Урок риторики «Виды похвалы: комплимент и похвальное слово» (6–7 классы)
Урок на тему:
«Виды похвалы: комплимент и похвальное слово»
1.Орг. блок:
-Добрый день, уважаемые гости и ребята! Чтобы день прошёл удачно, надо начинать его с улыбки. Давайте просто улыбнёмся друг другу, и пусть сегодняшний урок как всегда принесёт нам радость общения. Главное- быть внимательными, находчивыми, трудолюбивыми!
*1слайд
-Итак, перед вами карточки и учебник «Риторика», часть2, у которой есть свои ключевые слова. Прошу напомнить основное понятие 2-ой части нашего учебника. («Речевые жанры»)
*2слайд
-На партах у вас листы для работы, где вы будете фиксировать свои предложения, составлять планы и таблицы. Подпишите их.
-А вы помните, с какой лёгкостью на прошлом занятии вы распределяли тексты по жанрам? Напомните, какие жанры получились? (Загадки, афиша, считалки, скороговорки, объявления)
-Прошу поработать в парах. Подумайте, что помогает нам так быстро определить жанр. Есть ведь какие-то приёмы, которые помогают отличать друг от друга разные речевые жанры? Например, загадку от афиши, считалку от объявления). Сообща попробуйте составить и перечислить эти закономерности или приёмы. 1-2 мин.
. (Цель говорящего, коммуникативная задача, где употребляется и языковые средства).
*3слайд
-Всё ли назвали, сравните? Может быть, вы хотите дополнить?(Все согласны-карточки +)
-Вы определили первое - цель говорящего, коммуникативная задача. Выходит, что в соответствии с речевой задачей составляется жанр. Так?
-А если моя речевая задача - поздравить друга с днём рождения, какой жанр мне нужно выбрать?(Поздравительное письмо) А если мы обращаемся за помощью?(Просьба) А может, на том же дне рождения вы оказались в незнакомой компании, какой жанр нужно реализовать? (Знакомство). Спасибо.
2. Погружение в деятельность
-Человеку общительному проще познакомиться, верно? И вообще проявить себя в речевых жанрах. Я предлагаю игру-разминку. Стр. 59: «За что мы любим?» Выберите в классе человека, который по умению общаться нравится вам. Укажите пять качеств, которые особенно привлекают в этом человеке, не указывая его самого. Задание будем выполнять письменно, в парах. На работу одна минута. Пожалуйста!
-Теперь прочитайте по очереди ваши записи, а мы вместе постараемся определить, к кому они относятся. Кто первый? Чей портрет мы узнали сразу, кого выбрало большинство класса? Вы хотите сказать, что в вашем классе самый общительный и интересный человек – это…? ( Я поняла: в классе много общительных ребят).
-А сейчас посовещайтесь в парах и попробуйте прокомментировать картинки на стр.59. Что здесь изображено, вы понняли? Что имел в виду художник?
-1подсказка: обратите внимание, как наз. игра?
(Слева-что-то похожее на скульптуру, коробка с гипсовыми фрагментами: глаза, губы, а справа-цветы, облака, солнышко. Может, хотя бы предположения? Даю 2 подсказку:
*4слайд
-В чём состояла ваша речевая задача, когда вы говорили, что вам нравится в человеке? Когда мы выражаем одобрение человека, его поведения, поступков, характера? Подберите синоним: рассказать о хороших качествах, выразить своё одобрение-это…
-Вы, наверное, догадались, как будет называться речевой жанр, с которым мы сегодня познакомимся? (Если коммуникативная задача - похвалить, то…речевой жанр будет называться похвала)
К нашему рисунку мы вернёмся позже, чтобы проверить ваши предположения..
2.
*5слайд
-Итак, вы правильно определили: наша тема-«Похвала»
-Как вы считаете, что может включать в себя эта тема? Какие вопросы могут раскрываться в предложенной теме? Посовещайтесь в парах, составьте перечень предложений и озвучьте, какие вопросы могут раскрываться в теме, которую вы только что сформулировали? (Какие бывают виды похвалы, в каких ситуациях уместно её использовать, какие языковые средства нам помогут?)
*6слайд
-Прочитайте, дополнять будем? А что не назвали? Я предлагаю использовать этот алгоритм в дальнейшей работе.
3. Осуществление деятельности, открытие нового знания.
