12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Канагина Лариса Валерьевна324
Педагог дополнительного образования в учреждении: ГБУ социального обслуживания Краснодарского края "Горячеключевской комплексный центр социального обслуживания населения" (Отделение помощи семье и детям)
Россия, Краснодарский край, Горячий Ключ
Материал размещён в группе «Дошкольники»
5

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Автор статьи:

Канагина Лариса Валерьевна,

старший воспитатель высшей категории,

МБДОУ детский сад № 9 г. Горячий Ключ


 

Анонс: статья адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций. В статье приведено описание системы планирования воспитательно-образовательной деятельности с учётом действующих в современных условиях дошкольного образования нормативных требований и рекомендаций. Статья иллюстрируется слайдовой презентацией, а также включает практические материалы в виде приложений: «Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной деятельности: распределение тем и содержания в течение учебного года» (фрагмент), «Ежедневное календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности» (типовая форма).

В материалах используется аббревиатура, общепринятая в дошкольном образовании: ФГОС ДО – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Сан ПиН – Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО; ООП ДО – основная общеобразовательная программа дошкольного образования; ДОО – дошкольная образовательная организация; РППС – развивающая предметно-пространственная среда.


 

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 

Когда мы тратим время на планирование,

его становится больше.

М. Рустам (индийский учёный)


 

В современных условиях роль грамотного планирования не утратила своей актуальности (слайд 1). Планирование позволяет не только систематизировать и упорядочить воспитательно-образовательный процесс, но и выступает своего рода путеводителем для педагогов, способствуя рациональному решению задач качественного образования.

Построение педагогических систем в контексте образовательной деятельности – процесс многоуровневый, поэтапный и последовательный, включающий в себя, как правило, три ступени (слайд 2):

1) педагогическое моделирование – создание модели образовательной деятельности с определением цели, пути её достижения, планируемого результата, основанного на целевых ориентирах (например, модель выпускника детского сада);

2) педагогическое проектирование – доведение модели до уровня практического использования (описание этапов проекта и условий его реализации);

3) педагогическое конструирование – дальнейшая детализация проекта в конкретной ситуации, в реальных условиях, с реальными участниками образовательных отношений (логика конструирования: разработка ООП ДО, включая рабочие программы по образовательным областям à перспективное планирование à календарное планирование).

Планирование – это (слайд 3):

1) одна из главных функций управления процессом реализации ООП ДО;

2) научно обоснованный процесс организации педагогической деятельности в ДОО; отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей, придаёт воспитательно-образовательной деятельности содержательность, определённость и управляемость.

Перспективное планирование воспитательно-образовательной деятельности в возрастных группах ДОО – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц.

Календарное планирование воспитательно-образовательной деятельности в возрастных группах ДОО – это заблаговременное и детализированное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на каждый день, с указанием конкретных и необходимых условий, используемых средств, форм, методов работы.

ФГОС ДО (слайд 4): «…содержание образовательной деятельности не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития».

Т.о. содержание воспитательно-образовательной деятельности заранее детально не прописывается, а формируется в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы детей / ребёнка. Следовательно, планирование может включать в себя перечень примерных мероприятий, компонентов РППС, выступающих в данном случае в роли средств развития детей / ребёнка; конкретные наименования данных мероприятий определяются или уточняются в зависимости от прогнозируемых или возникающих по ходу деятельности (или в ходе сложившейся образовательной ситуации) интересов и потребностей детей / ребёнка.

Планирование должно быть нацелено не только на достижение поставленных воспитательно-образовательных задач, но и предоставлять детям возможность выбора и проявления собственной самостоятельности. При этом важно соблюдать баланс инициативы. Педагог – это взрослый человек, профессионал, на котором лежит ответственность за развитие и обучение воспитанников. Он не может идти на поводу у сиюминутных желаний детей, иначе воспитательно-образовательный процесс, как таковой, может стать хаотичным и спонтанным, что противоречит дидактике, определяющей обучение как процесс целенаправленный. Педагогу необходимо удерживать во внимании воспитательно-образовательные задачи и, вместе с тем, создавать нужные ситуации для детей, нацеливая их внимание на важное и существенное, направляя и поддерживая их инициативу и познавательную активность.

Планирование, как документ педагога, является обязательным; может быть представлено в виде рамочного шаблона, предусматривающего возможность внесения корректировок, изменений и дополнений по ходу взаимодействия с детьми.

