Технологическая карта урока литературного чтения «Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки» (1 класс)

7
1
Материал опубликован 25 May 2017

Технологическая карта урока литературного чтения

ФИО учителя: Антипова Елена Сергеевна

Класс: 1 «Б» класс МБОУ «СШ №14» г. Норильска Красноярского края

УМК «Перспективная начальная школа»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки.

Тип урока: Закрепление и применение полученных знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: второй урок главы «На пути в волшебный лес».  

Цель: создать условия для формирования умения отличать сказки- цепочки от докучных сказок, развития умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

научатся понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста;

получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок, видеть их характерные особенности в композиции;

развивать умения быстро и без ошибок пересказывать такого рода сказки

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

строить сообщения в устной и письменной форме;

выделять события, видеть их последовательность в произведении; осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями)

уважают мнение собеседников;

проявляют интерес к общению на уроке;

умение работать в паре и в группах

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Ход урока

 

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Организаци

онный момент.

Мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Фронтальная форма работы.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.

Звучит отрывок песни «В гостях у сказки».

Слайд 1. На слайде картинка дуба. Около дуба прогуливается КОТ. У Кота в лапах клубок ниток.

КОТ: произносит слова и приглашает ребят с собой.

 

- Ребята, Ученый Кот снова принес нам ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК.

- Как, вы, думаете, почему?

- Да, нам нужно выполнить все задания и попасть в Волшебный лес.

КОТ УЧЕНЫЙ с Волшебным клубочком будут нам помогать преодолевать трудности.

- Готовы? Вперед к знаниям! За ВОЛШЕБНЫМ КЛУБОЧКОМ.

Ребенок в костюме кота ходит перед классом, изображая Ученого КОТА.

После окончания мелодии произносит слова:

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь!

В книгу сказок приоткрыться

Может сказочная дверь.

Если сказки ты читаешь,

То туда и попадаешь!

И про всех героев,

Все ты там узнаешь!

(Зовет детей с собой)

Мы еще не все задания выполнили. Мы не пришли в Волшебный лес.

Ученики осознают свою роль на уроке.

Выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2

Актуализа

ция знаний.

Повторение материала, необходимого для изучения новой темы.

Фронтальная форма работы.

Работа в парах.

- Ученый кот приготовил для вас интересные задания.

Для подготовки артикуляционного аппарата мы проведем речевую разминку.

Слайд 2.

1. Дыхательная гимнастика – СВЕЧА.

2. Работа над интонацией слова - «Свеча»

- Произнесите это слово грустно, весело, разочарованно, удивленно.

3. Чистоговорка:

Ча-ча–ча – горит в комнате свеча,

Чу –чу- чу – сказку слушать я хочу.

-Вы любите сказки? Посмотрим, знаете ли вы эти произведения.

На листочках два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.

-Назовите правила работы в парах.

-Соотнесите иллюстрации с названиями сказок.

- У доски такое же задание будут выполнять двое учащихся.

Проверим выполнения работы.

У кого все выполнено правильно, поставьте себе на карточке « +»

Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что вы можете сказать об этих сказках?

Учащиеся произносят, выполняя все требования.

У детей в руках шаблон свечи из бумаги. Учащиеся дуют на нее с разной силой.

Учащиеся произносят слово с разной интонацией.

Учащиеся произносят чистоговорку в разном темпе.

Объединились в пары.

Повторили правила работы в парах.

Работают на листе, соединяя иллюстрацию из сказки с ее названием.

Гуси-Лебеди.

Заюшкина избушка

Репка.

Про белого бычка.

Колобок

Двое учащихся работают у доски.

Проверяют правильность выполнения задания. Исправляют ошибки. Оценивают свою работу.

О сказках.

Русские народные.

Включение учащихся в деятельность.

Взаимодействуют с учителем, соблюдая общепринятые правила сотрудничества.

По иллюстрации и названию произведения ключевым словам определяют взаимосвязь.

Обмениваются мнениями, выслушивают партнера по коммуникации.

Коммуникативные УУД:

 Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

Личностные результаты:

самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).

3

Самоопределение к деятельности.

Формулиру-

ют цель урока.

Фронтальная форма работы.

- Что еще можете сказать про эти сказки?

-На какие две группы можно разделить эти сказки?