*7слайд -А так ли это важно – похвальное слово?
-Стр.77. Работаем в парах по рядам. Ознакомьтесь с заданиями к упражнениям.:1р.-№85; 2р.-№86; 3р.-№87.Попробуйте ответить на общий вопрос: с какой целью похвала произносится и какие имеет последствия? Какую реакцию вызывает у адресата? Время выполнения-1-2мин.
-Я предлагаю озвучить 1-ый текст. Объясняют ребята на первом ряду, а дополнять, комментировать и оценивать могут все.
Не забывайте карточки.
1р.:Нельзя лишать народ такого удивительного правителя! Как отреагировал страшила? Найдите.(Так это правда, что я удивительный?-просияв спросил страшила. Больше того, вы единственный, я хочу, чтобы вы стали моим другом.- Страшила с восхищением поклонился доброй волшебнице)Он стремится стать хорошим правителем, и фея это чувствует.
-Почему с восхищением?(Почувствовал тёплое, неравнодушное отношение к себе. Люди, умеющие ценить в других достоинства, вызывают восхищение. Это человеческий талант).
2р.- Озвучьте текст(№86). В чём особенность 2 комплимента? (Он ответный).
-Чем вызвана ответная реплика сверчка? (Он увидел перед собой человека, чувствующего и понимающего музыку).
-Как вы думаете, мальчик запомнит эти слова? Почему? (Возможно, в нём уже возникло желание стать музыкантом, и эти слова для него важны. Это ведь маленький Моцарт))
3р. Оценивает комплимент миссис Бэнкс.
-В чём особенность этого комплимента? Сравните эту похвалу с предшествующими. (Неискренне звучит).
-Но ведь Мэри Поппинс, действительно, блестяще справляется со своими обязанностями.(Не может принять хвастовства Мэри)
-Все ли согласны с мыслью, что такая неискренняя похвала является комплиментом? Какое слово здесь подобрать уместнее? (Лесть)
-В чём же отличие похвалы от лести? (Из корыстных соображений).
-Посовещайтесь в парах и определите, каковы цели и задачи похвалы?
*8слайд – Сравните с тем, что сказали. Нужно ли дополнять? Для чего похвала?
*9слайд- Давайте посмотрим, как относились к. похвале известные писатели.
3.
-Откройте стр. 81: перед вами 2 вида текста. Работаем в парах. Я предлагаю определить два речевых жанра, определить, в чём они совпадают и чем отличаются между собой, оформить результат можно в табличной форме и озвучить его. Время выполнения 1-2 мин. Критерии для сравнения можно выбрать с опорой на подсказки в учебнике.
-Кто готов? Вначале назовите, какие это жанры или виды.
*10 слайд(формулировка задания)
-Т. е. везде содержится похвала, но справа-это развёрнутая речь, развёрнутый комплимент. Это монологическая речь.
*11слайд(сравните)
-А что вообще, по-вашему, можно хвалить?(Всё, что похвалы достойно)
*12слайд(бабочка, стрекоза)
-А лужи хвалить можно? А муху? А стену? Не верите? Ну что ж, давайте пошутим. (Учитель читает)
-Убедились? А почему стала возможной похвала?
-Ребята постарались даже в этом заметить что-то хорошее. То, что похвалы достойно.
*13слайд
-Внимание на экран.(13 слайд) Попробуйте выявить ещё одну особенность похвального слова. Обратите внимание, что и как хвалят в высказываниях, которые тоже сочинили ваши сверстники.
*14слайд
(стр. 84, №94-1 ряд; стр.85,№94-2 ряд, стр.87, №99-3 ряд). Мы это назовём риторическим анализом текста. Работаем в парах. Ваша задача - определить приёмы, слова, при помощи которых составлены похвальные тексты.
*15слайд:
1р.-анализ похвального слова о книге
2р.-похвальное слово автомобилю
3р.-солнцу
-Что может помочь выполнить это задание?
-Я предлагаю вместе составить общий план. Посоветуйтесь в парах, посмотрите на свои тексты и предложите свои варианты плана для анализа текстов. На обдумывание-1-2мин.
-Получилось? Давайте попробуем вместе. Что мы знаем по нашей теме?
