«В поисках новых открытий» Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8-10 лет
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Общеобразовательная школа-интернат №27
основного общего образования»
Согласовано с заместителем директора Утверждено приказом директора
По воспитательной работе Приказ № __49/1
«___28__» «____августа______» 2024г от«__30___» «__августа__» 2024г.
_______________С.И.Федченко _______________А.С.Комарова
«В поисках новых открытий»
Программа курса внеурочной деятельности
для учащихся 8-10 лет
Направление: общеинтеллектуальное
Классы:
2-4 общеобразовательные
Автор:
Гнусарева Яна Валентиновна
учитель начальных классов
город Каменск-Уральский
Дата разработки курса:
2020год
Пояснительная записка
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования основные образовательные программы начального и основного общего образования реализуются общеобразовательными учреждениями через урочную и внеурочную деятельность.
Поэтому в настоящее время внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса в каждом образовательном учреждении, в том числе в школах-интернатах для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и педагогически запущенных детей.
К моменту поступления в школу нормально развивающиеся дети накапливают большой запас практических знаний, умений и навыков, необходимых для овладения школьной программой.
Решение образовательных задач будет затруднено, если у обучающихся есть дефицит в развитии школьно-значимых функций.
Изучение детей, поступающих на обучение в школу-интернат, позволило выявить особенности их познавательной деятельности. У учащихся наблюдается недоразвитие мыслительных операций, низкая концентрация внимания, имеет место недоразвитие познавательной деятельности, низкая учебная мотивация
Актуальность. Данная программа разработана мной с целью коррекции специально для работы в общеобразовательных классах, где обучаются дети с разным уровнем развития: дети без отклонений в развитии психических процессов, дети с задержкой психического развития и дети с умственной отсталостью, но в учебном плане нет специально выделенных коррекционно-развивающих часов
Цель курса внеурочной деятельности «В поисках новых открытий»: выстроить целостную систему занятий так, чтобы развивающе - коррекционное воздействие стало естественной и органичной составляющей образовательного процесса, позволяющей удовлетворить потребность в усвоении и расширении математических и филологических понятий и повысить познавательную мотивацию обучающихся.
Содержание программы способствует решению следующих задач:
Развитие познавательной активности учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий и системно - деятельностного подхода.
Развитие школьно – значимых функций учащихся;
Формирование у учащихся коммуникативных умений в процессе работы в малых группах.
Формирование у учащихся интереса к математике и русскому языку
Развитие умений самопознания и самооценивания;
В процессе реализации программы данного курса используются активные методы обучения: исследование, мини-проекты, эвристическая беседа, проблемно-поисковая работа. Формы используются разнообразные: моделирование ситуаций, викторины, интеллектуальный ринг, клуб знатоков, исследовательская лаборатория, круглые столы, праздник знаний. Занятия целесообразно проводить в малых группах с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Основное время на занятиях отводится практической самостоятельной работе. Занятия проводятся в классе, оборудованном интерактивной доской и индивидуальными компьютерами. Время на занятия – 35 минут.
Содержание программы включает задания двух видов:
Развивающие задания, построенные на учебном материале;
Развивающие задания, построенные на внеучебном материале
Задания первого вида предполагают усиление развивающего эффекта предлагаемого для усвоения учебного материала по русскому языку и математике путем его определенной методической инструментовки.
Второй вид заданий: опираясь на интерес и привычные для учеников виды деятельности (игровую, предметно-практическую), одновременно ставят их каждый раз перед все более сложными условиями и целями деятельности, вовлекая в проблемно-поисковую работу.
Составляя данную программу, я опиралась на потребности и индивидуально – типологические особенности детей своего класса, поэтому название и содержание уроков является примерным и может корректироваться.
Место курса в учебном плане Программа «В поисках новых открытий» предназначена для организации внеурочной деятельности учащихся 2-4 классов, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования по УМК «Школа России». Программа курса построена концентрически: последующие знания и умения базируются на ранее полученных знаниях, расширяя и дополняя их.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Количество часов по классам: 2 класс – 34 часа (1 час в неделю)
3 класс – 34 часа (1 час в неделю)
4 класс – 34 часа (1 час в неделю)
Условия школы – интерната, а именно, круглосуточное пребывание детей, позволяет реализовать программу в здоровьесберегающем режиме.
