Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 3 класса «В гостях у Химули»

1
0
Материал опубликован 1 May 2023


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМС

протокол №__

«__» ___________ 2020г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

___________/ ___________ /

«___»__________ 2020г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ Гимназия №7

___________ / ,Л.Н.Исхакова /

«___»______________ 2020г.





ПРОГРАММА


курса внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

«В гостях у Химули»

начальное общее образование





Маломанова Елена Борисовна,

учитель химии и биологии

МАОУ «Гимназия №7»







г.Пермь


2020

Пояснительная записка

Начальная школа – это период бурного развития ребёнка, время интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношений к природе и людям. Одним из приоритетов современного образования является естественнонаучное направление, в то время как исследователи отмечают снижение интереса школьников к естественным наукам. Одной из самых сложных и непонятных для учащихся является химия, а ведь это одна из основополагающих наук естественного цикла. К тому же, в учебном плане она появляется последней из всех предметов. В то же время общеизвестным является тот факт, что наиболее открытыми для познания нового являются младшие школьники. В начальных классах учащиеся узнают «немного обо всём», но химическим знаниям там практически нет места. В курсе «Окружающий мир» дети получают только весьма абстрактное представление о веществах. Курс внеурочной деятельности «В гостях у Химули» призван восполнить эти пробелы и в игровой форме познакомить ребят с миром веществ. Идея курса состоит в том, что учащиеся приходят в гости к маленькому человечку – Химуле, которая является таинственным существом (аналог домового) и покровительствует тем, кто изучает химию, помогает им. Эта идея обусловливает возможность проведения занятий только в кабинете химии (месте проживания Химули).

Цель предлагаемого курса – создание условий для возникновения стойкого познавательного интереса к химии. Задачи – организация поисковой и исследовательской деятельности школьников с применением игровых технологий. Особое внимание уделяется формированию навыков исследовательской деятельности, достижению личностных и метапредметных результатов. Роль данного курса особенно возрастает в связи с решением двух актуальных проблем: реализацией ФГОС НОО и обеспечением преемственности между начальной и основной школой.

Курс состоит из 17 занятий и рассчитан на одно полугодие (1 час в неделю). С учетом физиологических и интеллектуальных особенностей развития занятия предлагается проводить с учащимися 3 классов. Планирование данного курса отводит достаточно большое количество времени на самостоятельную работу детей, чередует теоретические и практические занятия, вследствие чего у школьников не должно возникнуть ощущение однообразия и скуки. Групповая и парная деятельность способствует активной коммуникации учащихся друг с другом, выстраиванию субъект-субъектных отношений.  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный,  деятельностный подходы.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты (согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года») в части:

Духовно-нравственного воспитания

формирование представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов;

развитие у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра.

Популяризации научных знаний

формирование мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира;

формирование представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

развитие познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;

содействие формированию интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.

Физического воспитания и формирования культуры здоровья

содействие осознанию ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и непринятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил безопасности в быту и реальной жизни.

Трудового воспитания и профессионального самоопределения

формирование умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развитие навыков совместной работы, коммуникативной компетентности в общественно0полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

развитие интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;

содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологического воспитания

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

формирование ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;

формирование способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой;

содействие повышению уровня экологической культуры, осознанию глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета.



Метапредметные результаты:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Предметные результаты:

- умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «наблюдение», «измерение», «эксперимент»;

знание химической посуды и простейшего химического оборудования;

знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;

умение определять признаки химических реакций;

- умение работать с весами;

умения и навыки в проведении химического эксперимента;

умение проводить наблюдение за химическим явлением.



Примерное планирование

занятия

Тема занятия

Краткая характеристика деятельности обучающихся

Практическая часть

1.

Вводное занятие. Знакомство с Химулей.

Знакомство. Учитель рассказывает историю «появления» Химули в школе, иллюстрируя её демонстрационными опытами. Дети смотрят занимательные опыты. Задают вопросы о жизни Химули.

Демонстрационные опыты

2.

Осторожность не помешает! (ТБ в кабинете химии)

Дети выполняют в группах развивающие задания (ребусы, чайнворды, пазлы и т.д) на знакомство с правилами техники безопасности и их применение. Делают вывод о необходимости соблюдения правил ТБ.


