12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Викторовна Добровольская35
Работаю в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 7 "Елочка", учитель-логопед.
Россия, Московская обл., Подольск

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад общеразвивающего вида №7 «Елочка» пос. МИС


Комплексно-тематическое планирование кружок «Веселый язычок»

руководитель учитель-логопед Добровольская Наталья Викторовна

Пояснительная записка


Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Для более быстрого и правильного развития речи, мы проводим для детей второй младшей и средней групп кружок «Веселый язычок». В основу положена идея развития личностного потенциала ребенка и его психического становления.


Цель : профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у дошкольников.


Задачи:

Развитие психологической базы речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций).

Развитие понимания речи (лексических значений, грамматических категорий).

Накопление и активизация словарного запаса.

Поэтапное формирование фразовой речи, практическое усвоение грамматических конструкций.

Развитие дыхания, артикуляционной моторики, голоса.

Развитие общей моторики, координаций движений, двигательного воображения (использование динамических пауз с речевым сопровождением).

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие психоэмоциональной сферы.

Развитие коммуникативных навыков.

Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют разные виды деятельности:

артикуляционная гимнастика,

пальчиковая гимнастика,

пескотерапия,

словесные игры,

дидактические игры, игры-упражнения с предметами.


Детям систематически прививаются навыки самооценки в деятельности.


Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированное движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артику ляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ. языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.


Пальчиковая гимнастика — упражнения для пальцев рук. Мелкая моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движении пальцев рук. Передняя центральная извилина головного мозга — двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекционной зоны занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Таким образом, тренировка мелкой моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речевой функции. При наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку' упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям.


Пескотерапия - игра с песком, как способ развития ребенка. Частичный перенос занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект. Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Все игры с песком направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики, координации и ловкости. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.






Методы и приёмы:

  Наглядный метод:

Словесные методы:

Речевой образец,

Повторное проговаривание,

Объяснение;

  Практические методы

Дидактические игры,

Игры на песке,

  Игры – коммуникации

Речевые игры

Познавательные игры

  Музыкальное сопровождение

Необходимое оборудование

1.        Водонепроницаемый ящик

2.        Кварцевый песок

3.        «Коллекция» миниатюрных фигурок (высота их – не более 8 см)

Набор игрушек :

§   Человеческие персонажи

§   Животные (домашние, дикие, доисторические, морские и др.)

§   Транспорт (наземный, водный, космический, и др.)

§   Растения (деревья, кусты, цветы, овощи и пр.)

§   Естественные предметы (ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.)

§   Сказочные герои (злые и добрые)

§   Бросовый материал (флаконы из – под духов, пробки)

§   Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в «коллекции».




Перспективное комплексно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема занятия

Цели занятия

ход

Сентябрь,

4 неделя, занятие №1

Вежливые слова.

Преодоление речевого негативизма, развитие понимания обращенной речи, расширение пассивного словаря, его активизация.

1.организационный момент

2.игра «Давай знакомиться»

3. дыхательная гимнастика

4. знакомство с песком

5. итог

Занятие №2

Лето. Признаки лета.

Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о смене времен года, о лете, его приметах. Расширение и уточнение словаря по теме (Лето, припекать, расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься, собирать, плести, нюхать, ловить, лето, лес, футбол, корзина, сачок, удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, туча, дождь, гроза, гром, радуга, теплый, солнечный, жарко, тепло, весело ). Совершенствование грамматического строя речи, развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.

1.организационный момент.

2.рассматривание картины.

3. дыхательная гимнастика

4. беседа по картине.

5.физкультминутка

6. элементы пескотерапии.

7. итог занятия

Октябрь.

1 неделя,

Занятие №1

Осень. Признаки осени.

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Обогатить словарь по теме (Осень, погода, корзина, расти, идти, дуть, теплый, холодный, солнечный, ясный, дождливый, пасмурный) Совершенствование грамматического строя речи, развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.

1.организационный момент.

2.рассматривание картины.

3. дыхательная гимнастика

4. элементы пескотерапии

5.физкультминутка

6. беседа по картине.

7.итог занятия.


Занятие №2

Осень. Деревья.

Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (Дерево, лист, береза, кора, дуб, клен, ель, осина, тополь, клен, красный, желтый, зеленый. Совершенствование грамматического строя речи, развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.

1.организационный момент.

2. чтение стихотворения «На что похожи листья»

3. дыхательная гимнастика «Разноцветные листья»

4. игра «Назови ласково»

5.физкультминутка

6.элементы пескотерапии.

7. итог занятия.

2 неделя,

Занятие №1

Огород. Овощи.

Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (Овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, перец, круглый, овальный, гладкий, шершавый, твердый, мягкий, сочный, сладкий, горький, красный, желтый, зеленый). Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных). Совершенствование грамматического строя речи, развитие речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики. Активизация речевой деятельности детей.

1.организационный момент.

2.рассматривание овощей, беседа.

3. игра «Волшебный мешочек»

4. пальчиковая гимнастика

5. дыхательная гимнастика

6. игра с мячом «Один – много»

7. итог занятия.

Занятие №2

Огород. Овощи.

Закрепление представлений об овощах. Обучение отгадыванию загадок об овощах. Совершенствование грамматического строя речи (образование формы родительного падежа существительных). Развитие речевого слуха, тонкой моторики, мышления, зрительного внимания.

1.организационный момент.

2. упражнение «Чего не стало?»

3. обучение отгадыванию загадок об овощах.

4.физкультминутка.

5. работа с разрезными картинками.

6. итог занятия.

3 неделя,

Занятие №1

Сад. Фрукты.

Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (Сад, фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, вкусно, мягкий, сочный). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных). Развитие зрительного внимания, тонкой моторики

1.организационный момент.

2. дыхательная гимнастика

3. беседа по картине «Что растет в моем саду»

4.игра «Четвертый лишний»

5. игра «Узнай фрукт»

6. физкультминутка

7. игра «Один – много»

8. элементы пескотерапии

9. итог занятия.

Занятие №2

Сад. Фрукты.

Закрепление представлений о фруктах и их характерных признаках. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обучение отгадыванию загадок о фруктах. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, тонкой и общей моторики.

1.организационный момент.

2. дыхательная гимнастика

3. игра «Назови ласково»

4. обучение отгадыванию загадок

5. физкультминутка

6. работа с разрезными картинками

7. итог занятия.

4 неделя, занятие №1

Сад -огород.

Обучение различению фруктов и овощей по отличительным признакам, месте их произрастания. Уточнение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе). Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, тонкой и общей моторики.

1.организационный момент.

2. игра «Что лишнее».

3. игра «Соберем урожай»

4. работа с разрезными картинками

5. физкультминутка

6. дыхательная гимнастика

7. элементы пескотерапии

8. итог занятия

Занятие №2

Сад – огород.

Обучение отгадыванию загадок о фруктах и овощах. Развитие диалогической речи, зрительного и слухового внимания, мышления, памяти, тонкой и общей моторики.

1.организационный момент.

2. элементы пескотерапии

3. обучение отгадывания загадок

4. дыхательная гимнастика

5. физкультминутка

6. игра «Во саду ли в огороде»

7. итог занятия

Ноябрь,

1 неделя, занятие №1

Лес. Грибы.

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (Лес, искать, гриб, белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, корзина, ядовитый, около, рядом). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных). Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков.

1. организационный момент.

2. рассматривание картины «В лесу»

3. рассматривание предметных картинок по теме.

4. игра с мячом «Один – много»

5. работа в тетрадях

6. итог занятия.

Занятие №2

Лес. Грибы.

Обогащение представлений об окружающем. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение, уточнение и активизация словаря. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, тонкой моторики.

1. организационный момент.

