Доклад «Реализация и использование здоровьесберегающей технологии на уроках биологии»

3
0
Материал опубликован 18 October 2019 в группе

созаева здоровьесбережение на уроках биологии
DOC / 113.5 Кб

Учитель биологии

 высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ №6г. Ипатово

Созаева  Элина Валентиновна

Реализация и использование здоровьесберегающей технологии на уроках биологии.

 

«Быть рожденным здоровым – это право каждого человека»

Л.Н. Толстой

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

 Т.Карлейль

 

 

Одна  легенда гласит. 
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет, живая я ее умерщвлю, скажет мёртвая, выпущу.
– Как вы считаете, что ответил мудрец? 
Мудрец, подумав, ответил:
– “Всё в твоих руках”.
А в наших с вами руках самое главное – это наши ученики. И от того, какие ценности мы с вами заложим, во многом зависит их дальнейшая судьба.

 А теперь мысленно нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас голубое небо, ярко светит солнце. Напишите, какие 9 ценностей важны для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? 

Рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности как показывает опыт, следующий, например: 1 место – здоровье, 2 место – семья и т.д.

– Без чего человек не может достичь вышеназванных ценностей? (Варианты ответов).

– Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одним из главных жизненных ценностей человека.  По данным Минздрава:

  • 14% детей практически здоровы,
  • 50% имеют функциональные отклонения,
  • 35-40% хронические заболевания.

Среди школьников за период обучения:

  • в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения,
  • в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы,
  • в 5 раз – нарушение осанки,
  • в 4 раза – нервно-психических расстройств.
  • многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов,
  • более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках,
  • абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %,
  • за последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей.

       Но вы и так знаете, насколько в последнее время ухудшилось здоровье наших детей. Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

       В соответствии с ФГОС сегодня меняется позиция учителя на уроке. Педагог выступает в роли организатора учебного процесса. Он должен способствовать созданию комфортной обстановки на уроке для формирования успешной здоровой личности.

         Необходимо в погоне за знаниями , умения и т.д. неперенагружать  и не переутомлять наших учеников. Иными словами не увлекаться своим уроком.

     Следует помнить, что на уроке на организм ребёнка воздействуют следующие виды нагрузок:

-умственная, связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний

-динамическая, как правило, организована на уроке недостаточно, то приводит к гиподинамии

- статическая, связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение во время урока, очень тяжела для растущего организма  школьников и нередко отрицательно сказывается на  состоянии здоровья школьников.

    Как показывают исследования, так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки.

 В структуре заболеваемости учеников МБОУ СОШ №6 г. Ипатово преобладают:  заболевания  органов дыхания,  зрительного анализатора, пищеварительной системы.

В МБОУ СОШ №6 г. Ипатово первое  место занимают заболевания, связанные с патологией  органов дыхания, зрительного анализатора.

 

Анализ урока с позиции здоровьесбережения.

 

  • количество видов учебной деятельности (норма: 4-7)
  • средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

( норма: не более 10 минут)

  • количество видов преподавания (не менее трёх)
  • чередование видов преподавания
  • место и длительность применения ТСО
  • поза учащихся, чередование позы
  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни
  • наличие мотивации деятельности на уроке (оценка, похвала, соревновательный момент)
  • психологический климат на уроке
  • наличие эмоциональных разрядок: поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки
  • дозировка объёма учебного материала и домашнего задания
  • проведение физкультминуток, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз ( на 20 и 35 минуте урока)

 

Использование  ИКТ  в  процессе обучения повышает наглядность обучения и создаёт, казалось бы, условия для сохранения оптимальной работоспособности. Но с другой стороны – увеличивают объём информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. И хотя форма подачи информации более наглядна  повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому материалу, возросший объём информации увеличивает напряжение, темп  работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы.

 

 

 Длительность непрерывного применения на уроках средств ТСО   

                     

Длительность просмотра (мин)

Классы

диафильмы

кинофильмы

телепередачи

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

20-25

8-11

25-30

25-30

25-30

 

В  течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся 1 ступени 3-4 урока, для  обучающихся 2 и 3 ступени - 4-6 уроков.