3.

Правила работы с лабораторным оборудованием. Изучение пламени свечи.

Учащиеся выполняют практическую работу в парах, знакомятся с простейшим лабораторным оборудованием. Знакомятся со строением пламени свечи.

Практическая работа

4.

Тайны таблицы Менделеева.

Беседа с учителем о Периодической системе химических элементов. Выполнение занимательных заданий о химических элементах.


5.

Тела, вещества, частицы.

Работа с презентацией, поисковая беседа. Играют в подвижные игры «Тела и вещества» (по типу «Море – суша»), «Молекулы и атомы», «Частицы вещества» (по типу «Тутти-фрутти»).


6.

Химуля в гостях у Физики. Взвешивание предметов.

Знакомятся с одним из основных методов научного исследования – измерением. Работают с учебными весами, учатся определять массу предмета. Взвешивают каштаны, фигурки животных из «Киндер-сюрприза» и т.п.

Практическая работа

7.

Химуле требуется помощь! Разделение смесей.

Дети решают проблемную ситуацию, требующую отделить одно вещество от другого. В ходе практической работы разделяют смесь опилок, речного песка и соли.

Практическая работа

8.

Вода – основа всего. Агрегатные состояния воды.

Просмотр фрагмента мультфильма «Смешарики. Энцелад: вода и жизнь». Беседа об особенностях физических свойств воды, льда и пара. Выполнение опытов, демонстрирующих плотность льда, кристаллизацию и конденсацию воды.

Демонстрационные опыты.

9.

Воздух, которым мы дышим.

Беседуют с учителем о составе воздуха. Смотрят демонстрационный опыт по обнаружению объёма, занимаемого кислородом в воздухе. Выполняют практическое задание по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Демонстрационные опыты, лабораторный опыт.

10.

Химуля на кухне. Химические опыты с молоком.

Беседа о пользе молочных продуктов. Просмотр видеофрагмента «Почему молоко белое?» Опыты с молоком.

Практическая работа

11.

Химуля в ванной. Как работает бомбочка?

Беседа о средствах бытовой химии и парфюмерии. Демонстрация бомбочек для ванны. Изготовление бомбочки своими руками.

Практическая работа.

12.

Индикаторы в лаборатории и у нас дома. Опыты с краснокочанной капустой.

Знакомятся с химическими индикаторами. Исследуют индикаторные свойства сока краснокочанной капусты с помощью различных бытовых и пищевых жидкостей.

Демонстрационный опыт, практическая работа

13.

Катализаторы в жизни человека. Опыты с перекисью водорода.

Проводят опыты с картофелем, мясом и перекисью водорода, в беседе выясняют значение катализаторов в организме человека.

Практическая работа

14.

Работа над проектом «Химия в нашей жизни».

Групповая работа по поиску, систематизации информации, оформление проекта.


15.

Защита проектов.

Выступают перед одноклассниками с групповым проектом, презентуют свои открытия и достижения. Получают домашнее задание – нарисовать рисунок Химуле.


16.

Подарок от Химули. Мы рисуем химию!

Учащиеся под руководством учителя проводят несложные «цветные» опыты, раскрашивают картинку с новогодним (или весенним) рисунком.

Практическая работа

17.

Итоговое занятие. Рефлексия.

Дети пишут письмо Химуле. Выступают перед одноклассниками с письмом и рисунком, делятся впечатлениями и эмоциями по итогам курса.



Итого:

17

11







Критерии оценивания, способы оценивания результатов

Результативность каждого занятия фиксируется как учителем, так и каждым учащимся. Для учителя предлагаем вести лист контроля по каждому микромодулю, оценивая по 10-бальной системе качество выполненных работ, активность на занятии и культуру поведения.

Для учеников - маршрутные листы по каждому микромодулю, регулярное заполнение которых позволит отследить качество выполнения заданий, и поможет учителю выстроить работу в дальнейшем.

 

Маршрутный лист ученика.

Номер задания

Пункты задания

Самооценка

(по 10 бальной системе)

Оценка учителя

(по 10 бальной системе)

1

2

3

4

5

6

1.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

3.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

4.                      

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция по заполнению: используя условные обозначения, заполните маршрутный лист.

