Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества детей и молодежи» г.Славгорода











Городская научно-практическая конференция

«Успешные педагогические практики как фактор повышения качества образования в рамках реализации региональных проектов национального проекта «Образование»

Направление «Инновационный потенциал современного образования в области обучающих и воспитательных технологий»







«В мягкости вся сила или как прокачать занятие до 4К»




Автор: Регер Ольга Петровна

Педагог дополнительного образования.













г. Славгород

2022г.

Оглавление Введение…………………………………………………………………….…3 Содержание работы……..………………………………………………….…4

Заключение……………………………………………………………………8

Список источников и литературы……………………………………...……9

Приложение………………………………………………………………….10


































ВВЕДЕНИЕ


Сейчас в России масштабный кризис и фраза «мир уже не будет прежним» становится крылатой. Действительно стремительно меняется привычный уклад жизни, глобальные изменения происходят во всех сферах жизни общества, конечно, образование не остаётся в стороне, в том числе и дополнительное. Современному педагогу просто необходимо поспевать за всеми изменениями и постоянно развивать себя для того, чтобы успешно достигать поставленных целей, грамотно использовать навыки, знания и способности в профессиональной деятельности и быть достойным конкурентом на рынке труда. В обучении в целом уже произошли изменения — от передачи информации к активности обучающегося и при этом роль педагога остается главной: он способствует формированию у детей «навыков XXI века».

Основополагающими ключевыми навыками стали: языковая компетенция, умение грамотно выражать свои мысли; навык работы с цифрами и данными; научная грамотность; компьютерная грамотность; финансовая грамотность; культурная и гражданско-правовая грамотность.

Выявлены существенные качества характера: адаптивность, инициативность, стрессоустойчивость, лидерские качества, социальная и культурная информированность.

Временем определены важные компетенции: критическое мышление и умение решать проблемы; креативность; способность к коммуникации; умение сотрудничать.

По нашему мнению, такое качество характера как адаптивность это одно из самых необходимых качеств на сегодняшний день. Умение учиться и приспосабливаться к новым условиям и задачам, быть гибким становится значительнее многих традиционных навыков.

Помимо обладания основными знаниями, которые дети получают в процессе обучения, необходимы социальные и когнитивные способности, формирующие ребят как будущих специалистов в выбранной ими профессиональной деятельности. Например, самые элементарные требования, предъявляемые специалисту: приходить на работу вовремя, конструктивно реагировать на критику, говорить четко и вежливо. Эти качества приобретаются, им можно научиться, и они являются выражением уверенности и психологической устойчивости будущего сотрудника.








«В мягкости вся сила или как прокачать занятие до 4К»


Современные навыки распределяют на две группы: HARD SKILLS («твердые» навыки) и SOFT SKILLS («мягкие» навыки). Эта терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» компьютерное железо и «software» — программное обеспечение. Безусловно для успешной работы нужно обладать некоторым набором узкопрофессиональных навыков, которые специалисты называют «твердыми» навыками. Но практически всегда высокой оплаты и успешного карьерного роста добиваются люди, которые обладают «мягкими» навыками.

Роль SOFT SKILLS или «мягких»/«гибких»/социальных навыков любого человека постоянно растет в современном мире. Их значимость повышается как в рабочей деятельности, так и в повседневной жизни. Современная наука на сегодняшний день не дает четкого определения термину «SOFT SKILLS».

Однако большинство из ученых сходятся во мнении, что «мягкие навыки» — это личные качества человека, позволяющие ему более эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Несомненно, что большая часть SOFT SKILLS необходима человеку для достижения поставленных задач. Причем роль социальных навыков во многом определяется этапом развития карьеры: чем выше ступень карьерной лестницы, на которой человек находится в настоящее время, тем социальные навыки значимее и вытесняют на второстепенный план навыки профессиональные.

Последние исследования доказывают, что работодатели испытывают интерес именно к «мягким» навыкам персонала, причем данный интерес постоянно возрастает. Гибкие навыки наиболее эффективно позволяют применить и продемонстрировать твердые навыки. Именно это делает их столь необходимыми в любой сфере и в любом виде деятельности.

Проблемы «мягких» и «твердых» навыков изучаются большим количеством исследователей. Среди наиболее значимых следует отметить В. Давидову, Е. Гайдученко, А. Марушева, О. В. Баринову, И. Клюковскую, Н. В., Сосницкую, А. Н. Мирошниченко, М. А. Чуркину, А. М. Новикова, А. М. Большинство современных исследователей постоянно подчеркивают значимость SOFT SKILLS и, следовательно, необходимость их развития. Так, аналитическая служба World Economic Forum на основании проведенного исследования сделала прогноз, в котором обозначены ключевые, особо востребованные в 2021 году «мягкие» навыки. Наиболее значимой компетенцией, согласно данному прогнозу, является умение решать сложные задачи. На втором месте по значимости — критическое мышление, а на третьем — креативность. Далее следуют умение работать в команде, принимать решения, умение общаться, управлять своим временем и эмоциями, мотивировать себя и других.