Одним из главных направлений здоровьесбережения  является создание  благоприятного эмоционального настроя и атмосферы успеха на уроках, здорового психологического климата  и повышение интереса к нашему предмету – биология. Развитие интереса к занятиям и мотивация к учениям привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. Все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего  поколения.

 

Проведение физкультминуток, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз ( на 20 и 35 минуте урока)  на уроке должно стать нормой.

 

Зрительная гимнастика.

 

Упражнения для снятия напряжения и утомления на уроках при использовании компьютера:

1.Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4,широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Посмотреть на кончик  носа  на счёт 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и обратную сторону: вверх – влево –вниз –вправо, затем посмотреть вдаль на счёт 1-6.Повторить 4-5 раз.

 

 

Физические упражнения на уроках в школе для предупреждения зрительного утомления и близорукости.

 

1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

2.Выполяется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут.

3.Выполяется стоя. Смотреть перед собой 2-3 секунды. Затем поставить палец руки  на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз. (Тем, кто пользуется очками, их не следует снимать).

4.Выполняется сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы. Повторить 3-4 раза.

 

 

 

Дыхательные упражнения.

Для успокоения, снятия физического и психического напряжения на уроках проводятся  дыхательные упражнения.

Одним из них является чередующееся носовое дыхание.

Упражнение проводится из положения сидя.

Сядьте на стул, выпрямив спину. Вдохните левой ноздрёй на счёт 6, правую зажимая пальцем. Задержите дыхание на 3. Затем, закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счёт 6. Вдыхайте правой ноздрёй и т.д.

        В период повышения заболеваемости учащихся  на уроках биологии и основ здорового образа жизни   проводится точечный массаж - эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний.

В основе точечного массажа - механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь (через нервную систему) с различными внутренними органами и функциональными системами. В зависимости от метода воздействия на точки можно усиливать артериальное кровообращение, регулировать питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, снижать мышечное напряжение.

/data/files/p1574839422.png (0x0)

 Следует проводить массаж в течение 2–3 минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть,  делая вращательные движения 7 раз в одну сторону и 7 раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2–3 раза в день, а при заболевании – через каждый час.

         Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета, санитарное состояние кабинета. Классная комната должна быть  проветрена, температура в ней должна  быть комфортной 18-21 градус.

Обратите внимание на:

  • состояние мебели
  • озеленение кабинета
  • качество и эстетика наглядных пособий, дидактического материала
  • цветовая гамма (мебели, отделки стен, штор)

 Благотворно на здоровье и настроение влияют зёлёные растения, поэтому  в классной  комнате должно быть много видов различных растений. В кабинете биологии обязательно должны находиться аквариумы. Общение с аквариумом развивает школьников эстетически, помогает воспитанию хорошего вкуса. Известно, созерцание аквариума со свежей зеленью и здоровыми рыбами улучшает состояние нервной системы, снимает возбуждение, успокаивает человека. Живой уголок кабинета биологии воспитывает и развивает ребёнка, учащиеся на переменах спокойно наблюдают за обитателями аквариумом, в общении с живым отдыхает нервная система, повышается эмоциональность. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями и животными, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

 Здоровьесберегающие технологии я применяю не только на уроках, но и во внеурочное время. Особое внимание уделяю   проектной и  исследовательской деятельности в области обучения здоровью.  В последние годы мною были реализованы школьные проекты:

  • Проект «Оценка качества питьевой  воды г. Ипатово»
  • Проект «Энергетические напитки: Энергия или вред?»
  • Проект « Оценка качества и экологического состояния почв в

 г. Ипатово».

Проект  «Анализ и оценка качественного состояния сточных вод после очистных мероприятий на водоочистных сооружениях Ипатовского водоканала».

Проект «Выявление причин причин вымирания зимующих птиц в городе осенью и весной».

 

- Были проведены мероприятия по формированию здорового образа жизни ролевая игра" Суд над табаком" для обучающихся 8 классов, для всех учащихся школы «Мусор – проблема 21 века и что нам с ним делать?», много различных экологических десантов по очистке территории школы и окрестностей города, постоянно проводятся « дни Здоровья»,  «уроки Здоровья».

Я уверена, что каждый учитель  на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации