Урок русского языка в 6 классе «В лабиринте орфоэпии»
Тема урока: | «В лабиринте орфоэпии» |
Базовый учебник: | Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А. Д. Шмелева (часть вторая). Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2018 г. («Алгоритм успеха») |
Цели: Формирование речевого мастерства обучающихся через практическое усвоение орфоэпических норм | личностные: воспитание интереса к изучению русского языка;развитие зрительной памяти, самооценки, взаимоуважения регулятивные: учиться анализировать, сопоставлять, рассуждать;развивать умение работать в сотрудничестве предметные: закрепить знания о правильном произношении и правильной постановке ударения, учитывая современные варианты орфоэпических норм |
Тип урока | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Формы работы учащихся: | Коллективная и индивидуальная формы работы, работа в парах |
Задачи
Обучающие: познакомить с предметом изучения орфоэпии, с основными произносительными нормами и их отражением в орфоэпических словарях.
Развивающие: формировать навык правильного произношения указанных слов, развивать умение работы с орфоэпическим словарём.
Воспитательные: развивать коммуникативную культуру учащихся, интерес к предмету.
Универсальные учебные действия:
извлечение первичной информации из заданий;
построение логической цепочки рассуждений на основе наблюдений;
создание алгоритмов действий при решении поставленных задач;
анализ объектов с целью выделения общих признаков.
Регулятивные:
умение идентифицировать проблему;
умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;
умение оценивать результат собственной деятельности и оценивать собственное продвижение.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
1. Парты расставлены таким образом, что составляют “лабиринт”, но не затрудняют общение в группе.
___________ | |
____________ | |
_____________ | |
_____________ |
2. Сменные стенды:
а)
Лабиринт – первоначально: большое здание со сложно организованными переходами в Древней Греции. |
б) рисунок “Лабиринт” с прикрепленными на нем препятствиями-заданиями по теме
Р азминка. Умные вопросы по ДЗ
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в лабиринт. А что это такое? Да, сегодня мы будем похожи на древнегреческого героя Тезея. Миф о нём нам расскажет М. А.
Тезей –сын афинского царя Эгея. Жители Афин, которым правил отец Тезея, были в глубокой печали. Каждые девять лет им приходилось отдавать дань — семь юношей и семь девушек отвозили они на остров Крит в качестве жертвы для ужасного чудовища Минотавра, с головой быка и туловищем человека. Этот Минотавр жил во дворце царя Миноса, называемом Лабиринт, из которого никто не мог найти выхода. Афиняне уже снарядили корабль, оснастили его в знак скорби черными парусами. Узнав эту историю, юный Тесей решил поехать вместе с молодыми людьми на остров Крит. Он задумал пробраться во дворец Лабиринт и убить там кровожадное чудовище, освободить афинян от ужасной дани. Когда корабль прибыл на Крит, юношей и девушек отвели к царю Миносу, среди них был и Тесей. Его заметила дочь Миноса Ариадна, полюбила его. Ариадна решила помочь Тесею, она не хотела, чтобы он погиб в Лабиринте, растерзанный Минотавром. Ариадна втайне от отца дала ему острый меч и клубок ниток. У входа в Лабиринт Тесей привязал нить и, разматывая клубок, двинулся по запутанным переходам дворца. Вскоре он добрался до того места, где скрывался страшный Минотавр и убил его.
Тесей нашел юношей и девушек и по нити вывел всех из Лабиринта. Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает – путеводная нить.
Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки.
Физкультминутка. Философ немецкий Иммануил Кант говорил: «Пальцы – выдвинувшийся мозг человека»». Взбодримся. Похлопать руками. Размять руки. Особенно около кутИкулы или кутикула - плёнка на краю ногтевого валика (лат. «кожица»). Не догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
Если нет, то…
Музыкальная пауза. Догадайтесь о теме урока. Радионяня «Занимательная грамматика». Тема – ударения. Какой раздел науки о языке изучает произношение слов? Орфоэпия. В устной или письменной речи важно то, как правильно произносить слово? В устной. Поэтому и сегодня урок у нас развития речи, много именно устных заданий.
Продолжите предложения
Цель–запомнить… как можно больше слов с проблемным ударением, поработать …со словарём, осмыслить …важность соблюдения орфоэпических норм. Форма- лабиринт, практические упражнения.
Если бы всегда так говорили? К чему может привести безграмотная речь? ГЛАВА 2 упр.121. Запишите ваши мысли по данной проблеме.
В наше время – повальной компьютеризации, ЕГЭизации – на нашу страну обрушилась какая-то совсем беспросветная безграмотность. Мы безграмотно пишем и, что уж совсем дико, безграмотно говорим. Слышим эту безграмотную речь. Запоминаем, а потом и воспроизводим: слышим по радио, с экранов телевидения. Теряя наш язык, теряем культуру! Стыдно говорить на родном языке с ошибками. Если вы пишете с ошибками, это очень плохо, но гораздо легче скрыть, чем то, что вы безграмотно говорите.
Давайте постараемся с этим бороться! Вперёд! ВСЕ НА БОРЬБУ С НЕГРАМОТНОСТЬЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ СЛОВ. На листах у вас слова в разных колонках. Ваша задача, используя школьный словарь. Какой? Правильно расставить ударения. В парах. Какие пометы есть в словаре? Что мы можем узнать о слове благодаря орфоэпическому словарю? Никакого открытия не сделали? Ударение в сложных словах. Железнкова Алёна. Что объединяет ваши слова каждой колонки? Какой вывод можно сделать?