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности «В поисках новых открытий»
В процессе определения планируемых результатов внеурочной деятельности я реализовала подход, состоящий в определении планируемых результатов внеурочной деятельности исходя из личностных и метапредметных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ начального образования.
Обучающийся, освоивший курс:
будет знать:
основные особенности построения логических числовых рядов, магических квадратов, математических цепочек, числовых ребусов
основные особенности построения словесных ребусов и анаграмм
основные логические операции, их отличительные особенности;
понятие «множество», отношения между множествами
понятия «ложные и истинные высказывания»
понятия »крылатые выражения», «метафора, «афоризмы»
основные особенности построения таблиц, графиков, схем
будет уметь:
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении работы, ставить вопросы;
выделять главное и второстепенное в материале;
выделять из текста основные понятия и давать им определения;
выдвигать гипотезы;
классифицировать предметы;
выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал, объяснять, доказывать
выстраивать графики, чертить таблицы и схемы по опорным словам
использовать ИКТ
Обучающийся сможет решать жизненно — практические задачи:
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать полученную информацию
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми, работать в коллективе, группе;
презентовать работу
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности представлены следующим образом:
Учащиеся, освоившие программу курса:
осознают роль знаний в жизни человека
умеют следовать установленным правилам
владеют этикой взаимоотношений «ученик-ученик», «ученик-учитель»
владеют умениями самопознания и самооценивания, которые необходимы в данном возрасте
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности представлены следующим образом:
Учащиеся, освоившие программу курса:
умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
в сотрудничестве с учителем умеют ставить новые учебные задачи
умеют формулировать собственное мнение и позицию;
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
умеют работать в информационной среде в соответствии с содержанием занятия
владеют логическими действиями мыслительных операций
имеют стойкий познавательный интерес к занятиям математикой и русским языком
умеют использовать знаково-символические средства представления информации
Оценка познавательной деятельности
Для успешной реализации программы внеурочной деятельности необходим анализ достижения результатов внеурочной деятельности
Результативность и целесообразность работы по программе «В поисках новых открытий» выявляется с помощью комплекса диагностических методик:
Методика «Неоконченные предложения» М.Ньюттона в модификации А.Б.Орлова, методика «Составление расписания на неделю» С.Я.Рубинштейна, методика МЭДИС и другие
В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ познавательных процессов учащихся, а в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности деятельности учащихся по данному направлению.
В конце учебного года проводим итоговое открытое занятие «Конкурс знатоков», участниками являются ученики и их родители, на итоговом этапе вручается сертификат «В поисках новых открытий».
