Занятие «В краю ста тысяч вышивок»
Конспект организованной образовательной деятельности
«В краю ста тысяч вышивок»
Автор – Иванова Марина Рудольфовна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №122» г.Чебоксары
Программное содержание:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
• Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым.
• Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.
• Развивать познавательные умения, выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров, интерес к национальному чувашскому искусству.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• Продолжать учить составлять по образцу узор по мотивам чувашской вышивки (из треугольников и квадратов, разместив их на полоске бумаги в определённом цветовом сочетании).
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки.
• Воспитывать эмоционально – положительного отношения к родному народу.
• Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• Активизировать слова: Пиçиххи, сурпан, тухья.
Образовательная область «Физическое развитие»:
• Развивать быстроту реакции и ловкость.
Материалы и оборудование: Карточки с рисунками узоров и их образов-символов, Д/И «Подбери узор к образу-символу», Салфетки с чувашской вышивкой, чувашская музыка, сурпан, тухья, масмак, пояс, чувашский костюм для воспитателя. Материал для аппликации: полоски красного цвета 6х23, квадраты жёлтого, зелёного, чёрного цвета 3х3, ножницы, клей, кисточки, салфетки.
Предшествующая работа:
• Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.
• Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.
• Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.
Методы и приемы:
1 часть. Открытие выставки (разыгрывание музыкальное сопровождение – чувашская мелодия)
1. Беседа и рассматривание чувашского национального костюма и узоров;
2. Рассматривание картинок с рисунками узоров и их образов-символов;
3. Презентация о чувашском народном прикладном искусстве;
2 часть. Аппликация «Украсим поясок»
1. Нацеливание на работу;
2. Показ и рассматривание образца;
3. Объяснение хода работы;
4. Самостоятельная работа детей;
5. Анализ детских работ.
6. Чувашская народная игра «Пиçиххи».
Ход образовательной деятельности:
(Звучит чувашская народная мелодия. Дети входят в комнату).
- Дети, сегодня мы с вами продолжим знакомство с нашей Республикой, с работами чувашских мастеров, а именно с работой вышивальщиц. Чтобы лучше и больше узнать, давайте мы с вами посетим выставку, которая посвящена национальной вышивке.
Знаете ли вы страну такую
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют –
Словно песней сердце околдуют,
Где коль праздник - от души ликуют,
Коль работа – гору дай любую!
Знаете ли вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен,
И сто тысяч вышивок цветет?
- Ырă сунса кěтетпěр сире! Добро пожаловать на выставку!
- Чуваши – прекрасные умельцы С древних времён славиться Чувашия своими талантливыми вышивальщицами. Чувашская вышивка красива, её знают и любят не только в нашей республике, но и в других республиках и странах. (Предложить детям самим посмотреть изделия).
- Чувашские женщины украшали вышивкой одежду и предметы бытового убранства. Особенно яркими узорами чувашские мастерицы украшали праздничную одежду, поясные украшения, головные повязки. Вышивка в старину всегда что-то означала. Недаром в народе говорят: «Чăваш тěрри çыруллă», т. е. в ней что-то написано и можно прочитать её.
- Дети, какие цвета в основном вы видите на этих изделиях? (Ответы детей)
- Да, правильно. Чувашские мастерицы больше пользовались красным, чёрным, зелёным, синим, жёлтым цветами. В основном вышивали на белом фоне. (Рассматривание альбома «Чувашские узоры»).
- Красный цвет означал радость, счастье. Чёрный цвет – символ добра и Земли. Для заполнения рисунков использовали зелёный, синий, жёлтые цвета.
- (Рассматривание альбома «Элементы чувашской вышивки»).
- В чувашской вышивке основными элементами узоров являются геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круги, овалы, трапеции, полосы, линии. Они сочетаются с фигурами людей, птиц, деревьев, растений.
- Посмотрели, познакомились мы с вами с чувашской вышивкой, а теперь пора и своё мастерство показать. (Дети занимают рабочие места, в группе звучат чувашские мелодии).
- Мы с вами сегодня украсим пояс, и я возьму ваши работы на выставку к другим ребятам из другого детского сада. Вот такой пояс мы будем сегодня делать (показываю образец). Какие цвета вы здесь видите? Из каких геометрических фигур выполнен пояс? Как расположены квадраты? Посмотрите, а вас на тарелках (подносах) есть ли треугольники? Нет, только чёрные квадратики? А что нужно сделать, чтобы получился треугольник? Правильно. Сложим квадрат по диагонали (показываю, как складывается).
- А теперь давайте без клея на полоску выложим узор. Затем приклеим их. Работаем внимательно, аккуратно.
- Вот и получились пояса. А теперь все ваши работы посмотрим вместе. Аккуратно ли они выполнены, правильно ли расположены, аккуратно ли вырезаны треугольники. Миша, чья работа тебе больше всего понравилась? Почему?
- А теперь соберём ваши украшенные пояса и поиграем с вами в чувашскую народную игру «Пиçиххи» («Пояс»).