Веб-квест как одна из форм организации проектной деятельности младших школьников

1
0
Материал опубликован 24 April 2020







Шабыгина Зульфия Тимербулатовна

учитель начальных классов




«Веб-квест как одна из форм организации проектной деятельности младших школьников»











Уфа - 2018

Ничего тому, что важно знать, научить нельзя,

всё, что может сделать учитель, это указать дорожки.

Олдингтон Р.

Формулирование фактора успешности

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная деятельность обучающихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является системно - деятельности подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные  и  метапредметные  результаты);

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Таким образом, проектная деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

В настоящее время широко известен и активно применяется во многих российских школах один из видов проектной деятельности веб-квест.


Актуальность проблемы

Для современного ребенка применение информационных технологий стало частью его повседневной жизни. В этом контексте задача педагога состоит в том, чтобы этот энтузиазм, с которым дети работают с компьютером дома, играя, занимаясь творчеством или переписываясь с друзьями, использовать для формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, другими словами, для формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда ученик приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения. В наибольшей мере такие ситуации появляются в проектной деятельности.

Наиболее удобной и результативной формой организации проектной деятельности обучающихся, является веб-квест.

Целью моего опыта работы является:

внедрение веб-квест технологии в организацию проектной деятельности младших школьников.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

Создать условия для формирования УУД регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Систематизировать учебные знания обучающихся для развития исследовательских умений.

Внедрить систему внеурочных занятий по предметам для формирования интереса обучающихся и развития практической̆ направленности предметов.

Совершенствовать систему работы с детьми различных учебных возможностей.

Оценивать эффективность используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся.

Формировать мотивационную готовность обучающихся к обучению.

Технология веб-квеста реализуется через два основных блока: урочная и внеурочная деятельность. Использование этой технологии способствует повышению мотивации к самообучению, развитию учебно-познавательного интереса, формированию универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС НОО.

Теоретическое описание сущности и результативности опыта.

Веб-квест является одним из новейших средств использования информационно-коммуникационных технологий в целях создания урока, ориентированного в первую очередь на учеников, вовлеченных в учебный процесс.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы обучающихся, находится на самом деле на различных веб-сайтах. Благодаря же действующим гиперссылкам, обучающиеся этого не ощущают, а работают в едином информационном пространстве. Обучающемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить какую-либо проблему, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются педагогом, а часть они могут найти самостоятельно, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста ученики либо представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Веб-квесты имеют ряд преимуществ, среди которых:

мотивация обучающихся к изучению нового материала;

организация работы в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени;

активизация самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности обучающихся, которой они сами управляют.

При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);

самообучение и самоорганизация;

умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;

навык публичных выступлений (обязательно проведение анализа работы с вопросами, дискуссией).

Веб-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными.

Цель краткосрочных веб-квестов – приобретение знаний и их интеграция. Результатом краткосрочного веб-квеста будет большой объем информации, с которым предстоит справиться обучающемуся. Такой веб-квест рассчитан на период от одного до трех классных занятий.

Цель долгосрочного веб-квеста - расширение и уточнение знаний. Результатом долгосрочного веб-квеста будет глубокий анализ собранных знаний и их преобразование в некое новое понимание, представленное на суд читателей как в сетевом режиме, так и вне киберпространства. Продолжительность такого веб-квеста от одной недели до целого месяца учебного времени.

Существуют следующие виды заданий для веб-квестов:

пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;

планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий;

самопознание - любые аспекты исследования личности;

компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;

творческое задание - творческая работа в определенном жанре: создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;

аналитическая задача - поиск и систематизация информации;

детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов;

достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме;

оценка - обоснование определенной точки зрения;

журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);

убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;

научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста

Веб-квесты используются достаточно давно и приобрели четкую структуру. Однако, она не является чем-то застывшим и используется только как основа, которую при необходимости можно изменить.

Первая страница веб-квеста должна быть привлекательной и заманчивой, с ясным вступлением.

Центральное задание должно быть понятно, интересно, выполнимо. Четко определён результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить.