Продуктивность внеурочной деятельности по данной программе так же анализируется через портфолио обучающихся и мониторинг роста мотивации к активной познавательной деятельности, уровня достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем: | Кол-во часов | Из них | |||||||
теория | практика | |||||||||
1 год обучения «Открытия начинаются» Занятия проводятся по 35 минут: 10 минут – теория, 25 минут – практика | ||||||||||
1 | Вводный урок. Время открытий! Посвящение в мореплаватели. | 1 | 1 | |||||||
2 | АБВГДЕЙКА | 1 | 1 | 1 | ||||||
3 | Магические числовые квадраты | 1 | 1 | 1 | ||||||
4 | Буквенные игры | 1 | 1 | 1 | ||||||
5 | Волшебные палочки. Моделирование фигур. | 1 | 1 | 1 | ||||||
6 | Словесные ребусы | 1 | 1 | 1 | ||||||
7 | Истинные и ложные математические высказывания | 1 | 1 | 1 | ||||||
8 | Словесное колесо | 1 | 1 | 1 | ||||||
9 | Логические задачи «Поляна сказок» | 1 | 1 | 1 | ||||||
10 | Словесный ком. Слово-предложение-текст | 1 | 1 | 1 | ||||||
11 | Веселые числовые человечки | 1 | 1 | 1 | ||||||
12 | Такие разные предложения! | 1 | 1 | 1 | ||||||
13 | Математические цепочки | 1 | 1 | 1 | ||||||
14 | Изменения продолжаются | 1 | 1 | 1 | ||||||
15 | Понятие «множество» Способы задания множеств | 1 | 1 | 1 | ||||||
16 | Пишем сказку | 1 | 1 | 1 | ||||||
17 | Отношения между множествами | 1 | 1 | 1 | ||||||
18 | Одно слово - несколько значений | 1 | 1 | 1 | ||||||
19 | Операции над множествами | 1 | 1 | 1 | ||||||
20 | «Ночевала тучка золотая…» | 1 | 1 | 1 | ||||||
21 | Разбиение множества на классы | 1 | 1 | 1 | ||||||
22 | Слова - омографы | 1 | 1 | 1 | ||||||
23 | Учимся образовывать числа | 1 | 1 | 1 | ||||||
24 | Такие разные слова | 1 | 1 | 1 | ||||||
25 | Понятие отношения на множестве | 1 | 1 | 1 | ||||||
26 | Словесные «семейки» | 1 | 1 | 1 | ||||||
27 | Способы задания математических отношений | 1 | 1 | 1 | ||||||
28 | Числобусы | 1 | 1 | 1 | ||||||
29 | Между буквами | 1 | 1 | 1 | ||||||
30 | Свойства математических отношений | 1 | 1 | 1 | ||||||
31 | Посмотри, что получилось | 1 | 1 | 1 | ||||||
32 | Логические задачи | 1 | 1 | 1 | ||||||
33 | Измеряем время | 1 | 1 | 1 | ||||||
34 | Заключительный урок. Конкурс знатоков. Подведение итогов | 1 | 1 | |||||||
2 год обучения «Открытия становятся интересней!» Занятия проводятся по 35 минут: 10 минут – теория, 25 минут – практика | ||||||||||
1 | Вводный урок. Открытия продолжаются | 1 | 1 | |||||||
2 | От ребуса к головоломке. Математические ребусы и головоломки | 1 | 1 | 1 | ||||||
3 | Словесное судоку | 1 | 1 | 1 | ||||||
4 | Загадочные числовые лабиринты | 1 | 1 | 1 | ||||||
5 | Шифровальщики | 1 | 1 | 1 | ||||||
6 | Конвейер логических задач | 1 | 1 | 1 | ||||||
7 | Песочные часы | 1 | 1 | 1 | ||||||
8 | Математические анаграммы | 1 | 1 | 1 | ||||||
9 | Словесный сад | 1 | 1 | 1 | ||||||
10 | Математические высказывания | 1 | 1 | 1 | ||||||
11 | Сокровища Капитана Флинта. Сундук с безударными гласными | 1 | 1 | 1 | ||||||
12 | Необходимое и достаточное условия в математике | 1 | 1 | 1 | ||||||
13 | Альпинисты | 1 | 1 | 1 | ||||||
14 | Логические цепочки | 1 | 1 | 1 | ||||||
15 | Это загадочное слово - теорема | 1 | 1 | 1 | ||||||
16 | Вкусные слова | 1 | 1 | 1 | ||||||
17 | Кодировщики | 1 | 1 | 1 | ||||||
18 | Два короля | 1 | 1 | 1 | ||||||
