Занятие с логопедом в 1 классе «Выделение гласного звука из слова»
Пояснительная записка
Дисциплина. Логопедия.
Тема. Выделение гласного звука из слова.
Раздел. Развитие слогового анализа и синтеза.
Рекомендуемый возраст. 6-7 лет, 1 класс.
Рекомендуемый тип занятия. Обучающее.
Требуемые для работы знания и умения ребенка. Ребенок должен знать буквы, уметь их записывать, знать понятия «звук», «слог», «слово», «гласный», «согласный», уметь считать.
Ожидаемые результаты. Ребенок должен научиться выделять гласные из слова, подбирать соответствующие буквы из разрезной азбуки, рисовать слоговые схемы слов, подбирать слова к соответствующим гласным, к слоговым схемам, придумывать слова по слоговым схемам.
Инструкция по использованию материала
Наглядный материал разработан к серии игр, рассчитанных на 5-7 минут, предлагается для индивидуальной работы.
1.Игра «Дождь и солнце».
Цель. Назвать гласные звуки слова.
На солнце наплыла туча (макет из цветного картона)и пошел дождь (макет из цветного картона), но не простой, а звуковой. Если правильно назвать гласные звуки в словах, то дождь прекратится, и выйдет солнышко (макет из цветного картона).
Логопед называет слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов, произношение которых не отличается от написания. Например: бумага. Ребенок называет гласные из данного слова по порядку и убирает капельки (за каждый гласный – одну капельку). Когда все гласные во всех словах будут названы, логопед убирает тучу и «появляется» солнце.
2.Игра «Телевизор».
Цель. Записать только гласные буквы слова.
В экран телевизора (макет из цветного картона) логопед вставляет картинку, а в окошечко под экраном – полоску бумаги. Ребенок называет картинку и в окошечке под экраном записывает гласные буквы данного слова. Для игры берутся картинки на 2-сложные и 3-сложные слова, произношение которых не отличается от написания.
3.Игра «Лодочки».
Цель. Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.
Из страны Звуков и букв к нам плыли лодочки (макеты лодочек и реки из цветного картона)и везли слова. Но во время сильного ветра из слов пропали гласные. Назови картинки, которые ты видишь на лодочках. Какие гласные пропали из слов? Верни словам пропавшие гласные буквы.
Для игры используются картинки на 1-сложые, 2-сложные, 3-сложные слова.
Ребенок называет слово и кладет под лодочкой гласные буквы из данного слова.
4.Игра «Машины».
Цель. Подобрать картинки к соответствующим гласным буквам.
Машины везут товар в магазины. Угадай, в какой машине какой товар?
Перед ребенком ряд картинок и несколько машин (макеты из цветного картона). На кабинах машин гласные буквы. Ребенок называет картинку, определяет гласный, который есть в этом слове и ставит картинку в кузов машины с соответствующей гласной буквой. Для игры используются картинки на 1-сложные слова.
5.Игра «Телевизор» 2 вариант.
Цель. Подобрать картинки к соответствующим графическим схемам.
Догадайся, о чем идет передача по телевизору.
Перед ребенком ряд картинок. В рамочку под экраном логопед вставляет графическую схему одного слова. Ребенок называет слово и вставляет в экран нужную картинку.
Для игры используется макет телевизора из п. № 2. Предлагаются картинки на 2-сложные слова.
6.Игра «Рыболов».
Цель. Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны только гласные буквы.
Поймай рыбку и придумай слово по схеме.
Перед ребенком пруд (макет) с рыбками (макеты из цветного картона, на которых приклеены графические схемы слов и магниты)и удочка (игрушка, сделанная из ветки, нитки и магнита). Ребенок на удочку ловит рыбу и придумывает слово по графической схеме.
Для игры используются схемы 1-сложных, 2-сложных и 3-сложных слов.
Порошина Ольга Анатольевна
Дмитриева Татьяна Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Дмитриева Татьяна Валерьевна
Сафонова Ирина Александровна
Дмитриева Татьяна Валерьевна