ОБРАЩАТЬСЯ С КНИГОЙ НУЖНО ЧЕСТНО…
IT IS NESSESARYI TO HANDLE THE BOOK HONESTLY ...
Граф Анна Родионовна
Graf Anna Rodionovna
преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ ИО АТОПТ, Россия, г.Ангарск
Аннотация. В статье дан краткий анализ непростых для восприятия, спорных произведений русской литературы, написанных людьми своего времени, взглядов и убеждений. На основе этого анализа автор подводит читателей к христианской трактовке некоторых программных произведений.
Annotation. The article provides a brief analysis of difficult for perception, controversial works of Russian literature, written by people of their time, views and beliefs. Based on this analysis, the author brings readers to the Christian interpretation of some program works.Ключевые слова: литература, счастье, вера, творчество, время, внутренний мир, свобода выбора, духовность.
Keywords: literature, happiness, faith, creativity, time, inner world, freedom of choice, spirituality.
Вдумчивый подход к произведениям русской литературы – важное условие успешной работы словесника. Много лет литературные произведения в нашей стране рассматривались через призму идеологических представлений, и часто их анализ был несколько искусственным. Немало книг не были известны широкому кругу читателей, так прошла мимо нас в ушедшем веке проза и поэзия русского Зарубежья. «Забывалось» о том, что великие классические романы создавались в другое время, людьми определенной эпохи и воспитания.
«Возвращенная» литература пришла к читателю через десятки лет, например, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова; но это тот случай, когда не все запрещенное – благо, т.к. книга до сих пор вызывает много споров, здесь нужен очень осторожный подход к роману. Понять суть произведений, духовный мир писателей, мотивы написания книг – главное в работе словесника, призванного донести до наших учащихся великое наследие – русскую литературу. Это поможет осмыслить часто спорные, трудные для молодежи произведения талантливых художников слова.
Русский человек постоянно подвергался испытанию веры в силу складывающихся внешних обстоятельств. Отечественная литература отразила это испытание в противоборстве духовных стремлений. Стрелка духовного компаса даже в условиях повреждения душ была упрямее, это отразилось в нашей литературе, запечатлевшей в слове и образе опыт веры и безверия.
Обратимся к истокам великой литературы, и начнем с века XVII. Этот век – начало воздействия Запада – чуждым заимствованием стал рационализм, проникший в искусство. [1] Переводная литература Бокаччо и др. прославляла разнузданность плоти, этому противится «Житие протопопа Аввакума».
XVIII век – в литературе возникает классицизм, воспевающий государство в трудах М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина и др. Сменивший классицизм сентиментализм аппелирует к внутреннему, эмоциональному миру человека. «Путешествие из Петербурга в Москву» - самое известное произведение конца века.
XIX век – поэтизация прошлого – романтизм (В. Жуковский, П. Вяземский и др.). Нельзя не согласиться с мыслью А.С. Грибоедова о страшной силе бездуховного пространства. Конечно же, это А.С. Пушкин, идеал гармонического восприятия мира, гений поэзии и первый реалист прозы; но это и внутренняя борьба, безысходность бытия. В «Пророке» Пушкин утверждает идею служения поэта на православной основе.
Это пророческое служение осознавал и М.Ю. Лермонтов. Мысль о неспособности людей понять открываемые им истины правды и любви приводит к безверию, унынию, обесцениванию бытия:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка…
Обостренной религиозностью обладал Н.В. Гоголь, с «Гоголя начинается широкая дорога» - утверждает критик К. Мачульский. [1]
К середине века утвердился реализм как принцип отображения действительности. От искусства ждали пророческого служения, в России таким пророком часто становится художник. В нашей литературе всегда было больше тоски по духовному идеалу, недовольство собой в отличие от западного самодовольства. Тоска по идеалу В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского отличалась искренностью и стремлением к добру, но «описанием порока нельзя очистить людей от порока». [1] Познав жизнь и душу Запада, Ф. Тютчев утверждает: «В Россию можно только верить». Простая истина, Начало всех начал.
К религиозным сюжетам и темам причастны едва ли не все русские поэты – А. Фет, А. Плещеев, Я Полонский, А. Григорьев… Особой чувствительностью к важнейшим проблемам общественного бытия выделяется среди русских писателей И. Тургенев. Роман «Отцы и дети» - горячий спор о будущем России; трагизм Базарова – в его безбожии.
Ф. Достоевский невозможен вне православия: он исследует безверие в безднах отчаяния, ищет и обретает веру в соприкосновении с Горними истинами. По силе религиозного искания Достоевский не знает себе равных. Все проблемы купцов у А. Островского – преимущественно нравственные, все герои приходят к мысли: не в деньгах счастье. А Катерина – жертва распада собственной веры. Искание правды, души, смысла жизни А. Чехов совершал, исследуя нравственные слабости, падение, бессилие личности. Сострадательная любовь к людям – основной пафос чеховской прозы.