19 | Математические доказательства | 1 | 1 | 1 | ||||||
20 | Из одного слова – много слов | 1 | 1 | 1 | ||||||
21 | Геометрическое лего | 1 | 1 | 1 | ||||||
22 | Изменения продолжаются | 1 | 1 | 1 | ||||||
23 | Множество натуральных чисел | 1 | 1 | 1 | ||||||
24 | Невидимые предложения | 1 | 1 | 1 | ||||||
25 | Учимся формулировать понятия. Существенные и несущественные признаки | 1 | 1 | 1 | ||||||
26 | Семь пядей во лбу… | 1 | 1 | 1 | ||||||
27 | Исключаем лишнее | 1 | 1 | 1 | ||||||
28 | Волшебные конверты | 1 | 1 | 1 | ||||||
29 | Паутина знаков | 1 | 1 | 1 | ||||||
30 | Учимся самостоятельно составлять алгоритм действий | 1 | 1 | 1 | ||||||
31 | В мире слов… | 1 | 1 | 1 | ||||||
32 | Решение обратных задач | 1 | 1 | 1 | ||||||
33 | Вопрос - ответ | 1 | 1 | 1 | ||||||
34 | Заключительный урок. Конкурс знатоков. Подведение итогов | 1 | 1 | |||||||
3 курс обучения «Мореплавание подходит к концу» Занятия проводятся по 35 минут: 10 минут – теория, 25 минут – практика | ||||||||||
1 | Вводный урок. И снова в путь | 1 | 1 | |||||||
2 | Рисованные ребусы со словами | 1 | 1 | 1 | ||||||
3 | Синие и зеленые точки | 1 | 1 | 1 | ||||||
4 | Логогрифы и шарады | 1 | 1 | 1 | ||||||
5 | Головоломки - криптограммы | 1 | 1 | 1 | ||||||
6 | Учимся разгадывать антифразы на примере крылатых выражений | 1 | 1 | 1 | ||||||
7 | Принцип расстановки чисел | 1 | 1 | 1 | ||||||
8 | Шифровка-расшифровка | 1 | 1 | 1 | ||||||
9 | Продолжение ряда чисел | 1 | 1 | 1 | ||||||
10 | Найдите пару | 1 | 1 | 1 | ||||||
11 | Максимальная сумма | 1 | 1 | 1 | ||||||
12 | Метаграммы | 1 | 1 | 1 | ||||||
13 | Сумма и произведение | 1 | 1 | 1 | ||||||
14 | Расшифруй письмо | 1 | 1 | 1 | ||||||
15 | Три ряда чисел | 1 | 1 | 1 | ||||||
16 | Конструирование фигур | 1 | 1 | 1 | ||||||
17 | Волшебные преобразования | 1 | 1 | 1 | ||||||
18 | Вопрос есть, условия нет! | 1 | 1 | 1 | ||||||
19 | Что зачеркнуть? Что подчеркнуть? | 1 | 1 | 1 | ||||||
20 | Схемы-помощники | 1 | 1 | 1 | ||||||
21 | Склеенный текст | 1 | 1 | 1 | ||||||
22 | Учимся заполнять таблицы | 1 | 1 | 1 | ||||||
23 | Строим графики | 1 | 1 | 1 | ||||||
24 | Прояви смекалку | 1 | 1 | 1 | ||||||
25 | Правильно-неправильно | 1 | 1 | 1 | ||||||
26 | Составление фигур - головоломок | 1 | 1 | 1 | ||||||
27 | Измени по образцу | 1 | 1 | 1 | ||||||
28 | Симметрия в математике и окружающем мире | 1 | 1 | 1 | ||||||
29 | Словесное рисование | 1 | 1 | 1 | ||||||
30 | Шерлок Холмс. Метод дедукции | 1 | 1 | 1 | ||||||
31 | Что? Где? Когда? | 1 | 1 | 1 | ||||||
32 | Школа радистов | 1 | 1 | 1 | ||||||
33 | Совместный коллаж | 1 | 1 | |||||||
34 | Заключительный урок. Фестиваль знатоков – моряков. Выдача сертификатов. | 1 | 1 | |||||||
Итого по программе | 102 | 95 | 102 |
Содержание курса
1 год обучения «Открытия начинаются»
Тема урока | Кол-во часов | Содержание, направление работы |
Вводный урок. Время открытий! Посвящение в мореплаватели | 1 | Знакомство с новым курсом |
АБВГДЕЙКА | 1 | Запоминание визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов; восстановление деформированного ряда |
Магические числовые квадраты | 1 | Развитие математической смекалки, логического мышления, история создания магических квадратов |
Буквенные игры | 1 | Упражнения игрового характера с использованием детской продуктивной деятельности |
