и пересказывать текст. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группах. 4. Слушать и понимать речь других, владение монологической речью. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. |
||||||||||||||||||||
Физминутка |
Снятие эмоционального и физического напряжения. |
Называю сказочное название животного, а вы узнаете и показываете его движение и какие звуки издает. кумушка, сестричка (лиса); пискун (комар); цокотуха, горюха (муха); попрыгуха, поскакуха (блоха); бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк); толстопятый, косолапый, «давай реветь», всем пригнетыш (медведь); норушка (мышка); квакушка (лягушка); поплутайка, побегайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц); серый лоб (кот). |
Показывают какие характерные черты движений и звука характерны данному животному. |
||||||||||||||||||||||||
5. |
Продолжение работы по теме урока. Защита работы в группах. |
Организация коллективной работы по заполнению таблицы. Подведение к коллективному решению. Формулирование вывода. |
Фронтальная , групповая форма работы. |
Предоставляется слово 1 группе; -2 группе; -3 группе; -4 группе; -5 группе. По ходу выступления групп, заполняется таблица:
-Внимательно посмотрите на нашу таблицу. -Какой вывод можно сделать? -Есть ли сходства и различия докучных и кумулятивных сказок? |
Учащиеся выходят группами и защищают свои работы. 1 группа- Эпизоды сказки «Колобок» похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке. 2 группа-Сказка «Репка» – сказка-цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички напоминают звенья длинной цепи. Герои сменяют друг друга. 3 группа- Текст сказки полностью повторяется, изменился только герой, с которым повстречался Петух. 4 группа- Эпизоды сказки повторяется, поэтому ее легко запомнить; сюжет сказки движется по кругу – это делает сказку бесконечной. Герои не меняются. 5 группа- Сказка «Теремок» похожа на докучные сказки. В ней много повторов, и бесконечно много в теремке можно было бы поселить разных животных, если бы не появился медведь, и сказка не закончилась. В докучной сказке и в сказке- цепочке сюжет держится на повторах. Но в докучной сказке не происходит увеличение персонажей и количества эпизодов. В сказке- цепочке каждый следующий повтор отличается от предыдущего, дополняет его. Докучная сказка ходит по кругу, а сказка- цепочка развивается по прямой. |
Регулятивные УУД: 1.Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: работа с таблицей. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД. 1. Учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Умение работать в группах. Личностные результаты: 1. Развиваем умения осуществлять сравнительный анализ сказок. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
|||||||||||||||||||||
6. |
Рефлексия деятельнос ти. |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
Фронтальная. |
–О каких сказках мы сегодня говорили? - Что нового узнали? – Почему докучные сказки сказки-цепочки легко рассказывать? - Какую цель мы сегодня перед собой поставили? -Удалось ли справиться с заданием? - Откройте свои конверты, достаньте прямоугольники, покажите с какими результатами вы подошли к концу урока: Зеленый- Все понял! Все могу! Желтый – Понял! Но сомневаюсь. Красный–Испытываю затруднения. -Я думаю, что УЧЕНОМУ КОТУ понравилась ваша работа на уроке. Посмотрите как далеко откатился ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК. -Спасибо за урок! Молодцы! |
О докучных и кумулятивных. У этих сказок есть сходства и различия. В сказках есть повторяющиеся эпизоды. Научиться находить сходства и различия докучных сказок и сказок- цепочек (кумулятивных). Да, удалось. Мы заполнили таблицу сходства и различия сказок. Нашли сходства и различия сказок. Открывают свои конверты с сигнальными карточками и оценивают свою учебную деятельность. |
Построение конструктивного диалога в сотрудничестве. Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Познавательные УУД: 1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: 1.Развиваем умение слушать и понимать речь других. Личностные УУД: рефлексия учебной деятельности |
Картунен Светлана Андреевна