"Веселый язычок"
Программа формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения «Весёлый язычок».
Пояснительная записка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Занятия по данной программе в основном являются начальным этапом коррекционного процесса направленного на устранения речевых трудностей. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков-фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Занятия поводятся в форме игры и вызывают естественный интерес ребенка. Специалист, реализующий программу, использует индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его темп овладения двигательными навыками, не допускается критика и резкие замечания. Стимуляцией к правильному выполнению упражнения является похвала достижений ребенка. В содержании программы коррекции учтены общие и специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, новые вариативные формы организации ранней коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями речевой патологии.
Участники программы: Дети 5-6 лет.
Возрастные особенности детей пятилетнего возраста.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Цель программы:
выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
сформированность полноценной фонетической системы языка.
развитие зрительного гнозиса, мелкой моторики рук.
Задачи программы:
Повысить качество произносимых звуков у детей;
Развить и совершенствовать комплексы движений артикуляционных органов;
Формировать первоначальные навыки звукового анализа;
Автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
Формировать фонематическое восприятие;
Развивать умение выделять нужный звук в речи, находить его место в слове, сравнивать со звуками, сходными по произношению;
Средства реализации: Занятия проводятся в группах два раза в неделю. Продолжительность курса 40 занятий по 20 минут каждое.
Ожидаемые результаты:
Развитие и совершенствование комплекса движений артикуляционных органов.
Расширение словарного запаса детей
Устранение речевых дефектов.
Сформированность грамматически правильной речи.
Практическое использование в речи лексических и грамматических средств языка.
Сформированность лексико-грамматических категорий.
Сформированность первоначальных навыков звукового анализа.
Автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных речевых ситуациях.
Диагностика проводится два раза за время обучения: в начале обучения и в конце обучения по материалам тестовой методики Т.А. Фотековой.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Диагностика. (2 часа)
Тестовая методика диагностики речи по Фотековой Т.А.
2. Звуки окружающего мира (1 час)
Познакомить с понятием «звук», научить различать звуки (речевые, музыкальные); развивать навыки звукового анализа и синтеза; познакомить детей с темой «Овощи и фрукты»; научить ориентироваться на плоскости листа.
3. Органы артикуляции. (4 часа)
Познакомить с органами артикуляции, дать их чёткое название. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков, на основе слов, близких по звуковому составу.
4. Понятие о звуковом ряде. Звук [а]. (2 часа)
Выделение гласного звука [а] из потока звуков. Дать понятие «ряд», расширять словарь по теме «Овощи и фрукты»; развивать мелкую моторику рук.
5. Звук [у]. (2 часа)
Выделение гласного звука в начале слова (утка, удочка, улица), среди других гласных звуков. Артикуляционная гимнастика, игры «Тихо-громко», «Третий лишний», «Спрашиваю - отвечай», «Скажи ласково»,
6. Звук [и] (1 час)
Выделение гласного звука в начале слова (Ира, ива, индюк, игра). Артикуляционная гимнастика, игры «Поймай звук», «Назови ласково», «Доскажи словечко».
7. Звуки [а] [и] [у] (2 часа)
Закрепить артикуляцию звуков, звуковой анализ сочетаний ау, уа, ауи, развивать конструктивные навыки «Сделай так же», артикуляционная гимнастика, игры «Живые звуки», «Угадай, что я говорю», «Один много».
8. Звук [Э] (1 час)
Учимся выделять звук вначале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными, игры «Назови первый звук», «Да-нет», «Путанница», загадки.
9. Звук [о] (1 час)
Учимся узнавать и правильно произносить звук, выделяем его в начале слова, развиваем графические навыки детей, учимся составлять описательные рассказы. Артикуляционная гимнастика, игры «Добавь слово», «Третий лишний», «Составь предложения».
