Урок литературы в 8–9 классе на тему «В.А. Жуковский. Элегия "Море"»
В.А. Жуковский Анализ элегии «Море» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
Человека всегда привлекал образ моря: стихия наталкивала на размышления, манила своими тайнами, звала навстречу приключениям. Особое место оно занимает в искусстве романтизма, когда герой-бунтарь сравнивает себя с бушующей водной стихией. Одним из первых русских писателей, проведших параллель между морем и человеком, и даже олицетворившим стихию, был В. А. Жуковский
Свою знаменитую элегию «Море» В.А. Жуковский создал в 1822 году. Стихотворение «Море» занимает центральное место в творчестве автора, оно становится эталоном русского романтизма. Посвящено оно Марии Протасовой. Жуковский питал нежные чувства к этой девушке, но жениться на ней не мог, так как их связывали родственные узы. Любовь к Марии и боль от того, что они не могут быть вместе, отразилась на всём творчестве поэта
Жанр стихотворения «Море» Жуковского – элегия - (греч. elegeia < от elegos - жалобная песня): стихотворение эмоционального содержания, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица. Наиболее распространенные темы элегии - созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями, любовь, чаще неразделенная, жизнь и смерть. Все это характерно для стихотворения «Море»
У этого жанра есть свои особенности: средний объем произведения, позволяющий создать развернутое высказывание, трёхсложный размер, придающий напевность. Жуковский пишет свою элегию белым стихом, то есть при сохранении размера и ритма отсутствует рифма. Размер стихотворения «Море» —амфибрахий. Все эти характерные свойства делают произведение чувственным, глубоко пронизанным поэтической печалью
Основной темой стихотворения является море. И не просто его широкие просторы, а вся сила и мощь, красота и величие. В этом стихотворении Жуковский показывает нам море в разных состояниях – во время штиля, когда морская вода тиха и бездвижна и во время бури – когда огромные волны захлестывают друг друга. Образ моря автор олицетворяет, наделяет жизнью и чувствами. Он пытается разгадать тайны морских глубин, но они безмолвны. Постоянное движение морской воды, смены морских картин – все это передает жизнь, тревогу моря, которое так интересует и увлекает автора
Лирический сюжет элегии «Море» Жуковского имеет свои этапы. Сначала поэт рисует обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью». Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но расставание неизбежно, и с этим приходится смириться. Звучат печальные нотки. Поэт пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади
Композиция. Море перед нами рисуется в трех своих состояниях: спокойствие морской глади, безмолвное море. состояние в бурю. после бури, обманчивый покой. Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. За счет композиции поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер. Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла – показать, что даже стихия не может быть полностью свободной
В первой части стихотворения царит спокойствие, умиротворенность и безмятежность. Никто не мешает морю любоваться небом, его утренним и вечерним преображением. Взаимоотношение двух образов очевидно. Жуковский «Море» написал с целью передать единение возвышенного и земного состояний человека. Итак, первая часть элегии – зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно И.К. Айвазовский 1889. Море спокойное, безмятежное. В присутствии чистого неба и море бывает чисто
Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури
Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его
Вторая часть – состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной – всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств . И.К. Айвазовский «Гроза», 1889г. Море в бурю… «Темные тучи» пытаются отнять у моря небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу»
Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу
Третья часть – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: тучи разошлись, вернув небу прежний безмятежный вид, море тоже успокоилось, но только внешне, внутри у него все бурлит и кипит. Стихия пребывает в смятении, боится вновь потерять своего друга, боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти И.К. Айвазовский. 1889г. Море после бури. Изначальной гармонии не происходит, потому что все пронизано страхом перед тем, что буря может повториться
Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его. Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него.
Еще один образ, который имеет важное значение в стихотворение – это образ неба. Оно соединяется с морем, на линии горизонта они объединяются и становятся родственными, тянутся друг к другу. Поэт уделяет внимание двум прекрасным образам. Он считает небо совершенно свободным, не зависящим ни от чего и ни от кого. А вот море вынуждено находится в рамках земной неволи и зависеть от такого безграничного неба
Работа с текстом. Заполнение таблицы Море Небо В спокойном состоянии В бурю После бури Безмолвное, лазурное, бездна, живо, дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты, тайна, необъятное лоно, напряженная грудь, чисто, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые, радостно блещешь звездами его. Бьешься, воешь, волны подъемлешь, рвешь и терзаешь враждебную мглу Полное прошлой тревоги, вздымаешь испуганны волны, обманчив твоей неподвижности вид: в бездне покойной скрываешь смятенье, небом любуясь, дрожишь за него. Далёкое, светлое, таинственной, сладостной полное жизни, чистое, светозарная лазурь, тёмные тучи, ясное, сладостный блеск небес
Символы в стихотворении «Море»: Небо - символ покоя, безмятежности. Море - символизирует человеческую душу, стремящуюся достичь идеала. Буря – это земные испытания, тревоги. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом «Девятый вал» — самая известная картина И.К. Айвазовского. Небесная и морская стихия. Художник воспевает мужество людей, их волю к спасению, веру в свои силы и в смысл борьбы до последнего.
В элегии «Море» автором поднимаются вечные темы, жизненные и понятные многим: Тема любви. Близкая Жуковскому тема любви обретает новое звучание. Безнадежность, царящая в реальности поэта, в лирическом произведении воплощается в борьбу. Море, в отличие от влюбленной женщины, сопротивляется разлучникам. Настоящие чувства неподвластны окружающим – вот что пытается донести Жуковский. Тема борьбы. Из описанной выше темы возникает тема борьбы, сопротивления и грядущей победы. Кульминация произведения – попытка отнять у моря чистое небо. Тема одиночества. Лирический герой, взирая на внешний мир, испытывает чувство одиночества. Он понимает, что нет ничего вечного в мире. Даже в любви каждый одинок.
Художественные средства. Несмотря на небольшой размер, лирическое произведение насыщено художественными средствами выразительности: эпитеты концентрируют внимание на противоположности моря и туч, мглы, аллитерация усиливает впечатление от схватки моря со мглой, метафоры – это символические образы, прием рефрена поддерживает ритм, риторические вопросы подчеркивают романтическое направление, оживляют повествование, тропы способствуют созданию исключительных авторских образов. Благодаря художественным приемам, В.А. Жуковским создается яркая картина морской стихии и передаются тончайшие оттенки человеческих переживаний.
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Ахметшина Наталья Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Легоцкая Вера Сергеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Юлия Васильевна Воробьева
Ирина Владимировна Казарцева
Румянцева Татьяна Валерьевна
Ирина Владимировна Казарцева