(1)Вы помните, как называется 1 этап создания речи? На 1 этапе-изобретения-что нам помогает?(Топы). Как вы понимаете топы? Что это? Их много, но с одним вы уже познакомились.
2) А когда вы хвалите кого-то, вы же обращаетесь к нему? А обращаться можно и к самому предмету и к человеку, создавшему предмет.
3) А ещё- человека, предмет похвалы вы же обычно хорошо знаете. Он играет какую-то роль в вашей жизни. Как мы это сформулируем? (Важность предмета, его значение).
4)Языковые средства
*16 слайд : Теперь ознакомьтесь с образцом. (Учитель читает план:1.Используется ли топ «Риторическое определение», «Сравнение»?
2.Использует ли автор нестандартные приёмы: риторическое обращение, жанр письма, обращение к человеку, создавшему предмет и т. д.
3.Какую роль играет предмет в жизни автора?
4.Какие слова подбирает автор для выражения своих чувств?
5.О каких элементах содержания, состава предмета сообщает автор?
-Если у вас есть предложения, мы его дополним. Будем дополнять? Не забыли? Вы должны определить что и как хвалят. Выполняйте. Время-2-3мин.
*17слайд( похвала книге)
-Внимание на экран. Работают ребята 1 ряда, а дополнить и оценить может каждый.(Топ-Рит. определение-в конце, рит. обращение-в начале; роль-книга помогает лучше понять жизнь; чувства-что-то прекрасное, веселит, становится интереснее жизнь; слова-что-то прекрасное; содержание-герои, приключения, открытия).(Согласны? Дополнения есть?)
*18слайд( автомобиль)-Как составлено похвальное слово об автомобиле. Справились? (Начало связано с завершающими фразами; Топ-сравнение-как на чудо, похож на человека; роль-без тебя невозможна современная жизнь; чувства-благодарен, нравится смотреть, благодарен; слова-явление загадочное и таинственное; элементы хар-ки-скорость, комфорт, надёжность.
-Все откройте стр.87. Мы предоставляем слово ребятам 3 ряда. Что включает в себя похвала солнцу?(Тут и рит. обращение, рит восклицание-сколько тепла и света даришь ты людям! и призыв, яркое выражение чувства; роль- не только в своей жизни, а обобщённо, для всех людей вообще; чувства-«самые добрые мысли и чувства»:милое, дорогое; дарит жизнь, согревает, всё зеленеет; слова- пословица о солнце, прекрасно и всемогуще.
-Что напоминает вам картинка справа? (Рис. на стр.59) Объясните связь рис. солнышка с текстом.(Даёт жизнь, согревает). Ну а теперь попробуйте по ассоциации с солнышком прокомментировать рис. на стр. 59(Так и внутри человека столько нерастраченных чувств, которыми он может согреть и украсить жизнь ближнего своего похвалой, хорошим отношением. И это тоже достойно похвалы).
-Давайте подведём итоги: что в прочитанных текстах достойно похвалы?(Работая в парах, составьте перечень-памятку: за что можно хвалить?) Если позволяет время.
*Сравните: 19 слайд
4. Обсуждение домашнего задания.
-Остаётся разобраться в каких ситуациях будет уместна похвальная речь? Как вы считаете? Стр.81, № 91. Сравните, какие ситуации предложены? Совпадает с тем, что вы сказали? И всё же чаще всего похвальная речь звучит на юбилеях, днях рождения.
-А кто помнит, какое большое событие приготовил для нас всех, для нашей гимназии месяц март? (Будем отмечать 20-летие гимназии)
-Вы догадались, каким будет домашнее задание, озвучьте?
*20слайд( домашнее задание)
(Написать похвальное слово, можно попробовать даже в стихотворной форме).
Риторическая задача.
- Напишите, а затем произнесите похвальное слово на выбор:
любимой гимназии в честь её 20-летия;
любимому городу, поселку, селу;
любимому уголку природы (лесу, полю, лугу, реке, морю и т.д.).
Не забудьте, что похвальное слово произносится убедительно, с чувством восхищения.
Разумеется, домашнее задание расположено в порядке убывания сложности. Вы выбираете то, что для вас подходит больше. Ведь все люди разные и смотрят по разному на одно и то же. Вот, например, на солнышко, о котором мы говорили.
21слайд- Внимание на экран. (Учитель читае
“Солнце – монетка”, - скупой проворчал.