10. Звук [б] (1 час)
Учимся выделять звук из других согласных, определять позицию звука в слове (в начале, в середине), развиваем глазомер и гнозис (заштриховать белочку в дупле, чтобы спрятать её от куницы), артикуляционная гимнастика, игры «Кто у них мама?», «Загадки и отгадки», «Составь предложения».
11. Звуки [б] [б`] (1 час)
Учиться различать твёрдые и мягкие звуки, звуковой анализ слогов аб-би, учиться пересказывать, игры «Доскажи словечко», «Закончи слово», «Домики», «Подушка - камень», артикуляционная гимнастика.
12. Звуки [б] [п] (1 час)
Научить дифференцировать звонкие и глухие звуки, полный анализ односложного слова «бим», развивать мелкую моторику рук, артикуляционная гимнастика, игры «добавь словечко», «Разложи картинки», «Загадка отгадка».
13. Звук [в] (1 час)
Научить выделять звук в речи, определять позицию звука (в начале, в середине), звуковой анализ слова «ива», закрепление пространственных отношений.
14. Звуки [в] [в`] (1 час)
Учиться различать твёрдые и мягкие звуки, развивать графические умения и навыки. Артикуляционная гимнастика.
15. Звук [д] (1час)
Научить выделять звук в речи, развивать ориентировку в пространстве. Артикуляционная гимнастика, чистоговорки, игры «Звуковая птичка», «Найди звук», «Звук убежал».
16. Звуки [д] [д`] (1 час)
Учит различать звуки, звуковому анализу на примере слова «дом», развивать навыки согласования существительных женского и мужского рода.
17. Гласные и согласные звуки (1 час)
Закреплять умение различать гласные и согласные звуки, научить выделять гласный звук в середине односложных слов, развивать графические умения и навыки, артикуляционная гимнастика, игры «Узнай звук», «Продолжи слово», «Отгадай звук», «Звуковые бусы», «Где звук живёт?», «Скажи наоборот».
18. Звук [т](1 час)
Научить выделять звук в потоке звуков, определять позицию звука (в начале, в середине, в конце), провести звуковой анализ на примере слова «Том», образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
19. Звуки [т] [т`] (1 час)
Научить дифференцировать звонкие и глухие звуки, учить употреблять в речи глаголы в единственном и множественном числе настоящего и прошедшего времени, развивать сенсомоторные навыки.
20. Звуки [д] [т] (1 час)
Научить дифференцировать звуки, научить образовывать сравнительную степень прилагательных, развивать сенсомоторные навыки.
21. Звук [ф] (1 час)
Учимся выделять звук из других согласных, определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце), учить делить слова на слоги, различать короткие и длинные слова, научить подбирать слова- признаки по вопросам, закреплять навык ориентировки на плоскости листа.
22. Звуки [ф] [ф`] (1 час)
Учить различать твёрдые и мягкие звуки, учимся образовывать существительные с помощью суффиксов, развивать мелкую моторику рук.
23. Звуки [в] [ф] (1 час)
Научить дифференцировать звуки, образовывать форму творительного падежа, развивать графические умения и навыки.
24. Звук [к] (1 час)
Научить выделять звук в потоке звуков, определять позицию звука (в начале, в середине, в конце), провести звуковой анализ на примере слова «Кот», проверить знания об использовании притяжательных местоимений.
25. Звуки [к] [к`] (1 час)
Учить различать твёрдые и мягкие звуки, проводить звуковой анализ на примере слова «Кит», игры «Подушка – камень», «Добавь звук».
26. Звук [г] (1 час)
Научить выделять звук в потоке звуков, определять позицию звука (в начале, в середине, в конце) образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
27. Звуки [г] [г`] (1 час)
Учит различать звуки, звуковому анализу на примере слова «дом», развивать навыки согласования существительных женского и мужского рода.
28. Звуки [г] [к] (1 час)
Научить дифференцировать звуки, образовывать форму творительного падежа, развивать графические умения и навыки.
29. Закрепление пройденного (гласные и согласные звуки) (2 часа)
Повторить знакомые детям звуки, познакомить с понятие «слог», научиться синтезу звуков в односложных словах, научиться правильному употреблению притяжательных прилагательных.