2. дыхательная гимнастика

3.игра «За грибами»

4. отгадывание загадок.

5. физкультминутка.

6. элементы пескотерапии

7. итог занятия.

2 неделя, занятие №1

Лес. Ягоды.

Уточнение и расширение представлений детей о ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение и уточнение словаря по теме (Ягоды, корзина, куст, малина, клубника, земляника, крыжовник, клюква, черника, смородина красная, смородина черная, рябина, вишня, круглая, сладкая, кислая, мягкая, гладкая, косточки, сочные, вкусные, спелые). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных). Активизация речевой деятельности детей. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков.

1. организационный момент.

2. дыхательная гимнастика

3. рассматривание картины «В лесу»

4. рассматривание предметных картинок по теме.

4. игра с мячом «Один – много»

5. физкультминутка

6. работа в тетрадях

7. итог занятия.

Занятие №2

Лес. Ягоды.

Обогащение представлений об окружающем. Совершенствование грамматического строя речи. Расширение, уточнение и активизация словаря. Активизация речевой деятельности детей. Развитие зрительного внимания, тонкой моторики.


1. организационный момент.

2.игра «За ягодами»

3. отгадывание загадок.

4. физкультминутка.

5. работа с разрезными картинками.

6. итог занятия

3 неделя,

Занятие №1

Игрушки.

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (Игрушка, мяч, машина, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый, пластмассовый, деревянный.) .Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, тонкой моторики.

1. организационный момент.

2. игра «Чудесный мешочек»

3. игра «Большой - маленький»

4. физкультминутка

5. игра «Расскажи об игрушке»

6. работа с разрезными картинками

7. итог занятия

Занятие №2

Игрушки.

Расширение представлений об игрушках и частях, из которых они состоят; совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Активизация речевой деятельности. Развитие фонематического слуха, диалогической речи, тонкой моторики.

1. организационный момент.

2. рассматривание картины и беседа по ней.

3. рассказ логопеда по картине.

4. физкультминутка.

5. элементы пескотерапии.

6. итог занятия.


4 неделя,

Занятие №1

Одежда.

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по теме (Одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный, широкий, узкий, шире, уже, меньше, больше). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных во множественном числе). Развитие фонематического слуха, диалогической речи, тонкой моторики.

1. организационный момент.

2. рассматривание картинок по теме

3. дыхательная гимнастика

4. игра «Четвертый лишний»

5. физкультминутка

6.игра «Один – много»

7. работа с разрезными картинками

8. итог занятия

Занятие №2

Одежда.

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Уточнение и расширение словаря (глагольный словарь). Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа).

1. организационный момент.

2. игра «Большой – маленький»

3. игра «Что лишнее?»

4. игра «Соберем куклу на прогулку»

5. физкультминутка

6. игра «У меня нет…»

7. итог занятия

Декабрь,

1 неделя, занятие №1

Обувь.

Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, завязывать, развязывать, чистить, удобный, теплый, кожаный). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе), слоговой структуры речи.

1. организационный момент.

2. рассматривание картинок по теме

3. дыхательная гимнастика

4. игра «Четвертый лишний»

5. физкультминутка

6.игра «Один – много»

7. работа с разрезными картинками

8. итог занятия

Занятие №2

Обувь.

Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении. Формирование навыка различения одежды и обуви. Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Обучение составлению предложения из трех слов с опорой на картинку.

1. организационный момент.

2. игра «Большой – маленький»

3. игра «Что лишнее?»

4. игра «Соберем куклу на прогулку»

5. физкультминутка

6. игра «У меня нет…»

7. итог занятия

2 неделя, Занятие №1

Мебель

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частей, материалов, из которых она сделана. Уточнение и расширение словаря по теме (стол, стул, табурет, диван, кресло, кровать, шкаф, тумбочка). Совершенствование грамматического строя (образование относ прил, употребление предложных конструкций). Развитие связной речи (составление предложений по демонстрации действий). Развитие памяти, внимания и логического мышления.

