Буклет «В каких случаях нужно обращаться к учителю-логопеду?»
Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает задачи: • корректирует звукопроизношение; • формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения); • расширяет и обогащает словарный запас ребенка; • развивает грамматический строй речи, ее связность; • готовит малыша к обучению письму и чтению; • корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал.
| Хорошим толчком в речевом развитии ребенка может послужить его погружение в среду сверстников или детей чуть-чуть постарше. Это может быть посещение детского сада, секции, кружка или различных групповых развивающих занятий. Могут быть рекомендованы специальные занятия с психологом, логопедом, дефектологом, сурдологом. Медики могут назначить прием определенных лекарственных средств, массаж или прохождение физиотерапевтических процедур. В каждом конкретном случае может быть использована как одна из вышеперечисленных рекомендаций, так и их сочетание. |
| Фамилия Имя Отчество Детский сад № ; Центр……………………………………… +7920-650-…..
| В каких случаях нужно обращаться к учителю-логопеду? Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь. Учитель-логопед Землякова Оксана Олеговна 2021 |
Когда стоит обращаться к логопеду? до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»). 1-2 года – если ребенок совсем не говорит. 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно общается на «своем» языке. 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка» не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»). старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно любые звуки (н-р, «р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах. в школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом. Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту. | Возможные причины задержки речевого развития В процессе обследования могут быть выявлены как социальные, так и психологические и физиологические причины задержки речевого развития: Гиперопека. Многие родители бегут исполнять желание ребенка по одному только звуку «Э-э-э», не требуя от него речевого подкрепления. Частые отиты, из-за которых барабанная перепонка становится менее эластичной и хуже передает звуки во внутреннее ухо. Ушные пробки отрицательно влияют на состояние слуха, а соответственно и речевое развитие. Отставание в развитии. Важно раннее выявление, начало коррекционной работы –благотворно влияют не только на речь, но и на развитие ребенка в целом. Билингвизм (двуязычие) — ребенок одновременно воспринимает речь на двух языках. Все дети разные. Часть детей, воспитывающихся в таких семьях, не сразу могут распутать этот клубок из двух языков. Они просто не понимают, как именно им говорить в текущей ситуации, поэтому предпочитают молчать и наблюдать за происходящим. Стрессовая ситуация. Переезд, смена места жительства, развод родителей, потеря одного из членов семьи — это может стать причиной того, что речевое развитие замедлило свой темп или вовсе остановилось. Короткая подъязычная уздечка. Отклонения в медицинских исследованиях, неврологических.
| Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать 1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте, читайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите. 2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов. 3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?». 4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел. 5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит. 6 совет. Рассказывая короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное. 7 совет. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается. 8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка». 9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания. 10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит». |