Вечер-ярмарка «Ягодный экстракт» для учащихся среднего и старшего возраста «Плодово-ягодные культуры Крайнего Севера»
Презентация к мероприятию Ягодный экстракт
PPTX / 9.25 Мб
/data/files/v1649451278.pptx (Презентация к мероприятию Ягодный экстракт)Вечер – ярмарка «Ягодный экстракт» для учащихся среднего и старшего возраста
по теме «Плодово–ягодные культуры Крайнего Севера».
Автор учитель биологии МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района» (филиал «Соянская средняя школа») Архангельская область
Цели и задачи: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся через использование занимательных заданий по краеведческой теме, рассмотреть вопросы биологии ягодных культур, их практического значения, способствовать сплочению классного коллектива и развитию коммуникативных умений.
Оборудование: презентация «Ягодные культуры», подготовленная в ходе проектной деятельности кружковцами, проектор, экран, гербарии растений, гербарии листьев плодово-ягодных растений, собранных кружковцами во время экскурсий в лес и на болото.
Вступительное слово ведущего: Леса, болота, поймы рек и речушек изобилуют дикорастущими ягодниками. Каждый год в борах и ельниках, на вырубках поспевает очень много малины, черники, брусники и другой ягоды. Ягодные культуры, или ягодники, - большая группа многолетних дикорастущих и культурных древесных, кустарниковых, полукустарниковых и травянистых растений, дающих съедобные плоды, называемые в быту ягодами.
Сегодня мы проводим мероприятие «Ягодный экстракт». (Экстра́кт, или вы́тяжка — (лат. Extractum) концентрированное извлечение из лекарственного растительного сырья, представляющее собой подвижные, вязкие жидкости или сухие массы). В качестве сырья будут ягодные культуры нашего края, всем хорошо знакомые с детства, концентрацией – знания, которые вы сегодня и продемонстрируете, и получите. Каждый класс заранее готовился к мероприятию. Сегодня наш кабинет биологии наполнился особыми ароматами, которые издают ваши ягодные блюда. Конечно, сегодня мы сможем всё это попробовать, но прежде на празднике вас ждут несколько ягодных конкурсов. И принимать участие вы будете классными командами. Сегодня играют 4 команды: 6 класс, 8 класс, 9 класс, 11 класс. Первый этап включает 3 конкурсных задания, по завершению которых команда, занявшая меньше всего очков, сходит с соревновательной дистанции. Затем второй этап – 2 конкурсных задания, также завершается подведением итогов и мы прощаемся ещё с одной командой. Две оставшиеся команды выходят в третий этап – финальный и участвуют всего в одном конкурсе. Так определяется класс - победитель! Между заданиями мы будем смотреть презентацию. А также представлять свои конкурсные блюда. За всем следить, считать и пробовать ваши блюда будет многоуважаемое жюри:
Итак, начинаем.
Слайд 2. Интересно о малине. Малина.
1 КОНКУРС «СЛОВЕСНАЯ ДУЭЛЬ» - за 1минуту написать как можно больше названий дикорастущих плодово – ягодных культур.
Листочки и карандаши.
Через 1 мин начинаем словесную дуэль. Верные ответы отмечаем плюсами. Сдаём жюри: критерии оценивания:
4 балла, 3 балла, 2 балла, 1 балл.
Слайд 3. Интересно о морошке.
ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРВОГО БЛЮДА.
Работа жюри.
2 КОНКУРС «НЕМОЙ ГЕРБАРИЙ» - узнать как можно больше листьев плодово-ягодных кустарников, кустарничков и деревьев нашей местности.
Листочки и карандаши.
Ведущий подходит вместе с членами жюри и проверяет. Критерии оценивания: сколько верных ответов, столько баллов.
Слайд 4. Интересно о рябине.
3 КОНКУРС «РЕБУСЫ» - расшифровать и написать на листочке названия ягод. Сдать жюри.
Листочки и карандаши.
Ведущий открывает слайды 5, 6, 7 с ребусами, открывает верные ответы и демонстрирует фотографии ягодных растений наших мест.
Критерии оценивания: 1,2,3 балла (по количеству ответов).
ЖЮРИ ПОДВОДИТ ПЕРВЫЕ ИТОГИ.
Слайд 8. Интересно о чернике.
Слайд 9. Интересно о бруснике.
ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВТОРОГО БЛЮДА.
Работа жюри.
Объявляются первые итоги. Одна из команд сходит с дистанции, занимает места в зале.
Слайд 10. Интересно о клюкве.
4 КОНКУРС «ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС» - играет только два игрока от команды.
Игра «Звёздный час».
Перед вами 5 наших северных плодово – ягодных растений: рябина № 1, жимолость №2, черника №3, брусника №4, голубика №5.
Задание 1. Какое из этих растений типичный вечнозелёный кустарник? (№4).
Задание 2. Если этих ягод родилось очень много, то в народе говорят, можно ждать долгой теплой осени, с затяжными дождями и холодной зимы со снегом. (№1).
Задание 3.Кустики высотой до 30 см и более, на них мелкие сизоватые листочки. Поначалу и ягод – то не видно – всё будто листочки. Но, приглядевшись получше, ты с удивлением замечаешь, что кустик сплошь усыпан ягодами. Они почти под цвет листьев, сизовато – синие. Теперь уже ты почти не видишь листочков, одни ягоды. (№5).
Задание 4. Мягкие, мягкие листики, покрытые шелковистыми волосками, и забавные «рогатые» цветочки бледно – жёлтые. Они сидят на тонких ветках парами. Воздух вокруг них замечательно свежий – так приятно пахнут эти цветы. Особенно свежо и сильно они пахнут перед дождём. (№2).
Задание 5. Обычно это растение растёт среди хвойных деревьев. Маленький ягодный кустарничек хранит для дерева влагу. А деревья своей тенью оберегают его от палящего солнца. (№3).
Задание 6. Тёмно – голубые горькие ягоды появляются на этом растении в середине лета, раньше всех. Рви и ешь на здоровье! (№2).
Задание 7. Какое из этих растений ошибочно называют пьяника или дурника? (№5).
Дополнение: названия «водопьянка», «дурника», «пьяника» связаны с тем, что рядом с голубикой растет багульник болотный. Кандидат биологических наук Дмитрий Донсков отмечал, что люди, собиравшие голубику, испытывали головокружение и головную боль от ядовитого запаха багульника, но приписывали это опьяняющее действие ягодам голубики, которые съедали при их сборе.
Критерии оценивания: За каждый правильный ответ хотя бы одного игрока команда получает балл, за каждый совместный правильный ответ – дополнительный балл.
Карточки с номерами 1,2,3,4,5.
Жюри внимательно следит за поднятыми ответами.
ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО БЛЮДА.
Работа жюри.
Слайд 12, 13. Интересно о голубике.
5 КОНКУРС «СОБЕРИ СЛОВО» - названия 7 ягод рассыпались на части. Соберите эти названия, запишите, отгадайте ключевое слово (название 8 – й ягоды), запишите и подчеркните те ягоды, которые в наших краях не растут.
Критерии оценивания: Важно: кто быстрее и правильнее. Максимально 10 баллов и по дополнительному баллу за скорость.
Ведущий зачитывает верные ответы.
ЗАЩИТА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧЕТВЁРТОГО БЛЮДА.
Работа жюри.
Слайд 14, 15. Интересно о жимолости.
В | 4? | Ш | | Е | Ж | Е | | Н | Я |
Н | И | К | 6? | | С | М | О | | Ч | Е | Р |
1? | О | Д | И | Н | А | | М | А |
Н | И | К | А | | З | Е | М | Л | 2? |
К | Л | У | 3? | | В | И | К | А |
Л | И | 5? | А | | Н | И | К | А |
Жюри объявляет итоги. Вторая команда сходит с дистанции, занимает место в зале.
6 КОНКУРС «ВИКТОРИНА» - ведущий называет вопросы, кто знает, поднимают руку. Если команды ответа не знают, вопрос в зал.
Критерии оценивания: кто больше ответит, тот и победил!
6 конкурс. ФИНАЛЬНЫЙ.
Викторина «Кто быстрее?».
Какую ягоду называют «северным лимоном»? (Клюкву).
Какая ягода наших мест имеет сразу четыре названия? Назовите их. (Водяника, шикша, сиха, вороника). Слайд 16.
Плоды этого растения при созревании легко осыпаются, за что его назвали сыпучка. Назовите это растение. (Малина).
Как различить чёрную и красную смородин в период цветения? (По запаху листьев. Листья чёрной смородины более пахучие, чем красной).
Как у нас в народе называют жимолость? (Кобылины ягоды).
Какую болотную ягоду называют «северный апельсин»? (Морошку).
Назовите ядовитые плодово-ягодные растения нашего края? (Волчье лыко, вороний глаз, воронец). Слайды 17, 18,19. Дополнение учителя слайд 20, 21.
Плоды какого растения сравнивают с агатом, а какого с рубином? (Чёрная смородина, красная смородина).
Про какую ягоду можно сказать «головы не поднимает?» (Про клюкву).
Какую ягоду называют «северным гранатом» (Костяника).
Какая ягода бывает и чёрная, и синяя? (Черника).
Какую ягоду называют «северным ананасом» В наших лесах она цветёт обильно, но не плодоносит (Княженика).
Какую ягоду называют «зимней ягодкой»? (Рябину, так как её ягоды становятся сладкими только после первых морозов)
Жюри объявляет итоги конкурса ягодных блюд.
Ведущий благодарит всех за участие.
Рефлексия: девиз нашего праздника Играя, познаю. Кто объяснит, почему?
Ломаченко Елена Ивановна
Нечаева Татьяна Александровна