Список информационных ресурсов (в электронном виде-компакт дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в интернет, адреса веб-сайтов по теме) необходимых для выполнения задания.

Роли, обучающимся должен быть представлен список ролей от 2 и более, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.

Описание процедуры работы, которую необходио выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания.

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.

Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.

Этапы работы над веб - квестом

Начальный этап (командный): обучающиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы или, наоборот, «попробовать себя» в непривычной амплуа. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

Ролевой этап: индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Заключительный этап: команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования или представленные на суд одноклассников данные.

Оценка результатов: по результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и обучающиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель. Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

Критерии

Обоснование критериев

Баллы

Содержание

Понимание задания

-Работа демонстрирует точное понимание задания.

-Включаются как материалы, имеющие непосредственное отношение к теме, так и материалы, не имеющие отношения к ней.

-Собранная информация не анализируется и не оценивается.

10

5


0

Полнота раскрытия темы

-Полно.

-Частично.

-Не раскрыта

10

5

0

Изложение аспектов темы

-Изложено полно.

-Частично.

-Не изложены.

10

5

0

Логика изложения информации

-Логичное изложение материала.

-Нарушение логики

-Отсутствие логики

10

5

0

Самостоятельная работа группы

Слаженная работа в группе

-Четко спланированная работа группы.

-Работа группы частично спланирована.

-Не спланирована работа в группе.

10

5

0

Распределение ролей в группе

-Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.

-Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

-Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.

10


5


0


Авторская оригинальность

-Уникальная работа. Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров.

-В работе присутствуют авторские находки.

-Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности.

10


5

0

Оформление работы

Грамматика, подходящий словарь

-Грамотная работа с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.

-Негрубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии.

-Грубые ошибки с точки зрения грамматики, стилистики, орфографии

10


5


0

Защита работы

Качество доклада

-Аргументированность основных позиций, композиция доклада логична, полнота представления в докладе результатов работы.

- Нарушение логики выступления, неполное представление результатов работы, неполная система аргументации.

- Не заявлены аргументы по основным позициям, полное нарушение логики, не представлены результаты исследования

10


5


0

Объём и глубина знаний по теме

-Докладчики демонстрируют эрудицию.

-Докладчики грамотно излагают материал, но не показывают достаточно глубоких знаний.

-Докладчики обнаруживают полное невладение материалом.

10

5


0

Культура речи, манера держаться перед аудиторией

-Докладчики уверенно держатся перед аудиторией, грамотно владеют речью, соблюдают регламент, удерживают внимание аудитории.

-Докладчики допускают негрубые речевые ошибки при выступлении, незначительно нарушают регламент, частично удерживают внимание аудитории.

-Докладчики теряются перед аудиторией, обнаруживают бедность речи, нарушают регламент, не могут удержать внимание аудитории.

10



5



0

Ответы на вопросы

Докладчики убедительно и полно отвечают на вопросы, дружелюбно держатся, стремятся использовать ответы для успешного раскрытия темы.

-Докладчик не на все вопросы может найти убедительные ответы.

-Докладчик не может ответить на вопросы или при ответах ведет себя агрессивно, некорректно.

10



5


0

Деловые и волевые качества докладчика

-Докладчик стремится к достижению высоких результатов, готов к дискуссии, доброжелателен, контактен.

-Докладчик готов к дискуссии, не всегда проявляет доброжелательность.

-Докладчик не готов к дискуссии, агрессивен, уходит от контактов.

10


5


0

Оценка «5» 140-110 баллов

Оценка «4» 109-80 баллов

Оценка «3» 79-60 баллов

Оценка «2» 59-о баллов



Как показывает опыт, самыми суровыми судьями работ являются сами обучающиеся. Здесь важно в заключительном этапе, когда производится публичное представление выполненных работ, организовать конструктивное обсуждение. Открытое оценивание собственной работы и работы коллег позволяет учиться быть корректными в высказывании замечаний, определять наиболее интересные находки в выполненных заданиях, формулировать собственные критерии оценивания.

Реальное размещение итогов работы в сети позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся на достижение наилучших учебных результатов.