- Что можно сделать с группами сказок?

- А, что значит сравнивать?

- Как будем сравнивать сказки?

- Какую цель поставим перед собой на уроке?

- Все сходства и различия мы с вами будем отмечать в таблице.

 

Докуч

ные сказки

Сказки - цепочки

Сюжет

   

Количество эпизодов

   

Количество персонажей

   

Движение сюжета

   

- Для того, чтобы сравнить эти виды сказок, нам нужно вспомнить их особенности (секреты).

Сказка про белого бычка - докучная сказка. Другие - сказки- цепочки.

Докучные сказки и сказки- цепочки.

Сравнить эти группы сказок.

Найти сходства и различия сказок.

Находить сходства и различия докучных сказок и сказок- цепочек.

Нам нужно вспомнить все, что мы знаем о сказках.

 

Регулятивные УУД.

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

 Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

Физкульт

минутка для глаз.

Снятие эмоционального и физического напряжения.

 

Внимательно слушаем мои команды и выполняем только глазами.

-Найдите красный прямоугольник;

- голубой треугольник;

-желтый круг;

-правый верхний угол; прямоугольника;

-нижнюю сторону треугольника;

-центр круга;

- прямой угол треугольника.


 

Внимательно слушают инструкцию учителя и выполняют.

   

4

Работа по теме «Сходства и различия сказки-цепочки и докучной сказки»

1. Выявление сходства и отличия сказок: докучных и кумулятивных.

2. Работа в группах опорой на учебник и Хрестоматию.

Работают в группах.

Контролируют и оценивают процесс и результат своей деятельности и соседа по парте.

Отрабатывают полученные навыки работы.

Беседа.

Организация групповой работы.

- Можем мы сразу приступить к заполнению таблицы?

- Почему?

-Правильно, нужно вспомнить сюжеты сказок.

- Что вы знаете о ДОКУЧНЫХ СКАЗКАХ?

- О СКАЗКАХ – ЦЕПОЧКАХ (КУМУЛЯТИВНЫХ)?

-Для этого мы поработаем в группах.

-Давайте вспомним правила работы в группе.

-Объединитесь в группы. Получите задание. Обращаемся к сюжету сказке в учебнике и Хрестоматии.

1 группа - Составить цепочку сказки «Колобок». Определить к какому виду относится данная сказка и почему.

2 группа –Изобразить персонажей сказки «Репка» с помощью схемы. Определить к какому виду относится данная сказка и почему.

Дед бабка внучка Жучка кошка мышка

3 группа – Озвучить эпизод из сказки «Заюшкина избушка», читая по ролям. Определить к какому виду относится данная сказка и почему.

П. – Что ты, зайчик, плачешь?

З. - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У неё избушка-то и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

П. - Пойдём, я её выгоню!

З. - Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П. - А я выгоню. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лесу посечи! Ступай, лиса, вон!

Л. - Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Л. - Одеваюсь!...

П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Л. - Шубу одеваю!

П. - Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Л. Выскакивает и убегает.

4 группа - Составить схему «Сказки про белого бычка». Определить к какому виду относится данная сказка и почему.

 

5группа–Хрестоматия с. Прочитать отрывок сказки «Теремок». Определить к какому виду относится данная сказка и почему. Отметить последовательность появления персонажей:

Муха-горюха.

Зайка-поплутайка.

Лисичка-сестричка.

Комар-пискун.

Серый волк – из-за кустов хватыш.

Мышка-норушка.

Медведь – всем пригнетыш.

Лягушка-квакушка.

-Не можем.

-Нам нужно вспомнить их особенности (секреты).

- Элемент сказки повторяется; сюжет сказки движется по кругу; герои не меняются.

- Сказки-цепочки состоят из похожих законченных эпизодов. Эпизоды напоминают звенья длинной цепи. Герои прибавляются и сменяются. Эпизоды сказки- цепочки развиваются по прямой. Сказка имеет конец.

-Проговаривают правила работы в группе.

- Получают карточки с заданиями для работы в группах.

Выполняют задания. Готовятся к защите своей работы.

Выполнение творческого задания в группах.

Проявляют активность в решении познавательной задачи, аргументируют свою позицию.

Обмениваются мнениями, выслушивают партнера по коммуникации.

