Статья на тему «Виртуальные музеи для старшего дошкольного возраста»
Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который используется педагогами в нашем ДОУ как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии. Такая форма позволяет разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.
ФГОС дошкольного образования требует от педагогов новых идей и подходов к организации воспитательно-образовательного пространства ДОО. Одной из таких инноваций является инф0рматизация д0школьного образования. Информатизация ДОО — это создание единого информационного образовательного пространства с активным использованием интернет — ресурсов, информационн0 – к0ммуникационных технол0гий в образ0вательном процессе. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у дошкольников как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, развитием наци0нальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не д0стаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Бурн0е развитие информационных технологий и их широкое использование во всех областях человеческой деятельности с одной стороны и отсутствие во многих городах музеев различной тематики с другой стороны, привело к созданию виртуальных музеев. Понятие виртуальный музей вошло в нашу жизнь в конце прошлого века, начиная с середины 90-х годов. Под виртуальным музеем понимается с0зданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве, кот0рый воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги, коллекции, экспозиции и т. п. И дает возможность виртуального путешествия по экспозиции и даже ее самостоятельного моделирования. Таким образом, можно выделить две разновидности виртуальных музеев:
виртуальные музеи
представительства реально существующих музеев
но называются все они пока одинаково: виртуальные музеи.
Возможно, у кого-то возникнут, вопросы, зачем нужен виртуальный музей в дошкольном учреждении. Во-первых, в групповых комнатах недостаточно места для размещения всех коллекций и экспозиций, во-вторых, экспонатами мини-музея, зачастую являются семейные реликвии, поэтому мы просто переводим в электронный вид экспонаты и создаем интерактивный музей. Следовательно, создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использования интернет - технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению родителей в совместную проектную деятельность.
Использование в работе с воспитанниками виртуальных музеев, развивает познавательный интерес к истории, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, воспитателей, родителей и имеет ряд дидактических функций:
реализуется принцип научности обучения;
реализуется принцип наглядности обучения.
Виртуальные музеи имеют ряд преимуществ перед традиционными посещениями музеев:
не покидая дошкольное учреждение можно увидеть и узнать много нового и интересного;
являются эффективным способом познания окружающей действительности, используя технологию виртуальных экскурсий.
В заключении хочется сказать, что виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее: экспозиция виртуального музея постоянна лишь в своем развитии. Он, как и люб0й другой музей может постоянно пополнятся новыми материалами и развиваться дальше. Работа по созданию Виртуальн0го музея сплачивает коллектив педагогов, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, что в результате ведет к обеспечению социально-воспитательного эффекта: содействию воспитания будущего поколения, обладающего гражданско - патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее малой родины.
Таким образом, виртуальный музей способствует развитию познавательных процессов, формирует с0циальную устан0вку, делает жизнь всех участников воспитательно - образовательного процесса более насыщенной и интересной, поднимает культуру воспитанник0в, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира, а для педагогов и родителей является центром сохранения ценностных ориентиров и педагогической культуры.