+ данный пункт задания выполнил самостоятельно;

* при выполнении пункта испытывал затруднения, поэтому воспользовался инструкцией;

? обращался за помощью к одноклассникам или преподавателю.

Практические задания по итогам освоения программы оцениваются педагогом по 5-балльной системе с учетом следующих критериев оценки:

последовательное, грамотное и аккуратное выполнение работы;

владение методам и приемам работы с веществами;

умение применять при выполнении практической работы теоретические знания;

творческий подход;

соблюдение техники безопасности;

своевременность выполнения работы.

Учебно-дидактическое обеспечение курса:

- пошаговые инструкции для учащихся;

- набор заданий для практической работы.

Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

- компьютер, проектор, экран;

- набор хим. реактивов (кислоты, щелочи, соли, оксиды, индикаторы);

- набор лабораторного оборудования (спиртовки, держатели, пробирки, штативы, шпатели, воронки, фильтровальная бумага);

- набор средств бытовой химии (жидкое мыло, моющие средства, дезинфицирующие средства);

- пищевые продукты (молоко, уксус, питьевая сода, краснокочанная капуста, соль, сахар и др.);

- учебные лабораторные весы;

- принадлежности для рисования (карандаши, кисти, краски, фломастеры).

Кабинет, в котором проводятся занятия курса, должен соответствовать требованиям материального и программного обеспечения, и оборудован согласно правилам пожарной безопасности.



Список литературы и онлайн-источников

Груздева Н. В. Юный химик, или Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию / Н. В. Груздева, В. Н. Лаврова, А. Г. Муравьев. – СПб.: Крисмас+, 2006. – 105 с.

Лабораторная работа «Окислительно-восстановительные реакции» (из опыта работы Е.М.Нелюбиной, учителя химии МАОУ Лицей «ВекториЯ» г.Лысьва)

Ольгин О. М. Опыты без взрывов / О. М. Ольгин. – 2-е изд. – М. : Химия, 1986. – 147 с.

Ольгин О. М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии / О. М. Ольгин. – М.: Детская литература, 2001. – 175 с.

Смирнова Ю. И. Мир химии. Занимательные рассказы о химии / Ю. И. Смирнова. – СПб.: МиМ-экспресс, 1995. – 201 с.

https://refdb.ru/look/1185747.html

http://soobsh.ru/docs/25/index-105276.html
http://nsportal.ru/fgos-v-nachalnoi-shkole/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkakh-fgos-0
http://chemistry.150shelkovo011.edusite.ru/p94aa1.html
http://mistergid.ru/cinema/11964-plyusheviy-sindrom--lantidote-2005-dvdrip.html - картинка для раскрашивания «Подарок от Химули»
http://himulja.ru/ - название курса

https://www.yandex.ru/video/preview/9222533470693120570 - ссылка на фрагмент м/ф «Смешарики»











Приложение 1

Сценарий занятия 2 «Техника безопасности в кабинете химии»

(из опыта И.А.Бочковой, учителя химии МОБУ «Сясьстройская СОШ №2» Волховского муниципального района Ленинградской области)

Цели и задачи:

Образовательные задачи: сформировать у учащихся знания о правилах техники безопасности в кабинете химии.

Развивающие: развивать внимание, умение выделять главное

Воспитательные: воспитание трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, взаимопомощи; формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга.

Оборудование:

условные знаки, соответствующие правилам техники безопасности;

раздаточный материал с правилами техники безопасности;

ребусы, лабиринты.

Ход занятия:

1.Оргмомент

2. Вступительная беседа

Сегодня вы в первый раз пришли в кабинет химии. Этот кабинет самый необычный во всей школе. Здесь происходят волшебные превращения, которые можно объяснить, если ты знаком с самой замечательной наукой – химией. Но прежде чем заниматься превращениями, мы обязаны, познакомится с правилами поведения в этом кабинете. Эти правила особенные, но несоблюдение их может привести к неприятным последствиям.

Знакомится с этими правилами, мы будем в виде игры (класс разбивается на 4 группы, каждая группа садится в кружок). Но, играя, необходимо правила запоминать и в дальнейшем применять их. В конце урока мы проверим усвоение правил с помощью небольшого теста.

3.Изучение нового материала.