В числе отличительных особенностей планирования воспитательно-образовательной деятельности в ДОО можно выделить (слайд 5):

Отсутствие единых правил составления и ведения планирования, как документа (допускается форма планирования, разработанная ДОО самостоятельно, при условии соблюдения основных принципов планирования; важно помнить, что предлагаемая издательская продукция носит, в большинстве своём, рекомендательный характер и является типовой, т. е. примерной, не отражая в полной мере формируемый компонент ООП ДО);

Соотнесение планирования с примерной ООП ДО, по которой организуется воспитательно-образовательная деятельность в ДОО; следование требованиям СанПиН к режиму дня, режимным моментам и образовательной нагрузке детей дошкольного возраста;

В планировании принимают участие воспитатели и специалисты ДОО; соблюдение преемственности между сменными воспитателями группы;

Объективная оценка педагогом уровня своей профессиональной компетентности в момент планирования (зависимость уровня сложности образовательных мероприятий от компетентности и мастерства молодых специалистов и педагогов-стажистов);

Соотнесение планирования с возрастным и численным составом группы; учёт гендерных особенностей и предпочтений;

Фактическое оснащение, наполняемость и состояние РППС группы (мероприятия планируются с использованием имеющихся компонентов среды или предусматривают её дополнение, преобразование и т. д. (например, создание макета, оформление выставки и др.));

Ежедневность и регулярность планирования всех базовых видов детской деятельности, включая подвиды и классификации, их разнообразие, целесообразное сочетание и чередование; ведущий вид деятельности детей – игра (например, дидактические игры: по ОБЖ, экологического содержания, речевые игры, игры на внимание, на логическое мышление, шансовые и т. д.; наблюдение: за погодой, за сезонными изменениями, за трудом взрослых, за объектами живой природы и др.);

Включение интересных и традиционных событий, праздников, мероприятий (регион, ближайшее социальное окружение, ДОО, группа и др.);

Создание ситуаций партнёрского взаимодействия, делового сотрудничества между детьми и взрослыми (совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей, в т. ч. через привлечение внимания к РППС);

Предоставление детям возможности выбора, проявления инициативы и самостоятельности; создание условий для возрастающей самостоятельности, ответственности, самоорганизации (постепенный переход от совместной деятельности к самостоятельной; поручения, ответственное дело; ситуации, предполагающие рассуждения, размышления, высказывания и т. д.; создание разнообразной РППС – право и возможность выбора и др.);

Обеспечение условий для индивидуализации развития ребёнка, его личности, мотивации и способностей; учёт особых образовательных потребностей отдельных категорий детей (индивидуальная работа, взаимодействие и преемственность со специалистами);

Удовлетворение любознательности детей, их потребностей поисково-исследовательского характера (планирование мероприятий в контексте реализуемых в группе проектов);

Вовлечение семей воспитанников в воспитательно-образовательную деятельность (как участников, инициаторов событий, исполнителей); наличие мероприятий организационного, информационного, просветительского характера;

Соблюдение основных принципов ФГОС ДО: развивающего образования, интеграции образовательных областей, природосообразности (возрастные и индивидуальные особенности и возможности), комплексно-тематического подхода и др.

Комплексно-тематический принцип планирования воспитательно-образовательной деятельности в ДОО – планирование различных видов деятельности детей, образовательных событий в группе с опорой на темы (слайд 6). Так называемый приём «глубокого погружения в тему» был известен и широко применялся ещё в 80-90 годы. Автор методики, Надежда Михайловна Короткова, предлагала педагогам при планировании воспитательно-образовательной деятельности руководствоваться темообразующими факторами:

1) реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

2) воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям;

3) события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность);

4) события, происходящие в жизни группы, «заражающие» детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и индустрия игрушек.

В современных условиях данный подход не утратил своей актуальности. Например, в методических рекомендациях Оксаны Алексеевны Скоролуповой при организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольников педагогам предлагается следовать принципу «событийности» на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и т. д.

Оба варианта приемлемы и дополняют друг друга, имея ряд особенностей и преимуществ:

Взаимосвязь с принципом интеграции, как содержания, так и организации образовательной деятельности (организованная образовательная деятельность, совместная и самостоятельная деятельность);

Тематика, предлагаемая детям, социально значима (для ребёнка, семьи и общества), вызывает детский интерес, активизирует любознательность и поисково-познавательную деятельность;

Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

Построение всего воспитательно-образовательного процесса вокруг одной центральной темы даёт большие возможности для целостного, разностороннего и гармоничного развития детей;

Темы помогают организовать информацию оптимальным способом;

У детей появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления;

Позволяют включать в воспитательно-образовательную деятельность региональные, этнокультурные компоненты и культурные практики, учитывать специфику конкретной группы и ДОО (события, традиции, обычаи и т. д.).

