12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна35
Россия, Ярославская обл., Углич

Тема: В мире звуков

Задачи:

- познакомить детей с произведением А.Блока «Зайчик»;

- закрепить навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа, умения слышать звуки, выделять их в слове, в речи;

- содействовать развитию фонематического восприятия;

- содействовать развитию речи, внимания, памяти, мышления;

- содействовать воспитанию любви к природе, языку;

Материал и оборудование: Рисунок «Зайчик», тексты стихотворений А.Блока «Зайчик» (по количеству детей), компьютер, «Звуки природы» - аудиозапись, карточки для составления предложений, диафильм по произведению А.Блока «Зайчик».

Возраст обучающихся: 7-8 лет (1-2 класс)


Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Меня зовут... Я приветствую Вас на занятиях объединения «Литературный родник», где вы узнаете, как богат наш русский язык, погрузитесь в увлекательный мир книги.

Сначала, давайте познакомимся:

Берется обруч, педагог предлагает войти тем, кто объединен каким-то общим признаком. Устанавливаются простые критерии объединения, например, перейти на другую сторону границы можно тем:

у кого имя начинается на букву А (О, М, Т и т.д.);

у кого в имени есть буква А (О, М, Т и т.д.);

кто любит петь;

кому 7 (8) лет;

кто любит читать;

и т.д.


Далее озвучиваются правила поведения на занятиях:

Каждый имеет право высказаться;

У каждого свое мнение (и его нужно уважать);

Если что-то не получается, то это не страшно (мы учимся);

Если что-то не нравится, нужно сказать об этом;

Но…

Никто не кричит и не перебивает друг друга.

Для наглядного примера педагог проводит упражнение.

Задание: На счет «3» все должны хором назвать каждый свое имя. Так повторяют 3 раза. Далее следует вопрос «Что получилось?» Обсуждение-вывод: нельзя говорить одновременно, получается шум, ничего не понятно.


2. Основная часть.

Введение в тему.

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- А предложения? (из слов)

Перед вами картинки, попробуйте составить из них предложения и проговорите их

кран, вода, «кап-кап» (написано);

листья, ветер, «ш-ш-ш» (написано);

будка собака, «р-р-р» (написано)

- Во что соединились слова? (в предложения): вода капает из крана, листья шумят на ветру, собака рычит в будке.

- Закройте глазки и послушайте, что происходит за дверью, за окном? (Ответы детей)

- Представьте, что вы на улице, что вы слышите? (Ответы детей)

- Предлагаю еще раз закрыть глазки (Педагог топает ногой). Что я сделала? (Ответ: топнула) Закройте глазки (Педагог хлопает в ладоши). Что я сделала? (Ответ: хлопнула). А как вы это поняли, ведь глазки у вас были закрыты? (Ответ: услышали). Правильно ребята, вы не просто услышали, что я сделала, но и смогли различить эти звуки, потому что они разные.

Мир звуков невозможно потрогать руками, положить на стол, рассмотреть под микроскопом, его можно только услышать.

Много разных звуков окружают нас

Даже если тихо кажется сейчас

Ранним, ранним утром всюду тишина,

Но ее послушай, звуками полна.

У каждого звука есть свое лицо. Сейчас я включу звук, а вы мне скажите, какая картина у вас рисуется в воображении. (Аудио) Вы только это слышите, но себе все равно представляете, откуда этот звук.

Все звуки, которые мы слышим – не речевые, ими мы не можем разговаривать. Звуки, которые произносит человек - речевые. Эти звуки можно записать в виде букв.


Запомните!

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем!


Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей.)

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки?

Наш рот – домик звуков.

В каждом домике есть дверь и даже не одна.

Первая дверь – губы.

Вторая дверь – зубы.

Произнесите звук [м]-[м]-[м].

Этот звук мы произносим губами.

Произнесите: Д-Д-Д . А теперь положите ладошку на шею.

Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.

Произнесите звук [П]. Вы услышали голос? (нет)

А теперь произнесите звук [Б]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.

Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)


Работа над стихотворением «Зайчик» Блока А.А.

Педагог: Посмотрите на рисунок. Кого вы видите? (зайчика)

Как вы думаете, какое время года изображено, почему? (осень, потому что листья желтые и опадают).

Зайчик мне показался грустным, а вы как считаете, почему? (ответы детей).

Этот рисунок подходит к произведению Александра Блока «Зайчик». Послушайте его (Чтение произведения педагогом и одновременно пролистывание диафильма по произведению).


Обсуждение прочитанного:

- жанр произведения? (стихотворение) Как вы это поняли? (есть рифма)


Поиграем в рифмы: зайчик – мальчик – мячик – пальчик – сарайчик – трамвайчик – попугайчик…


- Какое чувство вы испытали, когда слушали стихотворение?

- послушайте начало… что радовало зайчика?

- какой стала жизнь зайчика?

- о чем стал мечтать зайчик?


Послушайте еще раз.


- Как описывает автор зайчика? (маленький, бедный)

- Как описывается природа в стихотворении? (сырая ложбинка, желтые листочки, хмурая и дождливая осень, мокрые сосны, неба не видать)

- Трудно ли зайчику, почему? (всю капустку сняли, нечего украсть; думает о лете; думает, как не попасть в лапы волку)

- Попробуйте показать движениями и мимикой зайчика из стихотворения А.Блока.

- Вернемся к картинке. Какие звуки вы бы добавили, чтобы оживить ее?


Итог занятия:

- что такое звуки речи?

- какую роль играет речевой аппарат?

- Какое стихотворение сегодня мы читали? Кто его автор?

- Какое настроение передает это стихотворение?

- Понравилось ли оно вам, почему?

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.