12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьменко Екатерина Олеговна44
Россия, Ханты-Мансийский АО, Пыть-Ях






























ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Весёлый язычок»




Год разработки: 2020

Направление: социальное

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации:1 год










Разработчик: Кузьменко Е.О.

1 квалификационная категория










г. Пыть – Ях,

2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности.

Формирование коммуникативной компетенции является одной из важнейших задач ФГОС, одним из значимых результатов школьного обучения.

Однако в современном обществе существует большая проблема – это обучение детей государственному русскому языку с разным уровнем развития речи, а тем более двуязычием. Это обусловлено как происходящими в последние годы миграционными процессами, так и исторически сложившимся национальным составом региона.

Всех детей-мигрантов разделяют на две группы: дети-билингвы и дети - инофоны.

Традиционно, детей, которые сразу начинают говорить на двух языках, называют билингвами. Билингвы – это те, кто вырос в семье двуязычия. Для учащихся-билингвов русский язык является почти родным.

Дети-инофоны - это учащиеся, чьи семьи недавно мигрировали из стран ближнего зарубежья. Они владеют русским языком лишь на бытовом уровне. Дети часто не понимают значения многих употребляемых ими слов, т.к. дома родители в основном общаются со своими детьми на родном языке. В образовательном учреждении эти дети вынуждены общаться с педагогами и сверстниками только на русском языке, вследствие чего у них возникает языковой барьер, который создает определенные трудности.

Большая часть детей, у которых родной язык русский, приходит в школу, практически владея грамматикой родного языка. У детей других национальностей (чаще всего у аварцев, азербайджанцев) уровень владения русским языком различен: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи. У детей наблюдается:

низкий словарный запас, незнание некоторых слов, а также неточное, недифференцированное употребление многих лексических значений слов.

слабое владение функцией словоизменения и словообразования;

большое количество аграмматизмов;

ошибки в использовании падежей,

ошибки в письменной речи, такие как, пропуски согласных, искажение структуры предложения, нарушение предложно-падежных конструкций, ошибки употребления йотированных гласных и другие.

В результате, можно сделать вывод, что русская речь этих детей обеднена. Недостаточная степень владения языком создает у детей-инофонов проблемы общения со сверстниками и учителями. Диагноз может быть различным – от фонетико-фонематического недоразвития до общего недоразвития речи любого уровня, отягощённого билингвизмом.

Решение данной проблемы возможно через разработку и реализацию рабочей    программы для детей слабо владеющих русским языком.

        Настоящая рабочая   программа «Веселый язычок» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

- Указ Президента РФ от 19.12.2012г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;

- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)

на основе:

- примерной образовательной программы начального общего образования;

- учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы№4.

Цель программы: развитие речевой и социальной адаптации детей-инофонов посредством повышения уровня владения русской речью.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

Задачи:

- Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся.

- Формирование навыков словообразования и словоизменения.

- Обучение правильному грамматическому оформлению предложений.

- Формирование связной речи.

- Развитие артикуляционных навыков.

- Развитие фонематического восприятия.

- Развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления.

- Формирование навыков общения на русском языке.

-Воспитание чуткости к грамматической правильности своей речи на неродном (русском) языке.

- Воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.


Направления работы:

формирование у детей правильного звукопроизношения;

формирование фонематического восприятия;

развитие связной речи;

воспитание и социализация детей с опорой на языковые ценности носителей языка.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.

Занимательность.

Наглядность.

Доступность.

Индивидуальный подход к учащимся.

Методы и формы занятий:

- беседа;

-ролевая игра;

-упражнения по межличностной коммуникации;

-дыхательные и двигательные упражнения;

-методы самовыражения (в рисунке, в создании образа);

-уроки с использованием ИКТ технологий;

-игровые и проблемные ситуации,

-дидактические игры на развитие познавательных процессов,

-чтение и инсценирование;

-слушание и заучивание стихов, рассказов,

-речевые игры,

-работа над произношением в целях развития фонологических, грамматических, коммуникативных навыков.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Критерии оценки эффективности курса:

      Основными критериями оценки эффективности данной программы являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования. Первичное обследование проводится в начале учебного года, повторное — по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей.

Предполагаемые результаты:
1.    Усвоить правильное произношение звуков речи;
2.    Уметь четко различать и дифференцировать усвоенные звуки речи.

3. Уметь отчетливо произносить слоговые сочетания и слова различной ритмико-интонационной структуры.

4. Давать развернутое описание предмета (явления, ситуации), указав наиболее существенные признаки.

5. Описывать собственные действия и действия других лиц, указав время действия.

6. Уметь рассказывать о себе, о своей семье, друзьях и прочее.

7. Строить рассказ по сюжетной картинке.
8.    Уметь самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации.

9. Повышение самооценки у участников группы. 



Список литературы.

Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.

Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия. / Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.

Гаврикова М.Ю. «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи. 1-4 класс».- М.:ВАКО,2007.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006.

Жиренко О.Е.Гайдина Л.И. «Учим русский с увлечением-2. Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 классы».-М.:5 ЗА ЗНАНИЯ,2005.

Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-П. 1998.

Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.

Пожиленко Е.А. Волженский мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.


Календарно – тематическое планирование

на 2020-2021 учебный год.



Грамматические темы

Лексические темы

Содержание

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1


Диагностика


Исследование устной речи детей.

1.09-4.09



2-3



Слова, обозначающие предметы.

Школа, учебные принадлежности, игрушки, дом, животные.