1. организационный момент.

2.игра«Мебельныймагазин»

3. физкультминутка

4.игра «Поручение»

5. игра «Шифровки»

6. элементы пескотерапии

7.итог занятия

Занятие №2.

Мебель

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частей, материалов, из которых она сделана. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя (образование относ прил, употребление предложных конструкций, закрепление употребления сущ с ум-ласк суф, согласование сущ с порядковыми и количественными числ). Развитие связной речи (составление предложений по демонстрации действий). Развитие памяти, внимания и логического мышления.

1. организационный момент

2.игра «Столярная мастерская»

3. игра «Мебельная фабрика»

4. физкультминутка

5. игра «Отгадай-ка»

6. работа с разрезными картинками

7. итог занятия

3я неделя

Занятие

1.

Зима

Формирование представлений об зиме на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме (зима, снегопад, наст, снег, гололед, мороз, лед, морозный), Составление рассказа по теме «Зима». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.

1. организационный момент

2.игра «Отгадай-ка»

3.дыхательная гимнастика

4. элементы пескотерапии

5. физкультминутка

6. Упражнение «В гости к нам пришла зима»

7.итог занятия

Занятие №2.

Зимние забавы

Формирование представлений о зимних забавах, уточнение и расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя ( образование сложных слов), составление предложений по сюжетным картинкам, пересказ рассказа

1. организационный момент

2. игра «Отгадай-ка»

3. упражнение «Чем похожи - непохожи?»

4. физкультминутка

5. элементы пескотерапии

6. упражнение «Поиграем – посчитаем»

7. итог занятия

4я неделя

Занятие 1.

Зима.

Формирование представлений об зиме на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме. Пересказ рассказа. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, работа над слоговой структурой слова.

1. организационный момент

2. дыхательная гимнастика

3. упражнение «В гости к нам пришла зима»

4. физкультминутка

5. самостоятельные пересказы детей

6. элементы пескотерапии

7. итог занятия

Занятие 2.

Новогодняя елка

Формирование представления о празднике «Новый год», совершенствование грамматического строя (согласование сущ с прил). Развитие связной речи (пересказ рассказа)

1. организационный момент

2. беседа по картинкам

3.дыхательная гимнастика

4. физкультминутка

5. игра «Укрась елку»

6. игра «Что принес нам Дед Мороз?»

7. итог занятия

Январь

2я неделя

Занятие 1.

Зимующие птицы

Формирование представления о зимующих птицах. Уточнение и расширение словаря по теме (ворона, сорока, голубь, воробей, галка, сова, синица, снегирь, дятел, клест, зимующие, кормушка). Совершенствование грамматического строя речи ( употребление мн.ч.сущ., согласование сущ с количественными и порядковыми числ). Развитие связной речи (пересказ рассказа). Формирование слоговой структуры слова.

1. организационный момент

2. беседа о зимующих птицах

3. игра «Найди пару»

4.физкультминутка

5. упражнение «Чем угостить птиц?»

6. итог занятия

Занятие 2.

Зимующие птицы

Расширение и конкретизация представлений о зимующих птицах. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя (употребление предложных конструкций). Развитие связной речи (работа над рассказом описанием). Развитие мелкой моторики.

1. организационный момент

2. работа с разрезными картинками

3. игра «Подбери словечко»

4. упражнение «Посмотри и сравни»

5. физкультминутка

6. Игра «Отгадай-ка»

7. составление описательных рассказов

8. итог занятия

3я неделя

Занятие 1.

Животные жарких стран

Формирование представлений о животных жарких стран, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме (Бегемот, крокодил, носорог, жираф, зебра, черепаха, обезьяна, тигр, лев, слон, названия детенышей этих животных). Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч.им.сущ., согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже, употребление сравнительных степеней прилагательных). Развитие связной речи (составление предложений по картинкам). Развитие логического мышления, внимания, памяти.