30. Звук [с] (3 часа)
Научить выделять звук в потоке звуков, определять позицию звука (в начале, в середине, в конце) образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, уметь определять отсутствие или наличие в слове, развивать мелкую моторику рук.
31. Звуки [c] [c`] (1час)
Учит различать звуки, звуковому анализу на примере слова «дом», развивать навыки согласования существительных женского и мужского рода.
32. Звук [з] (2 час)
Научить выделять звук в потоке звуков, определять позицию звука (в начале, в середине)
33. Звуки [з] [з`] (1 час)
Учить различать твёрдые и мягкие звуки, учимся образовывать существительные с помощью суффиксов, развивать мелкую моторику рук.
34. Звуки [з] [с] (1 час)
Научить дифференцировать звуки, усвоить, что такое многозначность слова, закрепляем навык звукового анализа и синтеза, развивать пространственное воображение.
35. Звук [ш] (3 часа)
Научить выделять звук в потоке звуков, определять позицию звука (в начале, в середине, в конце) образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, уметь определять отсутствие или наличие в слове, развивать мелкую моторику рук, игры с мячом «Назови ласково», Третий лишний».
36. Звуки [с] [ш] (2 часа)
научить различать звуки, закреплять навык образования приставочных глаголов с приставками (в, у, по, пере, при), развивать конструктивные умения и навыки.
37. Звук [ц] (1 час)
Научить выделять звук в потоке речи, определять его место в слове (в начале, в середине, в конце); закреплять навык проведения звукового анализа слова (на примере слова птица); научиться правильно согласовывать притяжательные местоимения мой, моя с существительными; развивать зрительный гнозис.
38.Звуки [ц] [c] (1час)
Учиться различать звуки, дать понятие словам – антонимам, развивать мелкую моторику рук.
39. Звук [ж] (3 часа)
Научить различать и называть звук среди других согласных, находить его в словах (в начале, в середине); научить согласовывать числительные с существительными, развивать фонематический слух.
40. Звуки [з] [ж] (2 часа)
Уметь различать звуки; научить образовывать прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксоф –еньк-, - оньк-; закреплять деление слов на слоги, развивать зрительный гнозис.
41. Звуки [ш] [ж] (2 часа)
Научить дифференцировать звуки, усвоение притяжательных местоимений мой, моя в сочетании с существительными, развивать мелкую моторику рук.
42. Звук [ч] (2 часа)
Уметь выделять звук в речи, различать и называть его, находить его в словах
(в начале, в середине, в конце); научиться образовывать относительные прилагательные, развивать сенсомоторные навыки, провести звуко - слоговой анализ слова жучки; научить согласовывать существительных с прилагательными в единственном и множественном числе; развивать графические умения и навыки.
43. Звуки [ч] [ц] (1 час)
Научить различать звуки, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, учиться составлять предложения по опорным словам; развивать мелкую моторику рук.
44. Звуки [щ] (2часа)
Учить выделять звук в речи, познакомить с понятием «синтез звуков в слове», научить образовывать сравнительную степень прилагательных, развивать графические умения и навыки, умение определять наличие или отсутствие звука в слове, позицию звука (в начале, в середине, в конце), употреблять слова-антонимы, закреплять пространственное отношение.
45. Звуки [ч] [щ] (2 часа)
Уметь дифференцировать звуки, образовывать притяжательные прилагательные, закреплять умение ориентироваться на плоскости листа.
46. Звуковой анализ слов; ударение (2 часа)
Уточнить понятие «звук», учить звуковому анализу, познакомить с ударением, научить образовывать слова со значением преувеличения.
47. Предложение, звукослоговой анализ слов (2 часа)
Закрепить знания о звуках, научить их различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, работать с предложением, согласовывать существительные с прилагательными.
48. Заключительная диагностика (2 часа)
Тестовая методика диагностики речи по Фотековой Т.А.