Августовский Банты Свекла Сливовый Форзац Шарфы | Завидно Звонит Квартал Столяр Щавель Щекотно | Баловать Документ Жалюзи Каталог Украинский | Водопровод Газопровод Нефтепровод Новорожденный Трубопровод |
Особенности ударений. Сообщение ученика. Что такое ударение? Разноместность-Подвижность ( герб – о гербе. Занят – занята).
Что нужно сделать, чтобы овладеть нормами произношения?
- освоить основные правила
-Внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих
-слушать, изучать образцовое произношение, которым должны в совершенстве владеть дикторы, телеведущие.
-анализировать свои недочёты, исправлять их.
8. Физпауза. Покусать язык. СТИ-СТЭ-СТА-СТО-СТУ-СТЫ
РЛИ-РЛЭ-РЛА-РЛО-РЛУ-РЛЫ
9. № 127. Повторяшки.
10.Игра « ДИКТОР». Прочитать правильно. Сомнения – словарь.
А)Вера приготовила салаты, испекла два тОрта, а потом стала выбирать себе наряд. Одно платье, другое. Какое красИвее? Наконец снялА с вешалки новый сарафан цвета свЁклы. Волосы Вера собрала в хвост и украсила его тремя бордОвыми бАнтами. Потом уселась в кресло и стала ждать, когда гости позвонЯт в дверь.
Б) Рано утром я пошла на луг собирать щавЕль. Собрала большой пучок, но промокла в росе и простыла. Стоило мне раз кАшлянуть, моя бабушка Галина ИльиниШНа приготовила отвар из крапИвы и поставила мне горчиШНики. Потом замотала мне горло колючим шАрфом и уложила в постель. Я, конеШНо, сопротивлялась. Нок вечеру боль в горле прошла.
В) Домик, в котором мы жили, был скромный, но мне он казался красИвее всех других домов в деревне. Вокруг него шёл низенький палисадник. Снаружи палисадника, у ворот, под старым вязом стояла резная скамейка, которую мой дедушка, столЯр, сделал своими руками. Сколько чудесных летних ночей проводили мы за разговорами, любуясь тихими украИнскими вечерами! Осенью и зимой нас ждАло большое кресло перед камином, украшенным старинными подсвеШНиками. Кресло было таким широким, что я со своей любимой тряпиЧН, ШНой куклой свободно помещалась на нём рядом с дедушкой!
Г) Стоило мне из-за пустяШНой простуды пару раз кАшлянуть, как мама уложила меня, обложенного компРЕссами и горчиШНиками, в постель. Я достал диски с любимыми фильмами, устроился поудобнее, взял буТЭрброды с пашТЕтом – и счастливая жизнь продолжалась до самого вечера. Как нароШНо, на самом интересном месте, мама зашла ко мне со словами: «Ты спать собираешься, полуноЧН, ШНик?» - забрала у меня ноутбук , опустила жалюзИ и погасила свет.
Д) Когда Андрейка одноврЕмЕнно принёс пятёрки за выученные алфавИт и таблицу умножения, мама решила поощрить такие нешутоЧНые намЕрения своего троеЧН, ШНика-сына взяться наконец-то за учёбу. Она купила Андрею отличный мобильник с сенсОрным экраном, а в большом магазИне, в соседнем квартАле, из обилия тОртов выбрала, конеШНо, с кРЕмовой начинкой.
11.ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ. ГДЕ МЫ на русском языке?
Составить рассказ (по группам).
День рождения у моей сестры: бандероль [д] безе [з] глясе [с ] дремота звонит интервью[т] крем[р,] свЁкла слИвовый твОрог тОрты чЕрносморОдинный щавЕль Яблок яИчница[шн,]
Встреча двух друзей. Августовский бизнесмен[н][м] вокзАл докумЕнт поезжАй завИдно загрАнпАспорт звонЯт КвартАл купЕ[п] мЕлочный мЯгкий[х,к,] портфЕль проект [аэ] свитер[т]
13.Рифма. Разминка – мяч (на экране предмет – и слово; кому бросаю мяч, проговаривает слово) столЯр щекОтно портфЕль досУг киломЕтр гербЫ дефИс КамбалА сирОты мизЕрный докумЕнт Свёкла слИвовый шАрфы бАнты тОрты завИдно звонИт квартАл Угли шампУры
14.Составляем буриме . Фёкла –свёкла, ель- щавель, маляр- столяр, торты-шорты, у Марфы – шарфы
15. Орфоэпический диктант. Выдаю лист со словами. Расставьте ударение.
Августовский Баловать Банты Водопровод Газопровод Документ Жалюзи Завидно Звонит Каталог Квартал Нефтепровод Новорожденный Свекла Сливовый Столяр Трубопровод Украинский Форзац Шарфы Щавель Щекотно
Проверка.
16.Д/З Составить буриме с рисунками (слова из орфоэпического диктанта).
17. ВЫВОД. Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки, они освещали наш путь. ВЕРНУТЬСЯ к ЦЕЛИ.
18. Вопросник
Каждый из участников группы отвечает только на один вопрос и пишет ответ.
1.Что изучали? _____________________________________
2.Самое важное на уроке то, что_______________________________________________
3.Что вызвало трудности?____________________________________________
4.Что у вас получилось лучше всего?______________________________________
5.Что было интересного?_______________________________________________
6.Чему научились?___________________________________________________________
Учитель:
«Будет величайшим преступлением перед культурой, перед своей Родиной, перед человечеством, если мы не будем беречь наш язык и позволим себе коверкать его» ( Г. Паустовский).
Фокина Лидия Петровна
Лапковская И.В.
Ирина Владимировна Казарцева
Лапковская И.В.