1. организационный момент

2. беседа

3. упражнение «Найди пару»

4. игра «Один – много» с мячом

5. элементы пескотерапии

6. итог занятия

Занятие 2.

Животные жарких стран

Формирование представлений о животных жарких стран, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие связной речи: составление рассказа-описания с опорой на картинку.



1. организационный момент

2. упражнение «Кого мы видели в жарких странах?»

3. игра «Кого сколько?»

4. игра с мячом «Назови ласково»

5. упражнение «Расскажи, кто еще живет в зоопарке»

6. составление описательного рассказа

7. итог занятия

4я неделя

Занятие 1.

Животные холодных стран

Формирование представлений о животных холодных стран, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме (Пингвин, тюлень, белый медведь, олень, морж, названия детенышей этих животных). Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч.им.сущ., согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже, употр. Срав. степеней прилаг.). Развитие связной речи (составление предложений по картинкам). Развитие логического мышления, внимания, памяти.


1. организационный момент

2. упражнение «Рассказы путешественников»

3. элементы пальчиковой гимнастики

4. упражнение «Скажи, кто это?»

5. физкультминутка

6. упражнение «Чьи это части тела?»

7. итог занятия

Занятие 2.


Животные холодных стран

Формирование представлений о животных холодных стран, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие связной речи: составление рассказа-описания с опорой на картинку

1. организационный момент

2. упражнение «Кого мы видели в холодных странах?»

3. игра «Кого сколько?»

4. игра с мячом «Отгадай-ка»

5. упражнение «Расскажи, кто еще живет в зоопарке»

6. составление описательного рассказа

7. итог занятия

Февраль

1я неделя

Занятие 1.


Дикие животные

Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме (Заяц, медведь, лиса, белка, волк, лось, названия детенышей этих животных). Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч.им.сущ., употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов) Развитие логического мышления, внимания, памяти.


1. организационный момент

2. беседа по картине «В лесу»

3. игра с мячом «Один – много»

4. игра «Один, два, три, четыре, пять – надо всех их посчитать»

5. упражнение «Назови ласково»

6. элементы пескотерапии

7. итог занятия

Занятие 2.


Дикие животные

Формирование представлений о диких животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие связной речи: составление рассказа-описания с опорой на картинку

1. организационный момент

2.игра «Угощение»

3.игра с мячом «Хвастуны»

4. игра на песке «Колобок»

5. упражнение «Рассказы о животных»

6. итог занятия.

2я неделя

Занятие 1.


Домашние животные

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме (кошка, собака, корова, коза, овца, лошадь, свинья, названия детенышей этих животных). Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч.им.сущ., употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов Развитие логического мышления, внимания, памяти.


1. организационный момент

2. беседа.

3. упражнение «Найди семью животного»

4. упражнение «Кто где живет»

5. игра с мячом «Один – много»

6.игра «Назови ласково»

7. итог занятия

Занятие 2.


Домашние животные

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие связной речи: составление рассказа-описания с опорой на картинку

1. организационный момент

2. работа с разрезными картинками

3.игра «Помоги Незнайке»

4. физкультминутка

5. элементы пескотерапии

6. упражнение «Рассказы о животных»

7. итог занятия

3я неделя

Занятие 1.


Домашние птицы

Формирование представлений о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме (курица, петух, утка, индюк, гусь, названия птенцов этих птиц). Совершенствование грамматического строя речи (образование мн.ч.им.сущ., согласование сущ. с прил. в роде, числе, падеже, употр. Срав. степеней прилаг.). Развитие связной речи (составление предложений по картинкам). Развитие логического мышления, внимания, памяти.


1. организационный момент

2. беседа.

3. элементы пескотерапии

4. упражнение «Кто чей птенец»

5. игра с мячом «Один – много»

6.игра «Назови ласково»

7. итог занятия

Занятие 2.


