Урок математики на тему «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик»
Тема: Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.
Тип: Урок решения учебной задачи.
Цели и задачи: - Обучающие: 1) Обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд;
2) Совершенствовать умение находить значения сумм двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд;
3) Формировать умения решать задачи.
Развивающие: 1) Развивать мыслительные операции: логическое мышление, умение анализировать, обобщать материал.
2) Развивать память, внимание, математическую речь.
Воспитывающие: 1) Воспитывать интерес к изучаемому предмету, прививать желание владеть новыми знаниями;
2) Развивать умение преодолевать трудности, самостоятельность общеучебной деятельности, коммуникативные навыки.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.
УМК: Математика. Учебник. 2 класс. Комплект в 2-х частях. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В.Оснащение урока: проектор, экран, карточки, компьютер, сигнальные карточки (верно, неверно), учебник, тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Учащиеся приводят в порядок свои рабочие места, тихонько садятся.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сверьте запись с написанием на доске, проверьте, нет ли ошибок.
- Сегодня на уроке вы должны будите выполнить несколько математических заданий, решение к которым найдёте самостоятельно.
2. Устный счёт. (Дифференцированная работа: средние учащиеся работают по карточкам, 2 сильных учащихся – выполняют тест на компьютере, остальные работают фронтально)
(Карточка для средних учащихся)
- Составьте все возможные верные равенства, используя данные числа: 4, 13, 9.
- Составить все возможные верные равенства, используя данные числа 8, 5 , 14.
(Уч-ся делают вывод, что используя числа в последней записи невозможно составить верные равенства).
- Что нужно сделать, чтобы выйти из сложившейся ситуации? (изменить одно из обозначенных чисел).
- К доске вызывается по ученику с каждого ряда для выполнения задания: 1ряд – изменяет число 8, 2ряд – число 5, 3ряд – число 14.
9(8), 5, 14. 8, 6(5), 14. 8, 5, 13(14)
9+5=14 8+6=14 8+5=13
5+9=14 6+8=14 5+8=13
14-5=9 14-8=6 13-8=5
14-9=5 14-6=8 13-5=8
3. Работа над новым материалом.
- Мы с вами продолжаем работать над темой «Сложение двузначных чисел столбиком».
- Давайте повторим алгоритм записи и решения таких выражений.
45 62 37
+ 14 +36 +36
(При решении последнего выражения обучающиеся делают вывод о недостаточности полученных знаний и предлагают свои способы выхода из создавшейся ситуации)
Физминутка, гимнастика для глаз. (Носова О. М. «Простоквашино»)
Чтоб совсем проснуться,
Надо потянуться.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Дом построен у сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные,
Высоки-превысоки, кружевные.
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп. (Автор: Елена Владимировна Николаева «Сборник физминуток для начальной школы»)
4. Закрепление пройденного материала.
1) 26+ 38, 48+19, 75+27, 56+39, 34+47 – ученики решают у доски с проговариванием алгоритма.
2) Работа с учебником стр. 57 № 2 (Математика. Учебник 1 часть. Рудницкая В. Н., Юдачёва Т. В.) – учащиеся работают в парах, решая примеры в столбик.Рефлексия: оценить свой уровень усвоения нового материала:
- немного понял, - понял, - понял и могу объяснить другим.
5. Работа над задачей. (Текст задачи у каждого ученика распечатан на отдельном листе).
В корзине 24 груши, а яблок больше. Сколько яблок в корзине?
- Является ли данный текст задачей? (Учащиеся делают вывод, что это задача).
- Чтобы найти, сколько яблок было в корзине надо решать задачу сложением или вычитанием?
(Вызвать ученика к доске и предложить решить задачу. Возникает проблема, дети делают вывод, что в данной задаче недостаточно данных. Предлагают добавить данное и решить задачу)
6. Итог урока.
- Какими новыми знаниями вы пополнили свой багаж знаний?
- Что нам помогло в этом?
Д/З Учебник стр. 57 № 5, № 7.