Регулятивные УУД.

1.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2.Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).

3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД.

1. Выразительно читать по ролям и пересказывать текст.

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группах.

4. Слушать и понимать речь других, владение монологической речью.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 

Физминутка

Снятие эмоционального и физического напряжения.

 

Называю сказочное название животного, а вы узнаете и показываете его движение и какие звуки издает.

кумушка, сестричка (лиса);

пискун (комар);

цокотуха, горюха (муха);

попрыгуха, поскакуха (блоха);

бирюк, из-за кустов хватыш, «зубами щелк» (волк);

толстопятый, косолапый, «давай реветь», всем пригнетыш (медведь);

норушка (мышка);

квакушка (лягушка);

поплутайка, побегайка, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

серый лоб (кот).

Показывают какие характерные черты движений и звука характерны данному животному.

   

5.

Продолжение работы по теме урока.

Защита работы в группах.

Организация коллективной работы по заполнению таблицы. Подведение к коллективному решению. Формулирование вывода.

Фронтальная , групповая форма работы.

Предоставляется слово 1 группе;

-2 группе;

-3 группе;

-4 группе;

-5 группе.

По ходу выступления групп, заполняется таблица:

 

Докучные сказки

Сказки - цепочки

 

Сюжет

повторяется

повторяется

 

Количество эпизодов

не изменяется

дополняются с отличиями

 

Количество персонажей

остается постоянным

увеличивается и сменяются

 

Движение сюжета

ходит по кругу

идет по прямой

 

-Внимательно посмотрите на нашу таблицу.

-Какой вывод можно сделать?

-Есть ли сходства и различия докучных и кумулятивных сказок?

Учащиеся выходят группами и защищают свои работы.

1 группа- Эпизоды сказки «Колобок» похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.

2 группа-Сказка «Репка» – сказка-цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички напоминают звенья длинной цепи. Герои сменяют друг друга.

3 группа- Текст сказки полностью повторяется, изменился только герой, с которым повстречался Петух.

4 группа- Эпизоды сказки повторяется, поэтому ее легко запомнить; сюжет сказки движется по кругу – это делает сказку бесконечной. Герои не меняются.

5 группа- Сказка «Теремок» похожа на докучные сказки. В ней много повторов, и бесконечно много в теремке можно было бы поселить разных животных, если бы не появился медведь, и сказка не закончилась.

В докучной сказке и в сказке- цепочке сюжет держится на повторах. Но в докучной сказке не происходит увеличение персонажей и количества эпизодов. В сказке- цепочке каждый следующий повтор отличается от предыдущего, дополняет его. Докучная сказка ходит по кругу, а сказка- цепочка развивается по прямой.

 

Регулятивные УУД:

1.Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: работа с таблицей.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД.

1. Учет позиции собеседника, обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения. 

2. Оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группах.

Личностные результаты:

1. Развиваем умения осуществлять сравнительный анализ сказок.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

6.

Рефлексия деятельнос

ти.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Фронтальная.

О каких сказках мы сегодня говорили?

- Что нового узнали?

– Почему докучные сказки сказки-цепочки легко рассказывать?

- Какую цель мы сегодня перед собой поставили?

-Удалось ли справиться с заданием?

- Откройте свои конверты, достаньте прямоугольники, покажите с какими результатами вы подошли к концу урока:

Зеленый- Все понял! Все могу!

Желтый – Понял! Но сомневаюсь.

Красный–Испытываю затруднения.

-Я думаю, что УЧЕНОМУ КОТУ понравилась ваша работа на уроке. Посмотрите как далеко откатился ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОК.

-Спасибо за урок! Молодцы!

О докучных и кумулятивных.

У этих сказок есть сходства и различия.

В сказках есть повторяющиеся эпизоды.

Научиться находить сходства и различия докучных сказок и сказок- цепочек (кумулятивных).

Да, удалось. Мы заполнили таблицу сходства и различия сказок. Нашли сходства и различия сказок.

Открывают свои конверты с сигнальными карточками и оценивают свою учебную деятельность.

Построение конструктивного диалога в сотрудничестве.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Познавательные УУД:

1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные УУД: 1.Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Личностные УУД: рефлексия учебной деятельности

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо большое, Елена Сергеевна!

3 August 2017

Похожие публикации