12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Проскурнева887
Россия, Свердловская обл., с. Косулино Белоярский район

Собрание -практикум для родителей «Наш весёлый язычок»

(обучение выполнению артикуляционной гимнастики)

ПрезентацияПрезентация

Учитель-логопед: Проскурнева Е.В.

Приветствие. Обозначение темы.

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть вас на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое артикуляционная гимнастика, для чего она нужна, и конечно, научимся сами выполнять различные упражнения, чтобы вы могли потом разучить их со своими детьми. А также я расскажу вам о нетрадиционных артикуляционных играх, играх на развитие речевого дыхания. А еще мы научимся делать массаж язычка с помощью обыкновенной зубной щетки.

Теоретическая часть

Каждый человек правильно произносит звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. К ним можно отнести:

мягкое нёбо,

нижнюю челюсть,

язык и губы,

Все органы речи состоят из мышц, а следовательно их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д.

Для этого и существует артикуляционная гимнастика, которая позволяет укрепить мышцы органов артикуляции и подготовить базу для чистого звукопроизношения.

Несомненно, первоначально комплекс артикуляционной гимнастики отрабатывается логопедом, и только после этого – предлагается для занятий дома с родителями, так как заниматься необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику правильно!

.Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно (в течение 3-5 минут), чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, спина должна быть прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед большим настенным зеркалом, так ка ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений (можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему).

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно подобрать к каждому упражнению картинку – образ.

-некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка; -

не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;

-при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;

Практическая часть

Для начала я предлагаю вам поучится выполнять зарядку для язычка. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица.

Для начала выполним упражнения для речевого дыхания. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнять 1 - 3 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным, плавным. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал)

Необходимо следить, чтобы не надувались щёки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).

Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на Х, значит, ребёнок дует неправильно.

После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

Важно не переусердствовать! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.

Упражнения для развития речевого дыхания:

Упражнение «Чей ветерок сильнее?»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой, набрать воздух и с силой дуть на ладошку; выполни 3-4 раза.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

 Упражнение «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (ватный шарик лежит на столе); ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», шарик должен оказаться между кубиков.

Методические указания: воздушная струя непрерывная, щёки не надуваются.

 Упражнение «Сдуй снежинку»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу; сделать вдох и, как бы произнося долгий  звук [Ф], сдуть «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори 3-4 раза, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на всё большее расстояние

Методические указания: нижняя губа не натягивается на нижние зубы; щёки не надуваются;

Артикуляционные упражнения:

Можно использовать специальные книги, пособия, которых сейчас очень много, например, книга Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика».

Упражнение «Заборчик», «Улыбка», «Щенок»

Цель: Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.

Описание: улыбнуться, показать верхние и нижние зубы.

Методические указания: зубы сомкнуты; мышцы щёк, губ сильно напряжены; необходимо следить, чтобы ребёнок не морщил нос; удерживать положение на счёт до 5.

Улыбается щенок,

Зубки напоказ,

Я бы точно так же смог,

Вот смотри, сейчас.

 Упражнение «Окошко», «Бегемотик»

Цель: Развивать круговые мышцы губ.

Описание: исходное положение «Заборчик», далее - медленно открыть рот.

Методические указания: верхние и нижние зубы хорошо видны; мышцы щёк, губ сильно напряжены; удерживать положение на счёт до 5.

Бегемотик рот открыл,

Подержал, потом закрыл.

Подразним мы бегемота,

Подшутить над ним охота.

Положение «Заборчик» и «Окошко» является исходным для всех остальных упражнений.

Упражнение «Трубочка», «Хоботок»

Цель: Развивать подвижность губ.

Описание: из положения «Заборчик» губы с напряжением вытянуть трубочкой («Хоботок» - то же, но губы слегка приоткрыть).

Методические указания: губы плотно сомкнуты так, чтобы в центре не было дырочки; зубы сомкнуты; круговая мышца собирается в морщинки.

Хоботок слоненок тянет,

Он вот- вот банан достанет,

Губки трубочкой сложи

И слоненку покажи.

Чередование упражнений «Заборчик»-«Трубочка»

 Упражнение «Лопаточка»

Цель: Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко»  положить широкий кончик языка на нижнюю губу.

Методические указания: язык должен быть спокойным (если не получается расслабить язык, можно его пошлёпать губами: «пя-пя-пя») и широким (его края касаются рта); нижняя губа не должна подворачиваться; верхняя губа должна обнажать зубы; удерживать на счёт до 5.

Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.

Можно использовать другие пособия и картинки. Суть у всех артикуляционных упражнений одна.

Упражнение «Часики»

Цель: Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа - налево).

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем в положение «Иголочка» кончик языка переводить под счёт «раз – два» (тик-так), от одного уголка рта к другому (считает взрослый).

Методические указания: нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.

Упражнение «Качели»

Цель: Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх— вниз).

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем в положение «Лопаточка» широкий кончик языка поочерёдно упирать то за верхние, то за нижние зубы.

Методические указания: движения чередовать 5 - 6 раз в темпе заданном взрослым; нижняя челюсть остаётся неподвижной (рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти).

Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?

Упражнение «Накажем непослушный язычок»

Цель: Разрабатывать подвижность кончика языка.

Описание:  из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем спокойно положить язык на нижнюю губу и:

- пошлёпывая его зубами, произносить звуки «та-та-та»;

- пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя».

Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Похлопывать язык зубами (губами) надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

 Упражнение «Лошадка

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем щёлкать языком.

Методические указания: выполнить 5-6 раз; нижняя челюсть остаётся неподвижной; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

А теперь вот, погляди, —
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.

 Упражнение «Чашечка»

Цель: Активизировать мышцы языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем в положение «Лопаточка» широкие края языка слегка загнуть вверх; удерживать на счёт до 5.

Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; губы остаются в положении «Забор».

Язычка загнем края,
Делай так же, как и я.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий

 Упражнение «Маляр»

Цель: Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем в положение «Лопаточка» широкий кончик языка продвигать по нёбу вперёд-назад; выполнить 4-5 раз.

Методические указания: язык не выходит из полости рта; рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!

Упражнение «Грибок»

Цель: Учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание: из положения «Заборчик» перейти в положение «Окошко», а затем «приклеить» (присосать) язык к нёбу; удерживать на счёт до 5.

Методические указания:  если не получается, можно медленно пощёлкать языком («Лошадка»); почувствовав, как язык «присасывается» к нёбу, оставить его там; губы остаются в положении «Улыбка»;  рука под подбородком, чтобы контролировать неподвижность нижней челюсти.

На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.

 Упражнение «Гармошка»

Цель: Развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении. Учить растягивать подъязычную связку языка.

Описание: из положения «Грибок» не отпуская язык, с усилием опускать и поднимать нижнюю челюсть; повторить 5-6 раз.

Методические указания:  необходимо следить, чтобы язык не «отклеивался»; губы остаются в положении «Заборчик»; верхние и нижние зубы хорошо видны.

 

Существуют также нетрадиционные артикуляционные упражнения или артикуляционные игры.

«Кусачки». Покусать зубами или губами мягкий кусок хлеба, твёрдое печенье ит.д.

«Бусинки». Собрать губами крупные крошки печенья или маленькие конфетки (бусинки). Перенести губами бусинки с одной тарелки на другую.

«Тьфу». Взять губами с тарелки крупную крошку удержать её между губами и плюнуть в стаканчик тьфу.

«Поцелуй». Вытянуть губы и поцеловать ладошку, зеркало, игрушку.

«Хомяк». Набрать в рот воды, надув обе щёки. Кулачками хлопнуть по щекам и с силой выпустить струю воды в раковину. Гонять воду из одной щеки в другую.

«Сладкие щёки». Леденцом рисовать линии на внутренней стороне щёк, затем эту сладость слизать языком.

«Полоскание». Набрать в рот воды, полоскать горло, рот, затем выплюнуть воду.

«Зубная фея». Чистить зубной щёткой зубы, язык, щёки.

«Облизывание». Облизывать широким языком тарелку, намазанную вареньем, приговаривая «Ааам» или «Ааах».

«Ах, как вкусно!».

Облизать широким языком тарелку, посыпанную мелкими крошками хлеба, сахара, приговаривая «Ах, как вкусно!».

«Рыбалка». Дотронуться кончиком языка до крупной крошки, что бы она прилипла и съесть её. (Язык – удочка, крошки – рыбки).

«Варенье». Облизать языком губы по кругу, по 4 направлениям (верх, низ, право, лево), слизывая варенье.

«Яблочко». Вытащить языком кусочек яблочка из-за щеки.

«Чашечка». Дотронуться до середины язычка палочкой и сделать небольшое углубление (чашечку). Капать из пипетки в «чашечку» воду.

«Улитка». Сделать углубление в языке, сладкой палочкой рисовать спираль (улитка).

Очень полезен для детей с нарушением звукопроизношения МАССАЖ зубной щеткой.

МАССАЖ ЗУБНОЙ ЩЕТКОЙ

Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка

Ребёнка усадить, сделать  «лопаточку» (логопед салфеткой удерживает кончик языка ребёнка)

1.    «Язычок проснулся и потянулся»
Тыльной стороной щётки  водить от середины  языка   к кончику

2.    «Солнышко»

Щёткой водить по направлениям от центра  к периферии (не задевать корень языка!)

3.    «Ёлочка»

Сначала водить щёткой  по длине языка, потом по боковым   краям языка

от центра   к периферии

4.    «Ветер дует вправо»

Водить щёткой  горизонтальными  линиями слева направо

5.    «Дым идёт из трубы»

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику

 

6.    «Ветер дует влево»

Водить щёткой  горизонтальными   линиями справа налево

7.     «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки

8.     «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной

стороной щётки

Подведение итогов

Таким образом, эти нехитрые упражнения способствуют развитию мышц артикуляционного аппарата, что подготавливает ребенка к произношению отсутствующих звуков, способствуют коррекции неверного звучания. А в качестве памятки о нашей сегодняшней встрече предлагаю вам буклеты «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики и массажа зубной щеткой». 

5

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.