Урок чтения во 2 классе на тему «В.А. Осеева "Хорошее"»
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема: В. А. Осеева «Хорошее»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные:
- - познакомятся с рассказом В.Осеевой “Хорошее”;
- научаться понимать главную мысль текста, выразительно читать текст рассказа.
Метапредметные:
Познавательные:
-осуществлять анализирование текста с опорой на вопросы учителя;
- уметь выделять нужную информацию из художественного текста; умение выявлять авторскую позицию и идею произведения.
Регулятивные:
- определять и формировать цель своей деятельности;
- принимать и сохранять заданную учебную цель;
- учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
- уметь читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог;
- уметь высказывать и обосновывать своё мнение.
Личностные:
- проявление положительного отношение к процессу чтения;
- формирование положительного отношения к процессу к процессу познания, нравственных ценностей;
- оценивать поступок героя с точки зрения общественных норм.
Цели:
Деятельностная цель: формирование умения выделять главную мысль произведения; давать характеристику героя на основе его намерений и поступков.
Содержательная цель: ознакомление обучающихся с рассказом В. А.Осеевой «Хорошее».
Задачи:
- повторить ранее изученное произведение В.А.Осеевой
- определить значение слова «Хорошее»,
- научить выделять главную мысль текста;
- проанализировать поступок главного героя;
- сделать вывод о том, что сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.
Оборудование: портрет писательницы, учебники, раздаточный материал.
1. Мотивация. Организационный момент.
В добрый день и в добрый час,
Очень рада видеть вас!
Все мы знаем, был звонок,
Начинаем наш урок!
Покажите свои умные глазки, ровные спинки.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь.
Садитесь.
-Ребята, у меня сегодня прекрасное настроение и я хочу с вами им поделиться. А поможет мне в этом — вот это солнышко.
2. Актуализация знаний.
- У нас сейчас урок литературного чтения и начнём мы его с речевой разминки.
За-за-за-за
Собирается гроза
Зу-зу-зу-зу
Не ходи гулять в грозу
За-за-за-за
Дружбе ни по чем гроза
Зя-зя-зя-зя
В дом прийдут ко мне друзья
- Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?« Я и мои друзья!»
- Чему мы учимся, изучая этот раздел?
- С творчеством какой писательницы вы познакомились на прошлых уроках? ( В. А. Осеевой).
- Какой рассказ писательницы вы читали дома? Чему учит нас рассказ?
Вашем домашним заданием было подготовить вопросы по рассказу.
- Молодцы ребята вы хорошо справились с домашним заданием!
3. Введение в тему произведения.
Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.
- «Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.»
- Чему же мы с вами должны научиться?
- Попробуйте догадаться, кто прислал нам это письмо.
- Верно. Это письмо прислала В.А. Осеева. Мы с вами продолжим знакомиться с творчеством писательницы.
- Ребята вспомните, кем мечтала стать В.А.Осеева?
- Вот и мы с вами побудем сегодня актерами и снимем фильм. Но сняться в фильме не так уж просто. Что должны знать и уметь актёры? (знать героев и понимать их поступки, правильно произносить слова, читать соблюдая интонации).
- Какие же задачи мы поставим перед собой.
Познакомиться…..(с новым произведением)
Учиться…..(правильно и выразительно читать)
Проанализировать…(поступки героя)
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
- Чтобы узнать, как будет называться наш фильм, и с каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы должны прочитать слово в обратном направлении ЕЕШОРОХ.
Слайд № 1 Я предлагаю всем улыбнуться, как улыбается вам
4. Работа по теме.
- Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?) Хорошее- то, что доставляет удовольствие, радость.
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»? - В каких случаях мы употребляем слово «хорошо»?
- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
5. Беседа по первичному восприятию произведения.
- О ком этот рассказ? Как зовут главного героя?
Каким вы себе представляете мальчика? Какое отношение к Юре у вас появилось?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись: Это произведение о том, как Ю.. (Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем рассказ.
6. Включение в систему знаний.
- А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и отметьте карандашом, о чем думал Юра, о чем он мечтал?
Вопросы:
- Какие были мечты у Юры? Хотел ли он что-то сделать для себя?
- А теперь посмотрите на его реальные поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте диалог Юры с сестрой. Как мы должны читать диалог?
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры?
- А как он поступил? Что он сказал сестре?
- Ребята, а когда мы просим чтобы нам не мешали? А чем был занят Юра?
- Прочитайте диалог Юры и няни.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для няни?
- А как он поступил?
- Как он с ней разговаривал? Что он ей сказал?
- Когда мы говорим, что нам некогда?
- Прочитайте, как Юра общался с Трезором.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для Трезора?
- Как он поступил с Трезором?
- О ком думает Юра на самом деле?
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях).
- Ребят теперь давайте ответим на вопрос: «Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?»
-Чтобы вы посоветовали Юре?
Какая главная мысль произведения? Чему же нас учат рассказы Валентины Осеевой? (Они учат нас говорить вежливые слова, совершать хорошие поступки)
Творческое задание
Давайте вернёмся к задачам нашего урока. С рассказом познакомились, выразительно читать научились, поступок главного героя проанализировали.
- Теперь можем снять фильм.
- Для фильма нам нужны актёры, сколько действующих лиц в рассказе?
- Какой был главный герой Юра? Выберите те качества, которые соответствуют характеру Юры. (Смелый, заботливый, умный, думающий о себе, грубый).
- Обратите внимание, как он отвечал на просьбы? С какой интонацией нужно произносить слова мальчика? Как нужно произносить мысли Юры? (мечтательно)
- С какой интонацией надо читать слова сестры, няни, Трезорки?
- С актёрами определились, нам нужен ещё костюмер и видеооператор. Остальные у нас будут зрители, которые будут внимательно смотреть и оценивать игру актёров.
7. Подведение итогов урока.
У каждого фильма есть реклама, какая из данных пословиц лучше подойдёт в качестве рекламы:
«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»
«Добрый человек добру учит»
Хорошее нужно совершать на деле, а не в
мыслях
Как называется рассказ, с которым мы с вами сегодня познакомились?
Объясни, почему В.Осеева назвала свой рассказ «Хорошее»?
Почему Юре так и не удалось сделать ничего хорошего?
Где вы можете совершать хорошие поступки?
Что было бы, если бы мечты Юры сбылись?
Что хорошее было в рассказе?
8.Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.
- Вот мы с вами познакомились ещё с одним рассказом из раздела «Я и мои друзья»? Что мы чувствуем, когда с нами друзья? (хорошо, радостно, уютно, тепло)
- Сегодня у нас на уроке прозвучало так много хороших слов, хороших дел и поступков, и к нам на урок заглянуло солнышко, но не простое, а волшебное доброе солнышко.
- Давайте прикрепим лучики к солнцу. У вас на партах лучики. Напишите на лучиках добрые слова и прикрепите к солнцу.
- Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке, я предлагаю вам оценить свою работу.
Поднимите жёлтое солнышко, если вы хорошо работали на уроке.
9. Домашнее задание.
Мы с вами сегодня сняли фильм, и вашим домашним заданием будет нарисовать афишу к нашему фильму. А для того чтобы правильно и точно изобразить все детали вам нужно ещё раз внимательно прочитать рассказ.
Технологическая карта урока
DOCX / 25.11 Кб