Идеей обновления христианства был одержим Л. Толстой, безусловно великий, талантливый писатель. Трагедия великого художника – в отвержении от веры как подлинного средства познания мира.
Через испытание веры прошли все русские писатели, ощущавшие свое творчество как исполнение долга, и все поведали об этом прямо или неявно.
XX век – стремительное время, начавшееся Серебряным веком, прославлявшим и Бога, и дьявола (В. Соловьев, В. Ходасевич, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, А. Блок и др.) Человек кидался собирать сокровища на земле, что всегда есть причина всех революций, катастроф. Крупные художники начала века – М. Горький с его богостроительством, постижением бытия, это и Бунин И., воспевающий красоту и духовность, и И. Шмелев, умевший в «гримасах жизни находить укрытую красоту». [1]
Литература советского периода богата дарованиями: поздний В. Маяковский, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, А. Твардовский, Ф. Абрамов и др. Произведения этих писателей изучаются в школах. Но обратимся к книгам двух писателей, более пристально пройдемся глазами по их страницам.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» обращен к читателю образованному, вдумчивому; простой читатель воспримет его как фантастическую сказку о любви; некоторые воспримут роман как что-то болезненно-тяжелое, мистическое, отталкивающее. Православный же человек, скорее всего, ужаснется, встретив на страницах книги имя Воланда, сатаны. Простодушный читатель воспримет путешествие Маргариты как сказочное, но: «для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест…ведьме натереться мазью из печени некрещеных младенцев…». [2]
Словесный образ, обладая огромной силой воздействия, может «распахнуть» душу человека, формировать его сознание. Вот почему опасно читать книги, написанные страстными, неочищенными людьми, одно внимание к ним небезобидно: слово «черт» в романе употребляется 60 (!) раз. Булгаков создал своеобразную энциклопедию сатанизма, где все замыкается на дьяволе (оборотничество его свиты, ведьмы, разлагающиеся трупы, черная месса и др.) Роман полон тяжелых, жестоких кровавых сцен, он представляет собой еретическую, гностическую форму трансформации христианства. В художественной концепции мира и в образе мастера, несомненно, выразилось психическое состояние писателя. Это должен знать преподаватель, знакомя не имеющих жизненного опыта подростков с таким произведением. Это должен знать читатель, чтобы оберечь свой внутренний мир от того болезненного и тяжелого, что есть в книге.
Главная тема творчества А. Солженицына – борьба добра со злом – вечная тема мирового искусства, а не критика коммунизма. Проза писателя основана на духовно-нравственном фундаменте древнерусского христианского искусства: модель мира представляет собой соединение трех миров, подобного устройству русской души (святого, человеческого и звериного). Время, описанное писателем, - страшное время в русской истории, когда дьявольский антимир стремится поглотить христианскую Русь.
Антимир в повести – это поселок Торфопродукт, находящийся на болоте (по славянским поверьям, обиталища нечистой силы); торф добывают из чрева земли – обиталища духов. Поселок Высокое Поле – противопоставление Торфопродукту, у людей есть свобода выбора миров.
«Матренин двор» - это образ, имеющий символическое значение. Двор Матрены Васильевны Григорьевой разрастается до масштабов Вселенной, т.к. все события в нем и вокруг него имеют общечеловеческий характер, аккумулируя судьбу выдерживающего натиск рационально-технической «цивилизации» человечества. Дом Матрены – островок христианской России. Матрена пребывает в единении с миром, «распахивает» свою душу навстречу вселенской гармонии. Как и у многих праведников, ее жизнь складывалась трудно, трагически, но ведь русские всегда стремились к «горнему», почитали труд как святыню. Черный антимир не смог победить праведницу, Русь в образе Матрены находит силы выстоять, сберечь духовность, становящуюся «анахронизмом» в наши дни.
Русский писатель, который «…в России не только поэт», выбрав сотериологический подход к осмыслению мира, к назначению человека, ведет нас по трудному, но верному пути. Уже только попытка взглянуть на знакомые книги другим, более пристальным взглядом многого стоит, ведь это маленькая победа над эвдемоническим, которое часто сильнее слабого человека.
Современные условия дают читателю широкую свободу выбирать истинное и бездарное, высокодуховное и низкопробное, наполненное благодатью и безбожное. Вера и безверие – преимущественная тема русской литературы, их постоянный поединок отражается в душах людей. Главное, чтобы наши ученики умели это видеть и отличать, делать правильный выбор.
Библиографический список
1. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература XVII-XVIII вв. //– 2003. – 3 - 1056 с. - М: изд. Совет РПЦ.
2. Карпов И.П, Старыгина Н.Н. Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. // – М: «Московский лицей» - 2001.- с. З47-360
3.https://znanio.ru/media/vera_i_duhovnost_v_russkoj_literature_xix.../229749