“Нет, сковородка!” - обжора вскричал.
“Нет, каравай”, - хлебопек произнес.
“Компас”, - сказал убежденно матрос.
“Солнце – звезда!” - астроном объяснил.
“Доброе сердце!” - мечтатель решил.
-Вам знкомо слово ассоциация? Кто может помочь?(Когда одно слово вызывает в воображении, в сознании образ другого. Поиграем. Я называю, вы продолжаете.
стол и стул, зима и снег;
земля и шар,
добро и зло, черное и белое;
гром и молния, лампа и свет;
собака и животное;
автомобиль и мотоцикл;
секунды и минута, солнце-…
-Школа-
А я скажу - парта. А как вы думаете, можно ли составить похвальное слово парте?
Давайте вспомним, что и за что хвалят? За что хвалили книгу, автомобиль, солнце?(Место, время, свойства, действия, изобретателя)
Благодаря каким качествам парта достойна похвалы? За что же мы её будем хвалить?
*22слайд (Гимн парте). Учитель читает (стр. 85, №96)
Гимн парте
…Старая парта! Помнишь ли ты того первого школяра, который, набравшись нахальства, вскочил на тебя ногами, не подозревая о том, что если бы все парты мира поставить друг на друга, то по ним можно было бы добраться до Луны, что, кстати, уже и сделано, и не без твоей помощи!
Мудрая парта! А помнишь ли ты всех великих, которые, не будучи еще великими, уже сидя за тобой, стремились к великой цели и только тебе одной поверяли свои первые стихи и теоремы, проекты и прожекты, грандиозные замыслы путешествий и чертежи космических аппаратов?
Терпеливая парта! Не тот ли, кто, просидев за тобой десять лет, и кому ты стала теперь не нужна, удивляется, почему произносится столько слов и о ком – о парте, совершенно неодушевленном деревянном предмете…
О парта, ты – колыбель гениев. Одно из самых великих изобретений, которому благодарное человечество, несомненно, еще поставит памятник. Парта будет существовать столько, сколько будет существовать школа»(М.Ю. Федосюк и др.)
Авторы учебника просили прочитать с торжественной интонацией. А мою интонацию можно ли назвать торжественной? Помогите подобрать нужное слово(задушевная)
*23слайд
-Попробуйте, ребята, присоединить свой голос к удивительному гимну труду, творчетву, гимназической дружбе и любимым учителям-гимну вашим будущим успехам и нашей гимназии. И пусть он прозвучит на следующем занятии торжественно, задушевно, с мягким юмором и теплотой вашего сердца- доброго и отзывчивого.
23 слайд- вы можете добавить что-то своё.
*24слайд-вот она, наша школа.
5.Рефлексия.
-Скажите, ребята, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке?
-Для чего нужно похвальное слово и какие виды его бывают,
-основные задачи похвального слова и сфера употребления,
-языковые средства похвальной речи(как хвалят),
-что может быть объектом похвального слова.
-Каким должно быть похвальное слово - так называется памятка, которая поможет вам его составить дома:
*25слайд- Сравните с тем, что вы перечислили
-учитель создаёт памятки
1. Оно должно быть эмоциональным.
2. Должно содержать мысль о том, что данного человека мы давно знаем с хорошей стороны, его добрые качества нам давно и хорошо известны.
3. Необходимо назвать моральные качества человека, которые мы ценим (доброта, внимание к людям, готовность помочь и т.д.)
4. Выступление должно содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, кому адресована речь.
5. Оно должно содержать указание на личное отношение выступающего в данному человеку, на личную благодарность этому человеку от выступающего.
6. Должно включать добрые пожелания на будущее.
- Завершающие слова учителя. Мой мудрый ученик!
Твоё желание учиться безмерно, а стремление к творчеству безгранично!
Мой терпеливый ученик! С какой стойкостью воспринимаешь ты множество видов разной деятельности, которые ты осваиваешь в гимназии!
Мой благородный ученик! Тебе каждый день приходится работать над собой, чтобы стать лучше!
Как великодушен ты бываешь! Оставайся таким же мудрым и терпеливым, мой ученик!
-Скажите, соответствует ли моя речь правилам составления похвального слова?
-И всё же я попрошу вас включить в эти правила, составленные вами ещё один пункт:
ваше Слово всегда должно быть искренним!