Домашние птицы

Формирование представление о домашних птицах, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие связной речи: составление рассказа-описания с опорой на картинку

1. организационный момент

2. работа с разрезными картинками

3.игра «Раз, два, три, четыре, пять – надо всех пересчитать»

4. физкультминутка

5. работа над рассказом-описанием

6. итог занятия

4ая неделя

Занятие 1


Транспорт



Расширение и конкретизация представлений о транспорте, его назначении, частей, материалов, из которых он сделан, классификации транспорта на наземный, воздушный, водный, подземный. Уточнение и расширение словаря по теме (наземный, воздушный, водный, подземный, автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, велосипед, мотоцикл, самолет, вертолет, лодка, пароход, теплоход, катер, метро, ехать). Совершенствование грамматического строя (употребление сущ.мн.ч., предложных конструкций, слов-антонимов). Развитие памяти, внимания и логического мышления, мелкой моторики.

1. организационный момент.

2. упражнение «Покажи и назови»

3. беседа

4. игра с мячом «Один – много»

5. элементы пескотерапии

6. итог занятия

Занятие 2


Транспорт

Расширение и конкретизация представлений о транспорте, его назначении. Развитие связной речи (составление предложений, распространение предложений). Развитие памяти, внимания и логического мышления, мелкой моторики.

1. организационный момент

2. игра «отгадай-ка»

3. упражнение «Покажи и назови»

4. игра «Чего не хватает?»5. физкультминутка

6. упражнение «Мы ехали, ехали…»

7. итог

Март

1я неделя

Занятие 1.

Весна

Формирование представлений о весне на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме (весна, ручей, почки, проталинки, подснежники, мать-и-мачеха, светить, таять, распускаться), Составление рассказа по теме «Весна». Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления.

1. организационный момент

2. упражнение «Когда это бывает?»

3.упражнение «К нам пришла весна»

4. физкультминутка

5. работа над рассказом

6. элементы пескотерапии

7. итог занятия

Занятие 2.


Весна

Формирование представлений о весне на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме. Пересказ рассказа. Развитие слухового внимания, памяти, логического мышления, работа над слоговой структурой слова.

1. организационный момент

2. упражнение «Вспомни и назови»

3. игра с мячом «Один – много»

4. работа над рассказом

5. итог занятия

2я неделя

Занятие 1.

Моя семья. 8 Марта.

Формирование представлений о семье праздник 8 марта. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласование прилагательного с существительным, работа над пониманием логико-грамматических конструкций, употребление притяжательных прилагательных)). Развитие связной речи (составление предложений). Формирование слоговую структуру слова, развитие логического мышления.

1. организационный момент

2. беседа

3. пальчиковая гимнастика

4. упражнение «Семейный альбом»

5. физкультминутка

6. упражнение «Посмотри и назови»

7. игра «Отгадай-ка»

8. итог занятия

Занятие 2.

Моя семья.

Формирование представлений о семье. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, согласование прилагательного с существительным, работа над пониманием логико-грамматических конструкций, употребление притяжательных прилагательных)). Развитие связной речи (составление рассказа с использование фланелеграфа). Формирование слоговую структуру слова, развитие логического мышления.

1. организационный момент

2. беседа

3. пальчиковая гимнастика

4. упражнение «Семейный альбом»

5. физкультминутка

6. упражнение «Посмотри, подумай, ответь»

7. упражнение «Подарок маме»

8. итог занятия

3я неделя

Занятие 1.

Перелетные птицы.

Формирование представления о перелетных птицах. Уточнение и расширение словаря по теме (грач, скворец, ласточка, соловей, кукушка, утка, журавль, лебедь, стая, гнездо, прилетать, строить, выводить, кормушка). Совершенствование грамматического строя речи. Формирование слоговой структуры слова.

1. организационный момент

2.рассказ логопеда о перелетных птицах

3. упражнение «Покажи и назови»

4. игра с мячом «Один – много»

5. упражнение «Назови ласково»

6. итог

Занятие 2.

Перелетные птицы.

Расширение и конкретизация представлений о перелетных птицах. Уточнение и расширение словаря по теме.

