Занятие в группе детей-инвалидов (нарушение интеллекта, ДЦП) «Весеннее преображение.»

4
0
Материал опубликован 5 December 2018 в группе

Занятие в группе детей-инвалидов

(нарушение интеллекта, ДЦП)

Учитель-дефектолог: Омеляшко О.В.

Классы: 5-7

Тема. Весеннее преображение

Цели и задачи занятия.

Воздействие на ребенка: создавать базис, на основе которого ребенок может изменяться, почувствует себя лучше и будет готов проявлять самостоятельную активность; расширять границы возможностей ребенка.

Образовательные: увеличивать словарный запас, приобщать учащихся к творчеству мирового культурного наследия; учить делать выводы; расширить представления о величине и форме, развивать комбинаторные способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию нового; формировать ответственность, работоспособность, умение играть по правилам и выполнять инструкции; развивать самостоятельность, активность и способность работать в группе.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, наглядно-образного мышления, воображения, памяти, внимания; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, обучение приемам самомассажа, формирование ручной умелости, соразмерности движений; коррекция и развитие навыков самоконтроля, выдержки, умения выражать свои чувства.

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозаписи, учебная таблица

«Времена года. Весна», словарь С.И. Ожегова, массажеры для рук Су-Джок, карточки, мягкая проволока для изготовления кольца для выдувания пузырей, мыльная вода, игра «Танграм», полоски бумаги с шифровкой и степлер для изготовления колец Мёбиуса.

I. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята! Как я рада вас всех видеть. Как ваше самочувствие?

Давайте мы сегодня на занятии

Будем старательны, спокойны и внимательны.

II. Комплекс упражнений выполняется под музыку Э. Грига «Утро»

Для того, чтобы наш мозг хорошо работал, а занятие прошло успешно, нам нужно подготовиться и провести «мозговую гимнастику».(Приложение 1)

III. Тема и цели занятия

Какое время года у нас на дворе?(Весна) И тема нашего сегодняшнего урока «Весеннее преображение». Кто знает, что означает слово преображение или преобразование?(Если дети затрудняются ответить, то предлагается обратиться к словарю Ожегова)

Существительное преображение берет значение глагола преобразить.

ПРЕОБРАЗИТЬ кого-то или что-то – значит изменить образ, форму, вид чего-нибудь; сделать иным, лучшим.

 

Значит, чтобы ответить на вопрос преобразилось что-то или нет, нам нужно сопоставить то, что было с тем, что стало.

Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о разных преображениях, с которыми мы часто сталкиваемся: это и преображения в природе, которые происходят с приходом весны, и преобразования в форме предметов, преобразования в словах и о некоторых других изменениях. Мы с вами будем слушать музыку, стихи и играть.

IV. Преображение в природе. Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!»

И начнем мы с преображений, которые происходят в природе с приходом весны.А поможет нам в этом стихотворение Е.А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!» (Чтение стихотворения под музыку Э. Грига «Весна» и показ презентации (Приложение 2).

В стихотворении весна изображена как единый, но многогранный образ: и небо, и ручьи, и песня жаворонка. Но разве мы не можем дать ответ на вопрос: как меняется природа с приходом весны? (Детально рассматриваются кадры презентации и вспоминают разницу с зимней природой)

Весной стало (вспоминаем) Зимой было

Ясен небосклон Больше пасмурных дней

Летают облака Тучи снеговые

(некоторые дети настаивают что изменений нет, с ними можно согласиться, отметив при этом что ученые выяснили, что небо имеет самую интенсивную голубую окраску в мае и в августе)

Шумят ручьи Лед и на лужах,

Взревев, река несёт …лёд и на реке

Ещё древа обнажены Нет листьев

(но набухают почки, на деревьях

распускаются листья)

Жаворонок поёт Певчие птицы в теплых краях

Преображается наша душа Мы ждем изменений

Вывод. Весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, начинается цветение трав, деревьев; появляются первые новые живые звуки жизни: капель, шепот ручьев, шелест деревьев, пение птиц. Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь. Это мы и называем весенним преображением.

V. Самомассаж пальцев рук с помощью массажеров «Су-Джок» под музыку В.А.Моцарта «Турецкий марш»

А сейчас мы выполним массаж пальчиков и рук. (Приложение 3).

Как ваши ощущения? Пальчики и ладошки потеплели? Стали более ловкие?

VI. Преобразование слов. Цепочки.

А сейчас мы с вами поиграем. Перед вами на столах лежат карточки.(Приложение 4). На них написаны слова. Скажите, слово, написанное вверху совпадает со словом, написанным внизу? (Нет) Значит, мы и здесь имеем дело с преобразованием? Если в слове заменить всего лишь одну букву, можно получить новое слово, например: Чашка-Кашка, Дом-Лом…

Правила этой игры такие: последовательно менять по одной букве в каждом слове. При этом можно получить цепочку слов. Например, при помощи всего двух замен слово «лук» превращается в «мак».

л

у

к

л

а

к

м

а

к

Попробуйте составить цепочку из слов и превратить «кита» в «сома», «лук» в «сок», а «ночь» в «день». (Дети подбирают и записывают слова, при необходимости нужно индивидуально помочь ребенку)

Вывод. Преобразовывая слова, меняя всего лишь одну букву, мы меняем его значение.