Волшебные палочки. Моделирование фигур. | 1 | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза |
Словесные ребусы | 1 | Развивать умение составлять ребусы; расширение знаний о словах-предметах; развитие речи и мышления |
Истинные и ложные математические высказывания | 1 | Развитие математической речи, мышления на основе доказательности математических высказываний |
Словесное колесо | 1 | Развитие устной и письменной речи |
Логические задачи «Поляна сказок» | 1 | Развитие логического мышления, мыслительных операций: анализа и синтеза, на основе доступного изученного материала |
Словесный ком. Слово-предложение-текст | 1 | Развитие связной устной и письменной речи; диалоговое общение |
Веселые числовые человечки | 1 | Закрепление знаний по нахождению суммы от числа и числа по сумме; развитие внимания, памяти, мышления |
Такие разные предложения! | 1 | Восполнение пробелов в знаниях учеников по теме «Предложение». Знакомство с нечленимыми предложениями. |
Математические цепочки | 1 | Развитие умения решать математические цепочки и составлять их самостоятельно |
Изменения продолжаются | 1 | Развивающие упражнения по русскому языку по текущей теме |
Понятие «множество» Способы задания множеств | 1 | Знакомство с прописными буквами латинского алфавитиа; развитие умения классифицировать, обобщать, сравнивать, выделять главное |
Пишем сказку | 1 | Творчество детей на актуальную тему по заданным опорным словам |
Отношения между множествами | 1 | Развитие умения устанавливать соответствия; развитие абстрактного мышления |
Одно слово - несколько значений | 1 | Работа по определению многозначности слов; обогащение словарного запаса; развитие речи |
Операции над множествами | 1 | Нахождение общих элементов двух и более совокупностей; знакомство с понятиями «пересечение» и «объединение» |
«Ночевала тучка золотая…» | 1 | Знакомство с метафорой; развитие образного и логического мышления; воображения и речи |
Разбиение множества на классы | 1 | Развитие мыслительных операций, требующих аналитико-синтетического способа решения задач |
Слова - омографы | 1 | Обогащение словарного запаса, развитие речи |
Учимся образовывать числа | 1 | Отработка умений образовывать числа в пределах100 |
Такие разные слова | 1 | Работа с синонимичным и антонимичным рядами слов |
Понятие отношения на множестве | 1 | Развитие математической памяти, мыслительных операций; установление взаимосвязей между числами |
Словесные «семейки» | 1 | Работа по морфемному разбору слов |
Способы задания математических отношений | 1 | Решение текстовых задач, заполнение таблиц |
Числобусы | 1 | Развитие логического мышления, элемент поиска проблемы |
Между буквами | 1 | Игра на расширение словарного запаса |
Свойства математических отношений | 1 | Развитие умения устанавливать, задавать математические отношения (равно, больше, меньше и т.д.) самостоятельно |
Посмотри, что получилось | 1 | Учимся составлять инструкцию |
Логические задачи | 1 | Развитие логического мышления, математической смекалки |
Измеряем время | 1 | Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов |
Заключительный урок. Конкурс знатоков Подведение итогов | 1 | Открытое занятие с родителями. Командный конкурс. |
2 год обучения «Открытия становятся интересней!»
Тема урока | Кол-во часов | Содержание, направление работы |
Вводный урок. Открытия продолжаются | 1 | Постановка цели и маршрута |
От ребуса к головоломке. Математические ребусы и головоломки | 1 | Развитие логического мышления, смекалки, внимания, расширение кругозора |
Словесное судоку | 1 | Расширение словарного запаса, развитие мышления и распределения внимания |
Загадочные числовые лабиринты | 1 | Углубление знаний о порядке выполнения действий в выражениях без скобок |
Шифровальщики | 1 | Развитие умения работать с графической и текстовой информацией |
Конвейер логических задач | 1 | Развитие абстрактного мышления и ВПФ |
Песочные часы | 1 | Установление связи слов с словосочетании |
Математические анаграммы | 1 | Отработка табличных случаев умножения и деления, развитие ВПФ и мышления |
Словесный сад | 1 | По набору прилагательных определяем единственное существительное |
Математические высказывания | 1 | Учимся строить математические высказывания, используя математические термины |
Сокровища Капитана Флинта. Сундук с безударными гласными | 1 | Развитие орфографической зоркости, расширение кругозора, развитие ВПФ |
Необходимое и достаточное условия в математике | 1 | Развитие умения отделять главное от второстепенного, умение классифицировать |
Альпинисты | 1 | Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Сложные слова |
Логические цепочки | 1 | Закрепление вычислительных навыков в пределах 1000, развитие ВПФ и логики |
Это загадочное слово - теорема | 1 | Знакомство с новым понятием и его существенными признаками |
Вкусные слова | 1 | Знакомство с видами морфологического образования новых слов, обогащение словарного запаса |
Кодировщики | 1 | Развитие умения отбирать информацию и кодировать ее в заданной форме |
Два короля | 1 | Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи, развитие речи и ВПФ |
Математические доказательства | 1 | Умение строить текст-рассуждение и текст-доказательство на основе истинных высказываний |
Из одного слова – много слов | 1 | Расширение словарного запаса, развитие речи и ВПФ |
Геометрическое лего | 1 | Развитие абстрактного мышления, аналитико-синтетического способа действий |
Изменения продолжаются | 1 | Знакомство с модальными словами, расширение словарного запаса |
Множество натуральных чисел | 1 | Нахождение элементов данного множества |
Невидимые предложения | 1 | Развитие умения выделять предложения из сплошного текста, развитие распределения и переключения внимания |
Учимся формулировать понятия. Существенные и несущественные признаки | 1 | Подробный анализ объектов и вычленение главных. Существенных признаков, которые отличают один объект от другого |
Семь пядей во лбу… | 1 | Расширение словарного запаса, путем знакомства с фразеологическими оборотами |
Исключаем лишнее | 1 | Выделение в предметах, числах и числовых выражениях сходных признаков и группировка их на этой основе, развитие ВПФ и логики |
Волшебные конверты | 1 | Знакомство с понятием «устаревшие слова», обогащение словарного запаса |
Паутина знаков | 1 | Развитие умения прогнозировать результат и выбирать способ действия, развитие ВПФ и логики |
Учимся самостоятельно составлять алгоритм действий | 1 | Развитие умения отбирать необходимую информацию и систематизировать ее в ранжированный список |
В мире слов… | 1 | Развитие речи, составление предложений и текстов по заданному началу |
Решение обратных задач | 1 | Развитие абстрактного мышления, смекалки, ВПФ |
Вопрос - ответ | 1 | Развитие умения строить диалог с элементами доказательства, развитие связной речи. |
Заключительный урок. Подведение итогов | 1 | Открытое занятие с родителями. Командный конкурс. |
3 год обучения «Мореплавание подходит к концу»
Тема урока | Кол-во часов | Содержание, направление |
Вводный урок. Мореплавание подходит к концу | 1 | Постановка цели и маршрута |
Рисованные ребусы со словами | 1 | Развитие мышления, воображения, ВПФ |
Синие и зеленые точки | 1 | Развитие умения распределять внимание |
Логогрифы и шарады | 1 | Развитие абстрактного мышления, ВПФ |
Головоломки - криптограммы | 1 | Развитие умения систематизировать и обобщать знания |