Начинаем нашу работу.

Задание №1. Перед вами на столах листочки с ребусами. Необходимо их разгадать и ответить на вопрос: какое отношение имеет зашифрованная фраза к теме урока «Соблюдение техники безопасности на уроке химии».

Некоторыё группы довольно быстро справляются с заданием, некоторым приходится помогать. В итоге все справляются с заданием и хором отвечают зашифрованную фразу: «Содержи рабочий стол в чистоте».

ВОПРОС: Почему надо держать стол в чистоте.
ОТВЕТ: Лишние предметы загромождают стол, мешают проводить опыты.

t1682955064aa.jpg

В кабинете химии существует инструкция для учащихся, в которой прописаны все правила ТБ необходимые к соблюдению. В конце урока я вам выдам листочки, в которых в краткой форме эти правила указаны. Вы приклеите эти карточки в свои тетради, и перед каждой нашей новой встречей будете повторять.

Задание №2. Следующее задание – лабиринт. Для прочтения этого «лабиринта» существует правило: начинайте движение с левой верхней клетки и передвигайтесь по горизонтали (налево или направо) или по вертикали (вверх или вниз). Пройдите все клетки так, чтобы из букв получилось правило по технике безопасности. Каждая клетка может использоваться только один раз.



t1682955064ab.gif





Начинаем работать вместе. Затем ребята, уловив суть задания, быстро справляются с ним и получают результат: «Химические реактивы нельзя пробовать на вкус».

ВОПРОС: Почему нельзя пробовать на вкус даже знакомые вещества?

ОТВЕТ: Они могут содержать вредные примеси, можно получить отравление.

Обращаю ваше внимание на то, что в кабинете химии нельзя также принимать пищу и пить жидкости.

ВОПРОС: Почему?
ОТВЕТ: На них могут попасть химические вещества, можно получить отравление.

На уроках мы будем работать с твёрдыми и жидкими веществами. Следует запомнить следующие правила:

1. берём только те вещества, которые указаны учителем;

2.проводить опыты можно только в чистой и целой посуде. Проверить!

твёрдые вещества насыпать только ложечкой. Не руками!

лишние вещества выливать и высыпать обратно в склянку нельзя.

Некоторые вещества могут иметь запах. Чтобы определить запах вещества необходимо направить воздух от сосуда к носу рукой, чтобы смешать воздух с веществом.

ВОПРОС: Почему нельзя просто поднести сосуд к носу и понюхать?
ОТВЕТ: Можно получить отравление.

Правильно, многие вещества имеют неприятный, раздражающий запах. Вдыхание такого вещества может привести к поражению дыхательных путей (показать, как правильно определять запах вещества).

Задание №3. Ещё один лабиринт. Выполняется задание, так же как и предыдущее.

t1682955064ac.gif











С этим заданием вы справились быстрее, молодцы!

ВОПРОС: Какая фраза у вас получилась?

ОТВЕТ: «Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей».

ВОПРОС: Почему следует делать именно так?

ОТВЕТ: Жидкость закипает и может выплеснуться, можно получит ожог.

(показывается, как правильно нагревать жидкость)

Чтобы нагревание произошло спокойно, надо запомнить, что можно наливать жидкости не больше 1/3 части (показать).

Задание №4. Для того чтобы лучше запомнить правила ТБ существуют условные знаки. Они разделены на две группы: «ЗАПРЕЩАЕТСЯ» и «ЗАПОМНИТЕ». Знаки первой группы круглой формы, перечёркнуты жирной чертой. Знаки второй группы квадратной формы, не перечёркнуты.

Вам будут выданы карточки с условными знаками и список правил. Необходимо разделить знаки на две, указанные ранее, группы и найти соответствующее каждому знаку правило.

t1682955064ad.jpg

1 2 3 4

t1682955064ae.jpg

5 6 7 8



t1682955064af.jpg



9 10 11 12

а) Выливать или высыпать отработанные реактивы в раковину.

б) Принимать пищу в химическом кабинете, пробовать вещества на вкус.

в) Смойте тщательно водой, а затем нейтрализующим веществом реактив, если он попал на кожу или одежду.

г) Брать вещества руками.

д) Пользуйтесь защитными очками и резиновыми перчатками по указанию учителя.

е) Оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами.

ж) Набирать одной и той же ложкой или пипеткой различные вещества.

з) Оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы.

и) Собирайте остатки веществ в специально предназначенную для этого посуду.

к) Менять пробки и пипетки от различных банок или склянок.

л) Выливать или высыпать остатки реактивов в склянки, из которых они были взяты.



Правильные ответы:

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 1е, 2а, 3ж, 4к, 5з, 6л, 7б, 8г.

ЗАПОМНИТЕ: 9в, 10д, 11д, 12и.

Мы с вами обговорили основные правила ТБ в кабинете химии. Я вам выдаю карточками, где они кратко изложены. Давайте прочитаем эти правила ещё раз (выдаются карточки, учащиеся читают правила вслух и объясняют их).

Правила Т.Б. в кабинете химии.

Не пробуйте вещества на вкус.

Не принимайте пищу в кабинете.

Проводите опыты с теми веществами, которые указаны учителем.

Твёрдые вещества берите сухой ложечкой для веществ.

Помещая вещество в пробирку, проверьте её целостность.

Не высыпайте и не выливайте избыток веществ обратно в склянку.

Все манипуляции проводите над столом.

Чтобы определить запах вещества, не подносите сосуд близко к лицу, а подгоните рукой воздух от отверстия сосуда к носу.

Не загромождайте стол тем, что не потребуется для выполнения эксперимента.

Проводи опыты только в чистой посуде.

Закончив эксперимент, приведите рабочее место в порядок.













Приложение 2

Описание некоторых опытов для проведения занятий

Занятие 10 «Опыты с молоком»

Материалы и оборудование:
цветные пищевые красители;

молоко;

любое средство для мытья посуды;

ватная палочка (2 шт);

лист белой бумаги;

свечка или спиртовка;

любой кислый сок;

пипетка;

тарелка.

Проведение эксперимента:

На листе бумаги написать несколько слов ватной палочкой, предварительно смочив её молоком, и дать высохнуть. Затем подержат лист над свечой или пламенем спиртовки (не низко). На листе проявятся «тайные послания».

В тарелочку налить небольшое количество молока. Добавить красители. Можно один оттенок или сразу несколько. Сначала наблюдают, как появляются цветные узоры. Ватную палочку окунают в моющее средство и опускают в красочную смесь. Цветные узоры будут "убегать" от палочки. Эффект происходит потому, что средство расщепляет жир, находящийся в молоке. Пищевые красители можно заменить гуашью, акриловой краской.

В стаканчик с молоком добавить несколько капель кислого сока. Молоко свернётся на глазах. Сделать вывод о том, что после употребления молока нельзя пить сок или есть фрукты.

Занятие 12 «Опыты с краснокочанной капустой»

Заранее приготовить настой краснокочанной капусты: измельчить капусту, залить кипятком, дать остыть, процедить раствор.

Приготовить различные жидкости:

Нашатырный спирт

Уксус

Раствор соды

Минеральную воду

Моющее средство для посуды

«Доместос»

Огуречный рассол и др.

Налить жидкости в стаканчики, добавить в каждый настой капусты, наблюдать изменение окраски, сделать выводы об индикаторных свойствах краснокочанной капусты.



Занятие 13 «Катализаторы»

 Предварительно учитель демонстрирует опыт «Разложение перекиси водорода в присутствии катализатора», обсуждение.

Приготовить четыре пробирки со свежим 3%-ным раствором пероксида водорода, затем поместить в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую – кусочек варёного картофеля, в третью – кусочек сырого мяса, в четвёртую – кусочек варёного мяса. Пронаблюдать, что будет происходить в каждой пробирке.

Измельчить в ступке кусочек сырого картофеля с небольшим количеством песка. Перенести измельчённый картофель вместе с песком в пробирку и капнуть туда немного пероксида водорода. Сравнить активность измельчённой и целой растительной ткани.

Приложение 3

Шаблон письма Химуле (занятие 17, рефлексия)

Письмо Химуле

Здравствуй, Химуля! Я пишу тебе, потому что ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________.

Мне понравилось _______________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________.

Мне не понравилось ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________.

Я обязательно ___________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________.

Желаю тебе _____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________.

______________ _____________________________







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации