12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Воронкова484
Россия, Волгоград

Вагончик «Путешествие в русскую горницу»

Автор Воронкова Наталья Анатольевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда»

Статья об опыте кружковой работы с дошкольниками 5-7 лет.

В последнее время большое внимание уделяется воспитанию патриотических качеств у дошкольников. Мы часто замечаем в наших современных детях бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. В советские времена это было неотъемлемой частью воспитания и обучения, но в какой-то момент, возможно из-за появления новых веяний в педагогике, смены идеалов, приоритетов и ценностей этот аспект утратил свою востребованность. В Федеральном законе в 2020 году приняты изменения, касающиеся воспитания. В соответствии с этим рабочие программы должны иметь в содержании программу воспитания с модулем (блоком) «Патриотическое воспитание». Все мы понимаем, что современные дошкольники мало интересуются историей своего народа, родители не рассказывают детям кем были их предки, не уважают традиции (а зачастую и людей). Дети дошкольники не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не знают значения многих явлений, связанных с родной культурой, не знают и не соблюдают традиции, потому что и их родители утратили интерес к этой теме. А ведь это является основным критерием воспитанности, грамотности. Дошкольники не проявляют интереса и творческих способностей к разным промыслам.

Проблема развития детского творчества в настоящее время также является актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др. Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.

Доброта, милосердие, щедрость и стремление к духовности всегда лежали в основе быта и традиций русского человека. Мы предали забвению русскую народную культуру, растеряли свои национальные черты, забыли то, что является сутью русского человека.
Именно культура прошлого положит начало возрождения интереса ко всему, что окружает каждого ребенка.
У детей необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, объяснить, что земля, страна и все богатства природы - это гордость нашего края, это все принадлежит им, потомкам, приемникам культуры и традиций.

Мы считаем, что знакомство с историей своего края, национальными особенностями в ходе кружковой работы помогают повысить интерес к народным истокам. Решая задачи воспитания детей старшего дошкольного возраста, мы стараемся обеспечить развитие общей культуры личности ребенка, познавательных способностей, нравственных, эстетических, и физических качеств, реализуя программу воспитания. В нашей группе уже давно функционирует мини-музейное творчество. На основе музея мы ведем кружковую работу в данном направлении, и как оказалось очень не зря.

Для реализации программы мы подготовили:

1. Центр в группе где расположен мини-музей, для проведения НОД, бесед, дидактических игр. Подготовили полки для выставочных работ, литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр.

t1634154852aa.pngt1634154852ab.png

2. Организовали костюмерную с набором костюмов для проведения праздников, развлечений, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.

3. Декорации для оформления «ярмарочной площади» и «избы» при проведении праздников

t1634154852ac.png

4. Предметы старины и современные экспонаты (предметы русского быта: сундук, самовар, утюг, деревянная посуда, коромысло, коврики, вышитые покрывала, плетеные корзинки и др.)

t1634154852ad.pngt1634154852ae.pngt1634154852af.png

t1634154852ag.pngt1634154852ah.pngt1634154852ai.png

t1634154852aj.jpgt1634154852ak.jpgt1634154852al.jpg

t1634154852am.jpgt1634154852an.jpg


4. Инвентарь для проведения народных игр.

5. Иллюстративный материал, методическая литература.

6. Ноутбук, магнитофон, аудио и видеозаписи по тематике программы


Новизна программы кружковой работы состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используем нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий: рисование тычком, ватными палочками, пальцами рук, ватой и другими предметами, а также лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства.

На кружковых занятиях даем представление об устройстве мира славян, знакомим с традициями и бытом русского народа, народными играми, народным календарем, обычаями, крестьянским трудом знакомим с историей зарождения орнамента и символики, демонстрируем уникальные предметы быта, просматриваем видеофильмы, видеозаписи, иллюстрации, наглядные пособия.

Программа кружка построена на совместной театрализованной, игровой, словесной деятельности воспитателя и детей.

На занятиях используем наглядность: рассматриваем подлинные изделия народного искусства (многим экспонатам в нашем музее более 50 лет), иллюстрации, альбомы, открытки.

Занятие игра предполагает проведение дидактических игр, фольклорных развлечений, праздников, посиделок. Проводим заучивание считалок, закличек, прибауток, потешек, стихов, русских народных песен. Играем в народные игры, водим хороводы, путешествуем по сказкам. Часто проводим инсценирование с погружением в прошлое.

На практических занятиях выполняем познавательные упражнения, творческие задания (на внимание, память, эрудицию);

Цель: сформировать у детей представление об истоках русской культуры путем проведения занятий в кружке «Русская горница» и знакомства с народными промыслами.

Задачи:

1. Познакомить дошкольников с жизнью, бытом, традициями русского народа, обрядовыми праздниками;
2. Расширить знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов
3. Научить детей самостоятельно создавать творческие изделия (рисование, лепка, аппликация, декоративные игрушки и поделки).
Программа рассчитана на детей 5-8 лет. Занятия проводятся подгруппой по 5-8 человек во второй половине дня 1 раз в неделю. Продолжительность 25-30 минут.

Каждое занятие имеет свои особенности использования разных методов в отдельных темах НОД. Мы разработали следующие темы НОД: «День матери», Театрализованная деятельность «Заюшкина избушка», «Знакомство с русскими обрядами», «Знакомство с коромыслом и нагайкой», Занятие «Знакомство с валенками», «Знакомство с сундуком», «На ярмарке», Знакомство с экспонатами русской избы, «Знакомство с самоваром» и многие другие, которые строятся в виде игрового путешествия в прошлое или как путешествие по сказкам. А начинаются все путешествия с ритуала: дети «садятся» в вагончик, который перемещает их в прошлое - в русскую горницу. Роль вагончика выполняет стол, накрытый специально сшитым «купе».

t1634154852ao.png

На занятиях разыгрываются тематические ситуации, имитирующие нахождение детей в разных частях русской избы; используется вопросно-ответный метод, отгадывание загадок.

Закрепление знаний и навыков осуществляется в ходе проведения праздников, развлечений, выставок. Весь учебный материал подбираем с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия.

Для диагностического обследования детей (как форма подведения итогов) по усвоению программы разработаны контрольные беседы. При необходимости допускается корректировка содержания занятий и времени прохождения материала.

Дети, включаясь в совместную творческую деятельность вместе с педагогом и другими детьми, полнее раскрывают свои возможности, стремятся к собственной творческой деятельности. Интересная коллективная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, совместных переживаний, из переживания удовольствия от совместной деятельности, из осознания своих творческих возможностей.

Занятия в кружке помогли воспитанникам узнать историю национального костюма, уклад и быт русской семьи, познакомиться с праздниками, песнями, играми, подготовили к проведению праздников, развлечений театрализованной деятельности.
Участие в праздниках и развлечениях доставляло много больше радости, потому что дети хорошо знакомы с историей возникновения праздников, знают наизусть много песен.
Родители помогали организовывать выставки. Дети много времени проводят в мини–горнице, обыгрывают различные сюжеты: «топят печь», «кормят детей», поют им песни, играют на гармошке, достают наряды из сундука, обыгрывают сказки.

В дальнейшем планируем пополнять музей экспонатами и атрибутами для проведения интересных путешествий с дошкольниками в прошлое.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.