Учимся разгадывать антифразы на примере крылатых выражений | 1 | Обогащение словарного запаса, знакомство с крылатыми выражениями русского языка, развитие мышления и ВПФ |
Принцип расстановки чисел | 1 | Развитие математической смекалки, работа с числами больше 1000 |
Шифровка-расшифровка | 1 | Развитие логического мышления, ВПФ |
Продолжение ряда чисел | 1 | Отработка умений ориентироваться во множестве натуральных чисел, развитие умения анализировать материал |
Найдите пару | 1 | Развитие умения сопоставлять, сравнивать, расширение кругозора и обогащение словарного запаса |
Максимальная сумма | 1 | Работа по отработке вычислительных навыков с числами больше 1000, развитие математической грамотности |
Метаграммы | 1 | Развитие фонематического слуха, развитие речи, ВПФ |
Сумма и произведение | 1 | Развитие умения преобразовывать числовые выражения |
Расшифруй письмо | 1 | Развитие логического мышления, отработка умений работать по заданному алгоритму |
Три ряда чисел | 1 | Развитие умения прогнозировать результат вычислений, выбирать из многообразия чисел необходимые, чтобы множество стало истинным |
Конструирование фигур | 1 | Развитие логического мышления, ВПФ |
Волшебные преобразования | 1 | Учимся образовывать новые слова префиксальным способом |
Вопрос есть, условия нет! | 1 | Развитие умения составлять условие задачи по заданному вопросу, развитие мышления и ВПФ |
Что зачеркнуть? Что подчеркнуть? | 1 | Учимся отбирать главное, необходимое, отбрасывать второстепенное на примере научных текстов |
Схемы-помощники | 1 | Учимся составлять схемы-помощники для сжатого ответа на вопрос, развитие речи, ВПФ |
Склеенный текст | 1 | Развитие умения делить текст на смысловые части, развитие речи, ВПФ |
Учимся заполнять таблицы | 1 | Развитие умения вписывать необходимую информацию в соответствующие строки и столбцы, развитие умения классифицировать |
Строим графики | 1 | Учимся строить линейные графики, развитие мышления |
Прояви смекалку | 1 | Самостоятельное составление загадок по заданным признакам предметов, развитие умения сопоставлять, сравнивать, развитие мышления и речи |
Правильно-неправильно | 1 | Выступаем в роли корректора, развитие умения сотрудничать, развитие умения доказывать свою точку зрения |
Составление фигур - головоломок | 1 | Развитие абстрактного мышления, ВПФ |
Измени по образцу | 1 | Учимся работать самостоятельно, создавая новый проект по данному образцу, схемам-помощникам и исходным данным |
Симметрия в математике и окружающем мире | 1 | Учимся наблюдать, находить симметрию вокруг себя, развитие пространственного мышления |
Словесное рисование | 1 | Развитие устной речи, творческого воображения, ВПФ |
Шерлок Холмс. Метод дедукции | 1 | Знакомство с приемом логического доказательства от общего к частному на примере математических понятий |
Что? Где? Когда? | 1 | Игра на знание основных вопросов русского языка и математики за курс начальной школы |
Школа радистов | 1 | Знакомство с элементами азбуки Морзе, составление своего шифра и применение его на практике, развитие мышления и ВПФ |
Совместный коллаж | 1 | Творческое КТД |
Заключительный урок. Фестиваль знатоков – моряков. Выдача сертификатов. | 1 | Праздник – фестиваль Вручение сертификатов |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:
Плакаты, презентации, дидактический материал
Стенд «В поисках новых открытий»
Мультимедиа- оборудование, ноутбуки
Технологические карты, памятки с алгоритмами
Индивидуальные тетради «В поисках новых открытий»
Список литературы
Аленков, Ю.А,650 головоломок и задач на сообразительность/ Ю.А. Аленков.- М.: АСТ: Донецк: Сталкер, 2005- 285 с.
Быльцов С. Логические головоломки и задачи. Занимательная математика для всей семьи. – СПб: Петербург, 2010 – 160 с.
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте/ Л.С. Выготский. – М.: Педагогическая психология, 1991.
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. –
М.: Просвещение, 2010. – 151 с.
Кулико, А.Н. Умные задачки и головоломки. Развивающие игры – М.: ООО «ЮНИК инк», ИКТЦ «Лада», 2005 – 256 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Прсвещение,1974.
Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми младшего школьного возраста: пособие для учителя / М.Н.Перова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997