Знакомство со словами-предметами. Активизация словарного запаса в рамках лексических тем. Предметы живые и неживые. Дифференциация вопросов кто? -что? Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, памяти.

7.09-11.09

14.09-18.09



4


Единственное и множественное число существительных.

Учебные принадлежности, игрушки, домашние животные, части тела.

Формирование практических навыков словоизменения. Знакомство с числительным один, одна.

21.09-25.09

28.09-2.10



5


Слова, обозначающие действия предметов.

Домашние животные.

Образование слов-действий от звукоподражаний типа «мяу» -мяукает, «му» -мычит.

Подбор слов-предметов к словам-действиям. Развитие артикуляционной моторики.


5.10-9.10



6


Простое двусоставное нераспространенное предложение.

Дикие животные. Детеныши животных.

Знакомство с понятием «Предложение». Составление предложений из двух слов с опорой на графическую схему и без нее. Развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук.


12.10-16.10



7


Согласование существительного и глагола в числе.

На уроке.

На перемене.

В лесу.

Знакомство с формами единственного и множественного числа глаголов. Формирование практических навыков согласования существительных и глаголов в числе. Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового внимания, памяти.


19.10-23.10

26.10-30.10



8


Согласование существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде.

Части суток.

Режим дня.

Семья.

Образование глаголов прошедшего времени. Развитие фонематического восприятия, подвижности органов артикуляционного аппарата.

9.11-13.09

16.11-20.11



9-10


Слова, обозначающие признаки предметов.

Овощи.

Фрукты.

Одежда.

Цветы.

Деревья.

Знакомство со словами, обозначающими признаки. Подбор признаков к предметам. Образование относительных прилагательных от существительных. Совершенствование навыков словообразования. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти. Развитие речевой произвольности и коммуникативных навыков.

23.11-27.11




11


Согласование прилагательного с существительным в роде, числе..

Одежда.

Овощи.

Фрукты.

Цветы.

Мебель.


30.11-4.12

7.12-11.12



12


Местоимения мой, моя.

Одежда.

Семья.

Игрушки.

Согласование местоимений и существительных в роде.

Подбор существительных к местоимениям. Развитие фонематического восприятия, внимания к языковым явлениям, навыков самоконтроля за речью.

14.12-18.12



13


Местоимения чей, чья.

Животные, одежда, учебные принадлежности, игрушки.

Согласование местоимений и существительных. Подбор существительных к местоимениям. Работа над вопросно-ответной формой речи с использованием местоимений чей, чья, мой, моя. Образование притяжательных прилагательных. Формирование практических навыков правильного употребления местоимений.

21.12-25.12



14


Форма винительного падежа существительного без предлогов.

Продукты питания.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование винительного падежа существительных. Активизация словарного запаса.


11.01-15.01



15


Форма дательного падежа существительного без предлогов.

Домашние животные.

Распределение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование дательного падежа существительных. Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти.

18.01-22.01



16


Форма родительного падежа существительного без предлогов.

Птицы.

Животные.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование родительного падежа существительных. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения.

25.01-29.01



17


Форма творительного падежа существительного без предлогов.

Профессии.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Образование творительного падежа существительных. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных без предлогов.

1.02-5.02



18


Форма винительного падежа прилагательного.

Продукты питания.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в винительном падеже.

8.02-12.02



19


Форма дательного падежа прилагательного.

День рождения.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в дательном падеже.

15.02-19.02



20


Форма родительного падежа прилагательного.

Птицы.

Животные.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в родительном падеже.

22.02-26.02



21


Форма творительного падежа прилагательного.

Продукты питания.

Распространение простого двусоставного предложения дополнением и определением. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм прилагательных без предлогов. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в творительном падеже. Развитие слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти. Развитие логического мышления, навыков эффективного общения.

1.03-5.03



22-23


Закрепление падежных форм существительного и прилагательного без предлогов.

Повторение ранее изученных тем.


Распространение простого предложения. Формирование практических навыков правильного употребления падежных форм существительных и прилагательных без предлогов. Формирование навыков согласования прилагательного с существительным в падеже.

8.03-12.03



24


Предлоги в, на.



Мебель.




Формирование представления о семантическом, синтаксическом значении предлога. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по картинкам, действиям. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений.

15.03-19.03



25


Предлоги с, со.

Посуда.

Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картинок.

Распространение простого двусоставного предложения определением, дополнением.

29.03-2.04



26


Предлоги по, к.

Дом и его части.

Распространение простого двусоставного предложения обстоятельством. Пересказ текста с опорой на картинный план, по представлению.

5.04-9.04



27


Предлоги от, у.

Город, транспорт.

Составление рассказов по сюжетной картинке, серии картин, по картинному плану. Выделение предлогов из словосочетаний, предложений. Распространение простого двусоставного предложения определением, обстоятельством, дополнением.

12.04-16.04



28-29


Закрепление всех отработанных предлогов.

Времена года.

В саду.

На огороде.

В лесу.

Закрепление практических навыков правильного употребления падежных конструкций с предлогами. Пересказ текстов описательно-повествовательного характера, составленных по демонстрируемому действию, по картинкам, воспринятых на слух. Составление рассказов по картинкам, по представлениям.

19.04-23.04

26.04-30.04



30-33


Составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картин, по схеме.

Повторение.

Составление собственных связных высказываний описательно-повествовательного характера по демонстрируемому действию, картинкам, представлениям. Работа с деформированным текстом. Развитие связной речи, навыков самоконтроля, речевой произвольности.

3.05-7.05

10.05-14.05




34


Диагностика.


Исследование устной речи детей.

17.05-21.05









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.