Развитие связной речи (работа над рассказом описанием). Развитие мелкой моторики.

1. организационный момент

2. упражнение «Кто это?»

3. игра «Отгадай-ка»

4. физкультминутка

5. упражнени «Расскажи, какая птица»

6. итог занятия

4я неделя

Занятие 1.

Профессии


Формирование представлений о профессиях людей. Уточнение и расширение словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (словообразование сущ.ж.р., употребление сущ в вин.п., подбор действий к сущ). Формирование слоговую структуру слова, развитие логического мышления.

1. организационный момент

2. упражнение «Покажи и назови»

3. упражнение «Кто что делает?»

4. физкультминутка

5. элементы пескотерапии

6. итог занятия

Занятие 2.

Профессии

Формирование представлений о профессиях людей. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие связной речи (составление предложений). Формирование слоговой структуры слова, развитие логического мышления.

1. организационный момент

2.упражнение «Кем быть?»

3. упражнение «Посмотри, подумай и скажи»

4. игра «Кому что нужно?»

5. физкультминутка

6. игра «Что лишнее?»

7. итог занятия

5я неделя

Занятие 1.

Посуда


Уточнение и активизация словаря по теме. Закрепить понимание назначения посуды. Учить использовать существительные множественного числа в родительном падеже. Развивать память, мышление, воображение, общую и мелкую моторику

1. организационный момент.

2.элементы пескотерапии

3. игра с мячом «Назови ласково»

4. игра «Один – много»

5. итог занятия

Апрель

1я неделя

Занятие 2.

Посуда


Уточнение и активизация словаря по теме.

Развитие связной речи (работа над рассказом). Развитие мышления, воображения, мелкой и общей моторики.

1. организационный момент

2. игра «Отгадай-ка»

3. работа с разрезными картинками

4. игра «Какая посуда бывает?»

5. физкультминутка

6. работа над рассказом

7. итог занятия

2я неделя

Занятие 1.

Части тела.

Расширение представлений о частях тела. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме (голова, туловище, руки, ноги, шея, ладонь, пальцы, локоть, плечо, колено, пятка, бедро, спина, живот, грудь, части лица). Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных местоимений). Развитие связной речи (составление предложений).

1. организационный момент

2. игра «Незнайка»

3. упражнение «Покажи и назови»

4. упражнение «Что делает? Что делают?»

5. физкультминутка

6. элементы пескотерапии

7. итог занятия

Занятие 2.

Части тела.

Расширение представлений о частях тела. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных местоимений). Развитие связной речи (составление предложений).

1. организационный момент

2.упражнение «Что это?»

3. игра с мячом «Назови ласково»

4. игра с мячом «Скажи наоборот»

5. игра «Отгадай-ка»

6. итог занятия

3я неделя

Занятие 1.

Город. Дом.

Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме (город, улица, проспект, площадь, аллея).Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Развитие связной речи (совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану).

1. организационный момент

2.упражнение «Посмотри, подумай, ответь»

3. упражнение «Какой дом?»

4. физкультминутка

5. упражнение «Строим дом»

6. элементы пескотерапии

7. итог занятия

Занятие 2.

Квартира

.

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Учить образовывать сложные слова. Формировать умение составлять простые и распространенные предложения. Развивать воображение, мышление, общую и тонкую моторику.

1. организационный момент

2. упражнение «Посмотри и назови»

3. упражнение «Мастерская слов»

4. упражнение «Почемучка»

5. физкультминутка

6. игра «Моя квартира»

7. итог занятия

4я неделя

Занятие 1.

Совместная игра-занятие с родителями

«Мы уже умеем! А Вы?»

Предоставление родителям возможности увидеть развитие детей умения составлять рассказы-сказки (пользуясь обогащенным словарем







Использованная литература:



1. Н.В. Нищева Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.


2. Л.Н. Сластья Формирование связной речи детей 4-5 лет


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.