Тематическое календарное планирование
№ п/п | Темы занятий | Часы |
I | Диагностика | 2 |
II | Звуки окружающего мира | 1 |
III | Органы артикуляции | 4 |
IV | Волшебные звуки | 59 |
1. | Понятие о звуковом ряде. Звук [а] | 2 |
2. | Звук [у] | 2 |
3. | Звук [и] | 1 |
4. | Звуки [а] [и] [у] | 2 |
5. | Звук [э] | 1 |
6. | Звук [о] | 1 |
7. | Звук [б] | 1 |
8. | Звуки [б] [б`] | 1 |
9. | Звуки [б] [п] | 1 |
10. | Звук [в] | 1 |
11. | Звуки [в] [в`] | 1 |
12. | Звук [д] | 1 |
13. | Звуки [д] [д`] | 1 |
14. | Гласные и согласные звуки | 1 |
15. | Звук [т] | 1 |
16. | Звуки [т] [т`] | 1 |
17. | Звуки [д] [т] | 1 |
18. | Звук [ф] | 1 |
19. | Звуки [ф] [ф`] | 1 |
20. | Звуки [в] [ф] | 1 |
21. | Звук [к] | 1 |
22. | Звуки [к] [к`] | 1 |
23. | Звук [г] | 1 |
24. | Звуки [г] [г`] | 1 |
25. | Звуки [г] [к] | 1 |
26. | Закрепление пройденного (гласные и согласные звуки) | 2 |
27. | Звук [с] | 3 |
28. | Звуки [c] [c`] | 1 |
29. | Звук [з] | 2 |
30. | Звуки [з] [з`] | 1 |
31. | Звуки [з] [с] | 1 |
32. | Звук [ш] | 3 |
33. | Звуки [с] [ш] | 2 |
34. | Звук [ц] | 1 |
35. | Звуки [ц] [c] | 1 |
36. | Звук [ж] | 3 |
37. | Звуки [з] [ж] | 2 |
38. | Звуки [ш] [ж] | 2 |
39. | Звук [ч] | 2 |
40. | Звуки [ч] [ц] | 1 |
41. | Звуки [щ] | 2 |
42. | Звуки [ч] [щ] | 2 |
V | Звуковой анализ слов; ударение | 2 |
VI | Предложение, звукослоговой анализ слов | 2 |
VII | Заключительная диагностика | 2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Диагностика | 4 |
2. | Звуки окружающего мира | 1 |
3. | Органы артикуляции | 4 |
4. | Волшебные звуки | 59 |
5. | Звуковой анализ слов; ударение | 2 |
6. | Предложение, звукослоговой анализ слов | 2 |
Примечание: количество учебных недель – 36 недель
учебная недельная нагрузка – 2 часа в неделю
наполняемость групп – по 12 человек
Список литературы.
Краузе Е.Н. «Практическая логопедия»
Будённая Т.В. «Логопедическая гимнастика»
Кыласова Л.Е. «Развитие речи: Дошкольник»
Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»
Лиманская О.Н. «Конспекты логопедических занятий» - первый год обучения
Визель Т.Г. «Логопедические упражнения на каждый день»
Баскакина И.В., Лынская М.И. «Звенелочка» - логопедическая тетрадь
Бочкарёва О.В. «Логопедия. Подготовительная группа» - разработки занятий
Ткаченко Т.И. «Если ребёнок плохо говорит»
Баскакина И.В., Лынская М.И. «Чаепитие на даче у [Ч]» - популярная логопедия, рабочая тетрадь на закрепление звукопроизношения [Ч]
Баскакина И.В. Логопедические игры «День рождения звука [Р]»
Справочник старшего воспитателя ДУ – журнал №7 2010г.
Скворцова И.В. «Логопедические игры»
Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка»-логопедические игры на закрепление звукопроизношения [С]
Баскакина И.В., Лынская М.И. «Цоколочка» - логопедические игры на закрепление звукопроизношения [Ц]