Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «Р»
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука «Р»
Возрастная группа | 7 лет, 1 «А» кл. | ||
Форма организации, количество обучающихся |
Индивидуальное занятие, 1 человек. | ||
Тема занятия | Постановка звука «Р» | ||
Методы | Словесные, наглядные, практические | ||
Цель занятия | Вызвать с механической помощью вибрацию языка для правильного произношения звука «Р». | ||
Задачи | Выработка правильного произношения данного звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического восприятия; развитие зрительно пространственных представлений; развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса; развитие мелкой моторики. | ||
Оборудование | Зеркало, тетрадь в клетку, карандаш, картинки со звуком. | ||
Технологическая карта занятия. | |||
Этап | Деятельность логопеда | Деятельность детей | |
Организационный момент | Сообщение темы и цели занятия: Послушай внимательно стихотворение которое я прочитаю. Ранним утром кое-как Роет нору хмурый рак. Рак бы рад её не рыть, Но ведь где-то надо жить. Работать раку неохота, Не радует его работа. Скажи пожалуйста, какой звук я произносила чаще? Правильно, сегодня мы будем упражняться в правильном произнесении звука [Р]. | Ребенок говорит какой звук произносится чаще. Звук [Р]. | |
Характеристика звука «Р». | А сейча давай вспомним какой у нас звук «Р». Согласный, глухой, твердый. | Вместе с логопедом вспоминает хар-ку звука «Р». | |
Артикуляционная гимнастика | Упражнение «чистим зубы» Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая Маляр. Цель. Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание. Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. Вкусное варенье. Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Лошадка. Гормошка. Индюк. Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет). Барабанщики. Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук д. Сначала звук следует произносить медленно, постепенно убыстрять темп. | Выполняет артикуляционную гимнастику. | |
Постановка звука | По подражанию, с механической помощью. | | |
Развитие фонематического восприятия: | Повтори за мной слоги: Ша-ша-жа Зу-су-зу Ты-ды-ты Ка-ка-ка Жи-ши-жи Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р» Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р В словах (коробка с картинками) | Повторяет цепочки из слогов. Хлопает в ладоши, если слышит звук. Достает картинки из коробки, называет что нарисовано и говорит есть ли в слове звук «Р». | |
Работа в тетради. | Прописание буквы «Р» в тетради | Прописание буквы «Р» в тетради | |
Итог занятия | Подведение итогов занятия. | Ребенок выбирает «смайлик» за хорошую работу. |