Проектная деятельность - одна из форм организации воспитательной работы в начальных классах
Проектная деятельность - одна из форм организации воспитательной работы в начальных классах
Путилина Наталья Прокопьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8 им. Бусыгина М.И.»
г. Усть-Илимска Иркутской обл.
«Образование в современном мире играет одну из главных ролей, поскольку является основным источником генерирования, совершенствования и развития человеческого капитала. В связи с постоянными и быстрыми изменениями технологий, главным образом информационных, а также различного рода инновациями в социально-экономической сфере, наблюдается постепенная модификация системы образования Российской Федерации. В условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических процессов в мире главной целью современного образования, помимо приобретения знаний, становится выработка у учащихся навыков и компетенций, которые позволят им максимально эффективно функционировать в стремительно изменяющейся среде.»
(Из проекта документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г.)
Из этой цитаты следует, что современная школа должна формировать не только знания, умения и навыки, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
В поисках ответа на возникающие вопросы педагоги пробуют использовать в своей деятельности разные формы и методы учебно-воспитательной работы: деятельностные, практико-ориентированные, рефлексивные и др. Ведущее место сред них принадлежит методов проектов.
Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования.
Проектирование – это комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проекта как бы автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора) осваивают новые понятия, представления о различных сферах жизни, об отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь. Кроме того, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия ребёнка в социальном самоуправлении. Также проектирование есть специфический индивидуально - творческий процесс, требующий от каждого участника оригинально новых решений, и в то же время процесс коллективного творчества. За счёт обретения навыков работы в режиме группового творчества, интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего, способность к рефлексии, целеполаганию, выбору адекватных решений, и, конечно, умению выстраивать из частей целое.
Т.о. проектирование становится средством социального и интеллектуально- творческого саморазвития всех субъектов образования.
«Всё, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - это основной тезис современного понимания проектной деятельности.
В своей статье я не буде останавливаться на учебных проектах, т.к. это стало обязательной составляющей современного образовательного процесса.
Меня, как педагога начальной, привлекает использование проектной деятельности в воспитательной работе с детьми. Почему?
Планируя воспитательную работу в классе, педагоги ставят перед собой ряд целей и задач. Отдельно проводимые мероприятия не решают этих задач комплексно.
При работе над проектом, особенно долгосрочным, эти задачи достаточно общие, конкретизируются, уточняются, что делает их реальными и достижимыми, а поэтому более значимыми и ценными. И получается, что работа по выполнению определённого проекта, это тот стержень, на котором можно строить всю воспитательную работу в классе.
Участие в общественно - коллективной деятельности, причем социально признаваемой и одобряемой, позволяет ребёнку лучше осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у него общественно-направленную мотивацию.
Говоря об использовании проектной деятельности в воспитательной работе, нельзя не сказать о том, что она положительно влияет и на процесс обучения. Т.к. именно в этой деятельности формируются общеучебные умения и навыки:
рефлексивные
поисковые умения
навыки работы в сотрудничестве
коммуникативные
презентационные
Все эти умения включают в себя такие компоненты учебной деятельности, как целеполагание, планирование, действия оценки и контроля, формирование которых является основной задачей системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, в которой я работаю. Практика показала, что полученные во внеклассной работе навыки проектной деятельности дети легко переносят в учебную деятельность.
Так, например, выполнив два долгосрочных проекта «Улицы моего города» и «Тебе, мой Усть-Илимск» во 2 и 3 классах, дети без труда справились с задачами проектного урока по окружающему миру «Жизнь древних славян» в 4 классе.
В заключении отмечу, что проектный метод – это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач выполняемого проекта, интегрирующий в себе групповые, рефлексивные, исследовательские, поисковые методы работы. Кроме того, метод проектов – это дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала.