Дополнительная общеобразовательная программа «Весёлый язычок» (1–4 классы)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Весёлый язычок»
Год разработки: 2020
Направление: социальное
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации:1 год
Разработчик: Кузьменко Е.О.
1 квалификационная категория
г. Пыть – Ях,
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности.
Формирование коммуникативной компетенции является одной из важнейших задач ФГОС, одним из значимых результатов школьного обучения.
Однако в современном обществе существует большая проблема – это обучение детей государственному русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычием. Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.
Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.
Традиционно, детей, которые сразу начинают говорить на двух языках, называют билингвами. Билингвы – это те, кто вырос в семье двуязычия. Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным.
Дети-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют русским языком лишь на бытовом уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает определенные трудности.
Большая часть детей, у которых родной язык русский, приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка. У детей других национальностей (чаще всего у аварцев, азербайджанцев) уровень владения русским языком различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. У детей наблюдается:
низкий словарный запас, незнание некоторых слов, а также неточное, недифференцированное употребление многих лексических значений слов.
слабое владение функцией словоизменения и словообразования;
большое количество аграмматизмов;
ошибки в использовании падежей,
ошибки в письменной речи, такие как, пропуски согласных, искажение структуры предложения, нарушение предложно-падежных конструкций, ошибки употребления йотированных гласных и другие.
В результате, можно сделать вывод, что русская речь этих детей обеднена. Недостаточная степень владения языком создает у детей-инофонов проблемы общения со сверстниками и учителями. Диагноз может быть различным – от фонетико-фонематического недоразвития до общего недоразвития речи любого уровня, отягощённого билингвизмом.
Решение данной проблемы возможно через разработку и реализацию рабочей программы для детей слабо владеющих русским языком.
Настоящая рабочая программа «Веселый язычок» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
- Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)
на основе:
- примерной образовательной программы начального общего образования;
- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№4.
Цель программы: развитие речевой и социальной адаптации детей-инофонов посредством повышения уровня владения русской речью.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
Задачи:
- Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.
- Формирование навыков словообразования и словоизменения.
- Обучение правильному грамматическому оформлению предложений.
- Формирование связной речи.
- Развитие артикуляционных навыков.
- Развитие фонематического восприятия.
- Развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления.
- Формирование навыков общения на русском языке.
-Воспитание чуткости к грамматической правильности своей речи на неродном (русском) языке.
- Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Направления работы:
формирование у детей правильного звукопроизношения;
формирование фонематического восприятия;
развитие связной речи;
воспитание и социализация детей с опорой на языковые ценности носителей языка.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Занимательность.
Наглядность.
Доступность.
Индивидуальный подход к учащимся.
Методы и формы занятий:
- беседа;
-ролевая игра;
-упражнения по межличностной коммуникации;
-дыхательные и двигательные упражнения;
-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа);
-уроки с использованием ИКТ технологий;
-игровые и проблемные ситуации,
-дидактические игры на развитие познавательных процессов,
-чтение и инсценирование;
-слушание и заучивание стихов, рассказов,
-речевые игры,
-работа над произношением в целях развития фонологических, грамматических, коммуникативных навыков.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Критерии оценки эффективности курса:
Основными критериями оценки эффективности данной программы являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в начале учебного года, повторное — по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.
Предполагаемые результаты:
1. Усвоить правильное произношение звуков речи;
2. Уметь четко различать и дифференцировать усвоенные звуки речи.
3. Уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры.
4. Давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки.
5. Описывать собственные действия и действия других лиц, указав время действия.
6. Уметь рассказывать о себе, о своей семье, друзьях и прочее.
7. Строить рассказ по сюжетной картинке.
8. Уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации.
9. Повышение самооценки у участников группы.
Список литературы.
Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.
Гаврикова М.Ю. «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи. 1-4 класс».- М.:ВАКО,2007.
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.
Жиренко О.Е.Гайдина Л.И. «Учим русский с увлечением-2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы».-М.:5 ЗА ЗНАНИЯ,2005.
Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-П. 1998.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
Пожиленко Е.А. Волженский мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
Календарно – тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год.