VII. Выдувание мыльных пузырей (дыхательная гимнастика)

(Включается музыка природы «Шум дождя»)

Что мы слышим? (Как будто идет дождь).

(Показывается слайд с радугой)

Ребята! После дождя на небе появилась …(радуга). А хотите, мы сейчас сами попробуем сотворить небольшую радугу. Мы сейчас будем выдувать мыльные пузыри и смотреть, как они переливаются всеми цветами радуги. (Повторяем цвета радуги, и из проволоки и закручиваем кольцо для выдувания мыльных пузырей).

Набираем воздух с закрытым ртом, и потихоньку дуем в наше колечко.(Выполняется под музыку П.И Чайковского «Вальс цветов»)

А теперь подумаем какое преображение происходит с пленкой мыльной воды, когда мы на нее дуем?

Было Стало

Ровная поверхность Круглый переливающийся шар

Вывод. Преобразовывать можно даже мыльную пленку.При этом изменяется форма и даже цвет.

VIII. Игра «Танграм». Выкладывание образа птицы под звуки пения птиц.

Как мы уже говорили, весной к нам прилетают из теплых краев птицы. Вы любите собирать «Танграм». Давайте сейчас соберем какую-нибудь птицу из наших фигур. Вспомним, как делится квадрат, какие фигуры мы имеем в нашем распоряжении? (Два больших треугольника, один поменьше и два маленьких треугольника; один квадрат и один параллелограмм)

Под звуки пения птиц дети выкладывают понравившуюся птицу. (Приложение 5)

Вывод. У нас были геометрические фигуры, а мы выполнили преобразования и получилось изображение птицы.

IX. Шифровка. Кольца Мёбиуса.

А сейчас еще одно задание. Нужно расшифровать поговорку с помощью кода. (Приложение 6) (Дети делают подстановку и читают:Знания – твои друзья)

Вывод.Мы расшифровали поговорку, выполнив преобразования символов в буквы.

А можете ли вы сказать что будет, если наш листок с шифровкой разрезать посередине (Два листа поменьше)Давайте проверим?(Листы скрепляются в кольцо у всех по-разному: одним – в обычное кольцо, другим в кольцо Мёбиуса с разворотом на 180° и третьим в кольцо Мёбиуса с разворотом на 360°. После разрезания все получают разные результаты: два раздельных кольца, одно кольцо большей длины, два кольца один в другом)(Приложение 7)

Заключение. Мы знаем и умеем уже очень много, но не знаем еще больше. И нужно продолжать учиться, чтобы узнавать много нового и интересного.

X. Рефлексия.

Дети вспоминают этапы занятия, говорят, что им больше всего понравилось.

 

Приложение 1

«Мозговая гимнастика»

Упражнение 1. Найдите впадинки на лбу над глазами, почти на половине расстояния от бровей до корней волос. Помассируйте их кончиками пальцев обеих рук в течение 30 секунд в одном направлении, затем в другом.

Упражнение 2. Перекрестные движения. Направляйте тело по диагонали: левый локоть к правому колену, затем правый локоть к левому колену. Повторять попеременно по 3 раза в каждую сторону.

Упражнение 3. Возьмите лист бумаги двумя руками и помашите им. Сделайте это также, задействуя не только кисти, но и локти и плечи.

Упражнение 4. Возьмите себя левой рукой за правое плечо, прощупайте и разомните мышцы. Поверните в эту же сторону голову, взгляните через правое плечо. Сделайте глубокий вдох, отводя плечи назад. Медленно, не опуская и не поднимая подбородок, поверните голову к левому плечу, взгляните через него. Верните голову в середину, опустите подбородок на грудь, глубоко выдохните и расслабьтесь всем телом. Теперь проделайте все это в другую сторону (правой рукой за левое плечо…).

 

Приложение 2

Шарик и массажное колечко с шипами Су-Джок является универсальным лечебно-профилактическим средством для поддержания высокого уровня функционального состояния организма и профилактики заболеваний.Они лёгкие, гигиеничные и простые в обращении.

Стимуляция массажерами ладоней рук эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей и заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие. Можно просто перекатывать шарик в руках, а с помощью колец массировать пальцы, нормализуя работу организма в целом.Что касается лечения цветом, то шарик так же оказывает воздействие. Выбор цвета обычно происходит интуитивно, по принципу “какой больше понравится”. Противопоказаний к самолечению такими стимуляторами не существует.

 

 Приложение 3

 

 

к

и

т

     
     

с

о

м

Кит-кот-ком-сом

 

 

л

 

к

     

с

о

к

Лук-сук-сок

 


 

 

н

о

ч

ь

       
       
       

c

е

л

ь

с

е

н

ь

       

д

е

н

ь

Ночь-ноль-боль-соль-сель-сень-лень-день

 


 


 


 


 

Приложение 4

Приложение 5

Код

 

А

В

С

1

а

в

д

2

з

и

н

3

т

р

о

4

ь

у

я

 

А2

С2

А1

С2

В2

С4

-

А3

В1

С3

В2

 

С1

В3

В4

А2

А4

С4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 6
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.