По моему мнению, в дополнительном образовании созданы все условия для развития SOFT SKILLS. Я работаю педагогом в МБОУ ДО «Центр творчества детей и молодежи» г.Славгорода в объединении английского языка «Гринвич». Я реализую модифицированную образовательную программу «ФоксВорд» с использованием технологий, способствующих развитию SOFT SKILLS у обучающихся. О наиболее эффективных, я расскажу подробнее.

Общение и работа в команде является необходимым навыком человека современного столетия. Но как же организовать занятие так, чтобы дети действительно работали в команде?

Одной из главных задач, стоящих перед педагогом, является правильно организовать работу группы детей. Я пользуюсь «Мэнедж Мэт». Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить обучающихся в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах. Часто во время обычной работы в команде происходит постоянное распределение ролей — и сильные ученики неизбежно становятся лидерами. Этого можно избежать, используя «Role-cards». Можете прямо вместе с обучающимися разобрать и обсудить командные роли. После этого они тянут свою роль и должны ей соответствовать, при выполнении задания. Для интереса к положительным и нейтральным ролям можно добавить роль вредителя.

«Simultaneous Round Table» (одновременный раунд тейбл) – это структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу. «Simultaneous Rally Table» – это структура, в которой 2 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу.

Одной из наиболее эффективных форм формирования и развития у обучающихся SOFT SKILLS является игра, игровые технологии. Игра приемлема на любом занятии, не занимает много времени и интересна для детей любого возраста.

Структуру «Take off - Touch down» (встать - сесть) использую не только для получения информации о том, кто справился с заданием, а так же для знакомства с группой. Или, например, если обучающиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.

На своих занятиях я активно использую лексические интерактивные игры по темам: «Would you like…», «To Be», «Fairy tales», «Hobby», «Customs» и другие. Данные игры позволяют привлечь внимание детей, развивать коммуникативные и лидерские навыки, что немало важно для современного человека.

Таким образом, игровые технологии являются неотъемлемым инструментом педагога в активизации и развитии SOFT SKILLS у детей.

Для развития критического мышления и креативности мною применяется метод проектов и метод интеллектуальных (ментальных карт). Так, например, с детьми 10-12 лет мы составляем ментальные карты по темам «Страны, говорящие на английском языке», «Праздники», «Виды спорта», «Полезные и плохие привычки», «Ежедневные дела» и другие.

Метод интеллектуальных карт дает нам возможность развивать межпредметные связи. Например, изучая англо-говорящие страны, мы не забудем внести в схему информацию по истории, географии, мировой художественной культуре. Таким образом, дети учатся находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать их.

Чтобы научить детей распоряжаться своим рабочим и свободным временем, я использую такую обучающую структуру, как «Клок бадис», в которой учащиеся встречаются со своими товарищами в «отведенное педагогом» время для эффективного взаимодействия. В дополнении, дети учатся взаимодействовать и общаться.

Как же оценить 4к-навыки? Очень просто! Педагог должен обратить внимание на то как обучающийся включается в деятельность (умение брать под сомнения свои высказывания и мнения других), принимает участие в решении (объяснение правила в ходе решения поставленной задачи, реакция на разные идеи) и как обучающийся презентует результаты (признание своих ограничений, введение возможных решений).





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Используемые мною методики педагогически эффективны, так как они дают возможность реальной организации сотрудничества детей и педагога, в решении поставленных целей и задач обучения путем вовлечения всех без исключения обучающихся в процесс, а так же создать условия для развития мышления и речи обучающихся.

Таким образом, применение данных форм организации занятий помогает мне создать необходимые условия для развития у детей умений самостоятельно и творчески мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, формируют умение слушать других и высказывать свое мнение, активизируют познавательную деятельность, способствуют умению общаться, то есть являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности, оказывают большое влияние на развитие столь значимых в современной мире SOFT SKILLS.






























СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс].

Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии : проф. журн. для технологов образования. - 2009. - N 3. - С. 17-21.

Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 134 с.

Водолазькая С.В. «Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей» М.,Эксмо,2009

Волосков И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью// Актуальные проблемы инновационного развития образования.-М., Ритм, 2019.- С. 72-79

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003. – 192 с.

Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 – 72

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с

Ткаченко А.В. Проектная методика преподавания социологии// Актуальные проблемы инновационного развития образования.-М.,2013


Интернет рессурсы:

https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=4405

https://www.hse.ru/data/2013/12/19/1338937415/Upr_01_2014-34_39.pdf

https://urok.1sept.ru/articles/675727

https://infourok.ru/nauchnoprakticheskaya-konferenciya-uchiteleyintellekt-karti-kak-effektivniy-metod-formirovaniya-prochnih-leksicheskih-i-grammati-1572404.html




























ПРИЛОЖЕНИЕ







9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.