Перспективный и Календарный план воспитательно-образовательной деятельности являются обязательными нормативными документами, регулирующими деятельность воспитателей и специалистов ДОО в процессе реализации ООП ДО и содержания психолого-педагогической работы по основным направлениям развития детей дошкольного возраста.

Структура и форма перспективного и календарного планирования разрабатывается ДОО, согласно специфике учреждения; перечень и распределение тем с указанием воспитательно-образовательных задач и примерного содержания деятельности разрабатываются непосредственно педагогами ДОО (воспитатели, специалисты) на основе реализуемой ООП ДО (при участии методической службы ДОО и / или объединений педагогов – Творческая группа и т. п.). Структура и форма планирования принимаются решением педагогического совета ДОО на один учебный год.

Алгоритм действий Творческой группы ДОО (слайд 7, приложения1-2):

1) Подготовительный этап:

- разработка локальных актов ДОО (план работы Творческой группы по внесению изменений в действующую систему планирования, Положение о планировании воспитательно-образовательной деятельности в группах ДОО);

2) Теоретическая часть: актуализация основных аспектов нормативного документа – ФГОС ДО в части требований, предъявляемых к проектированию и планированию воспитательно-образовательной деятельности:

3) Практическая часть – создание методических продуктов:

Форма фиксирования наличия фактических компонентов РППС в группах.

Индивидуальный Комплексно-тематический план для каждой возрастной группы (совместно с воспитателями) – Приложение 1.

Обоснование формы, предложенной Творческой группой:

- заинтересованность участников образовательных отношений в каждой группе в выборе тем недели;

- наличие общих, похожих и индивидуальных тем, а также тем, созвучных с мероприятиями городского и краевого уровня (обеспечение достижения единства воспитательно-образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста; органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями; соблюдение баланса между лексическими и календарными «программными» темами и темами, отражающими региональный и этнокультурный компоненты, специфику ДОО, традиции группы, реальные интересы детей и т. д.);

- выбор темы на 1-2 недели (все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

- включение семей воспитанников как непосредственных участников мероприятий;

- рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

- каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, спектакль и т.д.)).

Примеры индивидуальных тем (слайд 8).

Унифицированная форма ежедневного Календарного плана (предусмотрена вариативность ведения и заполнения) – Приложение 2.

Обоснование формы, предложенной Творческой группой:

- предусмотрены мероприятия по реализации проектов (познавательная, поисковая, опытно-экспериментальная, познавательно-исследовательская и др. виды деятельности). Примечание: мероприятия планируются, если реализация темы недели предусмотрена через проектную деятельность (старший дошкольный возраст). Варианты: 1) тема недели полностью реализуется через проект; 2) в контексте темы недели могут быть реализованы несколько краткосрочных проектов; 3) мероприятия по реализации проекта не созвучны с темой недели (например, долгосрочный проект в масштабах всего ДОО);

- форма планирования унифицирована, предусматривает несколько вариантов ведения и заполнения: электронный или рукописный вариант; подвижная структура таблицы (не меняя перечень компонентов плана); учёт специфики коррекционных групп; возможность внесения корректировок, изменений и дополнений.

Форма плана-конспекта организованной образовательной деятельности (структурные компоненты в соответствии с ФГОС ДО).

Обоснование формы, предложенной Творческой группой:

- конспектирование организованной образовательной деятельности представлено в виде плана-конспекта (следует структурным компонентам, изложенным в ФГОС ДО; позволяет импровизировать, изменять ход и содержание деятельности в зависимости от интереса и познавательной активности детей; помогает рационально организовывать деятельность воспитателей, экономит трудозатраты);

- приложение памятки в помощь воспитателю: варианты создания мотивации для детей (распределение по возрастным группам), варианты рефлексии (вопросы, символы, игровые действия и упражнения).

Консультирование, памятки и т. д. по мере необходимости.

Перспектива: унифицированная форма описания проектной деятельности.

/data/files/x1549545038.docx (Ежедневное календарное планирование (типовая форма))

/data/files/f1549544926.PPT (Планирование воспитательно-образовательной деятельности)

/data/files/z1549544275.docx (Комплексно-тематическое планирование (фрагмент))

Из опыта работы Творческой группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 9 г. Горячий Ключ

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.