№ | Грамматические темы | Лексические темы | Содержание | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | |
1 | Диагностика | | Исследование устной речи детей. | 1.09-4.09 | | | |
2-3 | Слова, обозначающие предметы. | Школа, учебные принадлежности, игрушки, дом, животные. | Знакомство со словами-предметами. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем. Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов кто? -что? Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, памяти. | 7.09-11.09 14.09-18.09 | | | |
4 | Единственное и множественное число существительных. | Учебные принадлежности, игрушки, домашние животные, части тела. | Формирование практических навыков словоизменения. Знакомство с числительным один, одна. | 21.09-25.09 28.09-2.10 | | | |
5 | Слова, обозначающие действия предметов. | Домашние животные. | Образование слов-действий от звукоподражаний типа «мяу» -мяукает, «му» -мычит. Подбор слов-предметов к словам-действиям. Развитие артикуляционной моторики. | 5.10-9.10 | | | |
6 | Простое двусоставное нераспространенное предложение. | Дикие животные. Детеныши животных. | Знакомство с понятием «Предложение». Составление предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без нее. Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук. | 12.10-16.10 | | | |
7 | Согласование существительного и глагола в числе. | На уроке. На перемене. В лесу. | Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти. | 19.10-23.10 26.10-30.10 | | | |
8 | Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде. | Части суток. Режим дня. Семья. | Образование глаголов прошедшего времени. Развитие фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата. | 9.11-13.09 16.11-20.11 | | | |
9-10 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Овощи. Фрукты. Одежда. Цветы. Деревья. | Знакомство со словами, обозначающими признаки. Подбор признаков к предметам. Образование относительных прилагательных от существительных. Совершенствование навыков словообразования. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Развитие речевой произвольности и коммуникативных навыков. | 23.11-27.11 | | | |
11 | Согласование прилагательного с существительным в роде, числе.. | Одежда. Овощи. Фрукты. Цветы. Мебель. | 30.11-4.12 7.12-11.12 | | | ||
12 | Местоимения мой, моя. | Одежда. Семья. Игрушки. | Согласование местоимений и существительных в роде. Подбор существительных к местоимениям. Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью. | 14.12-18.12 | | | |
13 | Местоимения чей, чья. | Животные, одежда, учебные принадлежности, игрушки. | Согласование местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимениям. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений чей, чья, мой, моя. Образование притяжательных прилагательных. Формирование практических навыков правильного употребления местоимений. | 21.12-25.12 | | | |
14 | Форма винительного падежа существительного без предлогов. | Продукты питания. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование винительного падежа существительных. Активизация словарного запаса. | 11.01-15.01 | | | |
15 | Форма дательного падежа существительного без предлогов. | Домашние животные. | Распределение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование дательного падежа существительных. Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти. | 18.01-22.01 | | | |
16 | Форма родительного падежа существительного без предлогов. | Птицы. Животные. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование родительного падежа существительных. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения. | 25.01-29.01 | | | |
17 | Форма творительного падежа существительного без предлогов. | Профессии. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование творительного падежа существительных. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных без предлогов. | 1.02-5.02 | | | |
18 | Форма винительного падежа прилагательного. | Продукты питания. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в винительном падеже. | 8.02-12.02 | | | |
19 | Форма дательного падежа прилагательного. | День рождения. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в дательном падеже. | 15.02-19.02 | | | |
20 | Форма родительного падежа прилагательного. | Птицы. Животные. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в родительном падеже. | 22.02-26.02 | | | |
21 | Форма творительного падежа прилагательного. | Продукты питания. | Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм прилагательных без предлогов. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в творительном падеже. Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения. | 1.03-5.03 | | | |
22-23 | Закрепление падежных форм существительного и прилагательного без предлогов. | Повторение ранее изученных тем. | Распространение простого предложения. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных и прилагательных без предлогов. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в падеже. | 8.03-12.03 | | | |
24 | Предлоги в, на. | Мебель. | Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. | 15.03-19.03 | | | |
25 | Предлоги с, со. | Посуда. | Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок. Распространение простого двусоставного предложения определением, дополнением. | 29.03-2.04 | | | |
26 | Предлоги по, к. | Дом и его части. | Распространение простого двусоставного предложения обстоятельством. Пересказ текста с опорой на картинный план, по представлению. | 5.04-9.04 | | | |
27 | Предлоги от, у. | Город, транспорт. | Составление рассказов по сюжетной картинке, серии картин, по картинному плану. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Распространение простого двусоставного предложения определением, обстоятельством, дополнением. | 12.04-16.04 | | | |
28-29 | Закрепление всех отработанных предлогов. | Времена года. В саду. На огороде. В лесу. | Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям. | 19.04-23.04 26.04-30.04 | | | |
30-33 | Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин, по схеме. | Повторение. | Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлениям. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности. | 3.05-7.05 10.05-14.05 | | | |
34 | Диагностика. | | Исследование устной речи детей. | 17.05-21.05 | | |