Викторина для детей 6–7 лет «Путешествие по временам года»
Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Аистенок" г. Мичуринск
Описание работы: Данная викторина для детей 6-7 лет проводится в виде игры соревнования между командами. Викторину можно использовать на внеклассных мероприятиях с целью закрепления характерных особенностей каждого времёни года и изменениями в природе в течении года.
Цель: формирование знаний о временах года, их особенностях
Задачи:
а) образовательные:
¾ учить различать времена года по характерным особенностям, называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года;
¾ знакомить с месяцами, соответствующими каждому времени года, их особенномтями;
¾ формировать умение наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе, применять полученные знания на практике;
б) развивающие:
¾ развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы;
в) воспитательные:
¾ воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.
Дидактическое обеспечение: раздаточный материал, презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Межпредметные связи: письмо, чтение.
Ход игры-викторины:
Педагог: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас ждут приятные сюрпризы, конкурсы на уроке - викторине «Путешествие по временам года».
Каждый год мы наблюдаем, как природа меняется от одного времени года к другому. Меняются краски, один пейзаж сменяет другой, и так четыре раза в год. Этот постоянный процесс называют временами года. Давайте сегодня отправимся в путешествие по временам года, посмотрим, как растительный и животный мир проходит через все сезонные изменения от весны к лету, от лета к осени, от осени к зиме и от зимы к весне.
В викторине принимают участие две команды.
И если вы окажитесь победителями, то получите диплом.
Педагог рассказывает о правилах викторины.
За каждый конкурc, который выиграла команда, участники получают 1 балл. В конце викторины подводятся итоги. Первое место получает та команда, которая наберёт наибольшее число правильных ответов и баллов.
1. Конкурс «Стихи о природе» (домашнее задание)
Цель: воспитание бережного отношения к природе
Педагог: Каждый из вас знает, что самое важно беречь природу. Одному из участников команды надо прочитать стихи о бережном отношении к природе: (стихи подбирает каждая команда)
Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Слайд 1
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В. Чижов)
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
2. Конкурс: «Из какого времени года загадка»
Цель: развитие логического мышления, памяти
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла ...
(Весна)
Слайд 2
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
слайд 3
Изумрудные луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...
(Лето)
слайд 4
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, белы дома.
Ночью к нам пришла...
(Зима)
слайд 5
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
3.Конкурс «Найди ошибку»
Цель: развитие внимания, кругозора, памяти, логического мышления.
ребенок должен научиться выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.
Задание: Ребенок не только должен ответить на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", но и мотивировать свой ответ, развернуто объяснить, почему он выбрал ту или иную картинку.
1.Кого не встретишь зимой в лесу?
(волк, медведь, белка, заяц)
Слайд 6
2. Что не растёт осенью?
(лисичка, белый гриб, подосиновик, подснежник)
Слайд 7
3. Что не встретишь на полянке летом?
(колокольчики, розы, снежинка, шиповник)
Слайд 8
4. Кого не встретишь у кормушки зимой?
(воробей, ласточка, снегирь, синица)
Слайд 9
4. Конкурс «Продолжи пословицу»
Задание: продолжить пословицу,
Ход конкурса: педагог по-очереди читает начало пословицы каждой команде. Дети продолжают пословицу.
Начало пословицы |
Продолжение пословицы |
|
|
Больше снега |
- больше хлеба |
|
Готовь сани летом, |
а телегу зимой. |
|
Зимний снег глубокий |
- летом хлеб высокий |
|
Весна красна цветами, |
а осень снопами. |
|
Осень – запасиха, |
зима - подбериха. |
|
Июнь любит работу, |
отобьет от всяких плясок охоту. |
|
Кто в августе гуляет |
- тот зимой голодает. |
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
Физкультминутка
Цель: применение здоровьесберегающих технологий для избежания переутомления и перегрузок детей
Педагог: Давайте проведем игру «Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклоны)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
4. Конкурс «Когда это бывает?»
Цель: развитие речи, логического мышления, памяти
Ход конкурса: педагог показывает картинку, дети должны отгадать время года
1. Весна (подснежник) ( слайд10)
2. Зима. ( снеговик) (слайд 11)
3. Лето. ( круг для плавания) (слайд 12)
4. Осень. (зонт) (слайд 13)
Подведение итогов конкурса. Команда-победитель получает балл.
5. Конкурс «Раскрась картинку с отгадкой»
Цель: развитие логического мышления, практических навыков в раскрашивании.
Ход конкурса: педагог загадывает загадку, дети всей командой находят ответ на картинке-раскраске, коллективно закрашивают ответ.
Загадки:
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы…
(Скворечник)
слайд 14
На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал,
Вмиг развеял этот шар.
(Одуванчик)
Слайд 15
За каждый правильный ответ команда получает балл.
6. Подведение итогов игры.
Вот и подходит к концу наша викторина, где вы имели возможность показать свои
знания и умения, смекалку и находчивость. Давайте подведем итоги нашего конкурса.
Подводятся итоги игры и награждаются победители.
7. Рефлексия:
Цель: анализ перемены своего настроения, деятельности в течение урока.
Как вы думаете, справились Вы с поставленной целью?
Какие вопросы викторины понравились вам?
Были какие-то трудности с ответами?
Вы своей работой довольны?
Спасибо вам за проделанную работу! Молодцы!
Список использованных источников:
1. Ахслис Элизабет. Мировой календарь: Природа. — 2013.— С. 46–48.
2. Бальмонт К. «Осень».
3. Елкина Н.В, Тарабарина Т.И «1000 загадок. Пособие для родителей и педагогов».
4. Нищева Н.В. «Система коррекционной работы».
5. Полак И. В. Время и календарь. — М.: Гостехиздат, 2012, 40 с.
6. Ртицкий Ф. В. День и ночь. Времена года. — М.: Гостехиздат, 2014.
7. Степанов В.«Воробей».
8. Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
9. http://www.malych.org Журнал для молодых мам.
10.http://www.sochuroki.com/vremena-goda-prirody/
Лещёва Светлана Николаевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Карине Рафаеловна
Сидорова Зоя Григорьевна
Кожевникова Елена Владимировна
Сидорова Зоя Григорьевна
Шабанова Алёна
Сидорова Зоя Григорьевна
Столика Светлана Евгеньевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Егорова Галина Васильевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Пшеничнова Ирина Александровна
Сидорова Зоя Григорьевна
Акатова Ирина Анатольевна
Сидорова Зоя Григорьевна
Марченкова Инна Вячеславовна
Чабанова Светлана Новомировна
Семяшкина Ирина Васильевна
Сидорова Зоя Григорьевна