Самое главное в квесте - это путешествие детей по всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. Учителю необходимо дать некоторые ссылки, которые помогут учащимся найти ответы, но группы могут использовать и свои ресурсы. Поиск учителем нужных сайтов - очень кропотливая задача. Ссылки необходимо копировать и давать аннотацию к сайту.

Таким образом, веб - квест по своей сути является сценарием организации проектной деятельности, направленной на формирование ключевых компетенций обучающихся.

Так как участники веб-квеста обучающиеся начальной школы, то игровой сюжет здесь оправдан. Известно, что игра даёт возможность ребёнку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творчество в нестандартных жизненных ситуациях. Игра - это соревнование в решении задач взаимодействия людей. Сразу сколько плюсов: исследование, творчество, взаимодействие.

Определены цели и задачи, одна из которых - развитие пользовательских умений работы с компьютером и сетевыми сервисами. Значит, длительное время обучающиеся будут проводить за компьютером. Это минус.

Но компьютер и интернет будут использоваться в образовательных целях. Это плюс. Решая эту задачу, учитель совершенствует свои навыки работы с компьютером и сетевыми ресурсами, совершенствуя своё профессиональное мастерство. Это тоже плюс.

Подготовка заданий веб-квеста - нелёгкая задача, потому что предъявляться они должны в необычной форме, например, загадки или зашифрованного послания.

Каждый ребёнок выбирает направление деятельности в зависимости от личных интересов. Значит, технологию веб-квест можно отнести к личностно-ориентированным технологиям. Это плюс.

Благодаря ссылкам, которые заранее подберёт разработчик веб-квеста, обучающиеся не будут терять времени, блуждая по сети Интернет. Это плюс.

Какие трудности в подборе нужных ссылок может испытать учитель, который разрабатывает веб-квест? Необходимо проверить все источники информации в разных браузерах, т. к. проект сетевой, и необходимо удостовериться, что ссылки не будут заблокированы фильтром. Таким образом, ссылки - дело трудоёмкое, но вполне решаемое.

Перечислять же плюсы можно и дальше, так как веб-квест - это один из видов проектной деятельности, плюсов у которой очень много. Значит, есть повод овладеть технологией веб-квест и использовать в своей работе для реализации образовательных задач.

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения обучащиюхся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. На формирование именно этих компетентностей и направлена технология веб-квест.

Этап веб-квеста

Содержание этапа

Формируемые УУД

Знакомство с ролями


Обучающимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли прописан план действий и задания. С помощью форума ученики выбирают себе роли.


Личностные:

самоопределение,

желание приобретать новые знания,

умения и совершенствовать имеющиеся,

желание осваивать новые виды

деятельности,

желание участвовать в творческом,

созидательном процессе.

Регулятивные:

прогнозирование своей деятельности,

элементы волевой само регуляции.

Познавательные:

осознавать познавательную задачу,

читать, извлекая нужную информацию.

Формирование команд


После выбора обучающимися ролей, формируются команды. Каждая команда выполняет задания по своему плану. План и этапы работы, для каждой команды, размещены на отдельных страницах сайта.

Личностные:

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Коммуникативные:

сотрудничество, умение учитывать мнение партнера по деятельности,

приобретение навыка коллективного обсуждения и принятия решения.

Работа над заданиями


В процессе выполнения заданий обучающиеся работают в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и сетью Интернет. Участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Личностные:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

осваивать новые виды деятельности,

участвовать в творческом, процессе.

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней,

составлять план и последовательность действий и действовать по плану,

контролировать процесс и результаты деятельности,

уметь распределять своѐ время и уделять время для занятий,

уметь выделять необходимую информацию.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний,

осознавать познавательную задачу,

читать и слушать, извлекая нужную информацию,

самостоятельно находить информацию, используя разные источники,

делать обобщения, выводы,

приобретать ИКТ компетенции.

Коммуникативные:

уметь формулировать вопросы,

уметь отвечать на вопросы других,

уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения,

осуществлять совместную деятельность в группе для достижения общего результата.

Защита итоговых работ


Представление итоговых презентаций, видеороликов или сайтов с исследуемым материалом (главная страница квеста).

Контроль с помощью вопросов викторины (работа на форуме). Подсчёт баллов за выполнение каждого задания.

Личностные:

способность к самооценке своих действий.

Регулятивные

принимать учебную задачу,

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

выполнять учебно- познавательные действия,

уметь делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

формулировать собственные мысли,

высказывать и обосновывать свою точку зрения,

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.

Рефлексия

Написать синквейн по теме любой команды и поместить его на форуме.

Личностные:

способность к самооценке своих действий.

Регулятивные:

принимать учебную задачу,

осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

выполнять учебно-познавательные действия,

уметь делать обобщения, выводы.

Коммуникативные:

формулировать собственные мысли,

высказывать и обосновывать свою точку зрения,

строить небольшие монологические высказывания,

осуществлять совместную деятельность

в рабочих группах.

Итог

Ученики сами выставляют себе отметки, используя баллы, полученные при выполнении заданий.

Личностные:

способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения.

Коммуникативные:

осуществлять совместную деятельность в группах с учётом конкретных задач.



С помощью веб-квеста:

обучающиеся учатся выстраивать работу по плану;

рассмотрены способы привлечение обучающихся для открытия новых знаний;

происходит обучение детей приемам работы в группах;

ребята принимают участие в оценивании собственных достижений;

учатся пользоваться различными источниками информации: материалами электронных учебников;

ученики учатся разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

приобретают навык совместного решения возникающих учебных проблем;

учатся планировать свой досуг;

учитель организует конструктивную совместную деятельность;

учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Таким образом, используя образовательный веб-квест можно создать условия для формирования универсальных учебных действий школьников.

Учитель, разрабатывая и используя квесты в учебном процессе, имеет возможность:

легко распространять свой опыт, свою модель обучения той или иной учебной дисциплины на других преподавателей, так как единожды созданный квест может быть использован многократно;

реализовать различные методы обучения одновременно для различных категорий обучающихся, индивидуализируя тем самым процесс обучения;

уменьшить количество излагаемого материала за счет использования демонстрационного моделирования;

осуществлять постоянный и непрерывный контроль за процессом усвоения знаний.



Опора на научные и психолого-педагогические теории

В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета - путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей.

Образовательный квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Но, мало кому известно, каким же образом квесты пришли в образовательный процесс.

Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизаций и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту, или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п.

До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Впервые термин «квест» в качестве образовательной технологии был предложен в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Ученый разрабатывал инновационные приложения Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет.

Как делать достаточно легко веб-разработки так, чтобы все преподаватели могли, когда это необходимо, создавать веб-квесты?

Б. Додж решает эту проблему, предоставляя инструмент, который используется учителями, и оказывает им педагогическую поддержку в профессиональной деятельности. Этот инструмент используется педагогами во всём мире для организации структурированной деятельности, его ученики могут использовать для разрешения реальных проблем.

Таким образом, Б. Додж определяет веб-квест как модель (технический ресурс или приложение в Интернете) вовлечения интернет-источников в образовательный процесс для решения учебных задач.

Попытки расширить и дополнить определение Берни Доджа были предприняты Томасом Марчем, который значительно детализировал понятие и представил ряд теоретических формулировок, помогающих глубже проникнуть в суть технологии квеста.

Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, использующая ссылки на существенно важные ресурсы в Интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы мотивировать учащихся к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе (на заключительном этапе) в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное знание (понимание). Лучшие из квестов достигают это таким образом, что обучающиеся начинают понимать богатство тематических связей, легче включаются в процесс обучения и учатся размышлять над собственным познавательным процессом.

Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить учитель. Опоры - это помощь учащимся работать вне зоны их реальных умений. Примерами опор могут быть такие виды деятельности, которые помогают учащимся правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения.

Педагоги всего мира стали применять эту технологию как один из способов успешного использования Интернета на уроках.

В работах российских ученых нет единого взгляда на сущность квеста, что и не удивительно, поскольку, являясь сравнительно новой технологией в педагогике, квест еще не прошел стадию теоретического обоснования. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в России занимаются Андреева М.В., Быховский Я. С., Николаева Н.В. и другие.

Отечественные исследователи понятие «веб-квест» трактуют так:

Быховский Я. С. дает следующее определение: образовательный веб-квест – это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу.

Кузнецова Т. А.: веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды.

Катержина С. Ф.: веб-технология - технология навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, являются основой для организации различных форм дистанционного образования.

Анализ понятия «веб-квест» его основателями и российскими учеными позволили сделать вывод, что все исследователи при определении его сущности выделяют такие обязательные характеристики, как, во-первых, использование сети Интернет для поиска информации; во-вторых, решение учебной задачи проблемного характера, что предполагает активную познавательную деятельность обучающихся. При этом часть исследователей рассматривают веб-квест как специальный веб-сайт, который обязательно должен включать техническое обеспечение для подготовки и предоставления итогового продукта в соответствии с учебной задачей и возможностью его использования всеми пользователями Интернет. Другие исследователи рассматривают веб-квест как образовательную технологию, дидактические средство, при этом тоже направленное на решение учебной задачи с использованием сети Интернет.

Информативность и логическая завершенность описания опыта, достаточность для понимания и использования в практике.

Сегодня, когда реализуется проект президента по подключению всех образовательных учреждений к Интернету, данная технология может найти достойное место среди педагогических технологий, используемых в нашей стране. Используя методику квест - урока педагоги с высоким творческим потенциалом, создают условия для успешной реализации современных инновационных технологий, так как эта методика является новой, разнообразной формой работы, позволяющей проявить себя не только обучающемуся, но и учителю, как творческой личности, а, следовательно, необходимой и открывающей путь к новым образовательным стандартам.

Таким образом, учитель получает возможность по-новому организовать внеурочную деятельность своих учеников, используя современную технологию веб-квест. Учитель может вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов по заданной им теме, организовать дистанционные олимпиады, конкурсы, игры, виртуальные экскурсии. И, наконец, данная новая технология не приведёт к изоляции обучающихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования — научить детей работать в коллективе.

Самостоятельное приобретение знаний, умение применять полученные знания при решении разнообразных познавательных, а также практических задач — суть процесса образования и его результата. Вот почему современный образовательный процесс не может замыкаться только на уроке, на учебнике, на учителе. Необходима разносторонняя познавательная деятельность, основанная на использовании разнообразной информации, отражающей разные точки зрения.

Всё это нам позволяет осуществить технология веб-квест. Так что виртуальная жизнь оказывается вполне реальной жизнью, которая может оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном, информационном, так и в эмоциональном плане.

Данный вид деятельности был апробирован на различных уроках в начальной школе. Результаты показали, что обучающиеся активно учувствуют в олимпиадах и конкурсах проводимые в режиме онлайн.

Таким образом, веб-квест, как и любой проект, формирует новые компетенции, в том числе на основе использования ИКТ, повышает мотивацию к самообучению, способствует развитию коммуникативных умений, реализации творческого потенциала, самостоятельности и повышению личностной самооценки.







Список литературы:

Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.

Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка). - http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm

Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб.пособие // М. А. Бовтенко - Новосибирск. 2005. – 112 с.

Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты//Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999

5. Горбунова О.В. Использование технологии веб-квест в образовательном процессе.-http://inshakovaox.jimdo.com/методические-работы/повышение-квалификации/использование-технологии-веб-квест-в-образовательном-процессе-вариативный-модуль-72-часа/

6. Доклады конференции. Технология Веб-квест. «Плюсы» и «минусы».- http://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=10038&showentry=3371

7. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. http://iktylka.blogspot.com/2009/02/5.html

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф.

Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся//Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7.

Президентская инициатива «Наша новая школа» - nasha-novaya-shkola@yandex.ru

Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/

Создание веб-квестов http://itteachers.jimdo.com/создание-веб-квестов/

Технология веб-квест как интерактивная образовательная среда.https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=10038&showentry=2674

Web-квест интересная технология или бесполезно-потраченное время?https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=10038&showentry=2674























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации