Доклад «Выстраивание индивидуальной профессиональной траектории выпускников образовательных организаций, получивших свидетельство об обучении»

2
2
Материал опубликован 16 May 2023 в группе

Выстраивание индивидуальной профессиональной траектории выпускников образовательных организаций,

получивших свидетельство об обучении (слайд 1)

Согласно статье 60. п. 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении» (слайд 2).

И зачастую перед образовательными учреждениями, выпускающими таких деток, а также перед их родителями встает вопрос «Что же делать дальше? Куда пойти учиться выпускнику?» (слайд 3).

Сегодня я попытаюсь осветить вопрос выстраивания индивидуальной профессиональной траектории выпускников образовательных организаций, получивших свидетельство об обучении из опыта работы МБОУ «Школа № 19 г. Ельца».

Работа по определению дальнейшего профессионального маршрута обучающихся с умственной отсталостью это достаточно длительный процесс, который должен начинаться не на пороге выпуска из школы, а значительно раньше. Поэтому в нашей школе работа по профориентации школьников начинается с 1 класса и продолжается до момента поступления выпускника в учреждение среднего профессионального образования.

Цель данного направления работы - создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к сознательному профессиональному самоопределению, с учётом их индивидуальных возможностей, склонностей и интересов, а также с учетом требований рынка труда и потребностями общества. (слайд 4)

Ранее эта работа велась согласно программе профориентационной работы «Дорога в завтра», в настоящее время осуществляется согласно модулю «Профориентация» Рабочей программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». (слайд 5)

Работа по выстраиванию профессионального маршрута обучающихся с умственной отсталостью предусматривает следующие этапы: (слайд 6)

Пропедевтический этап - 1 - 4 класс. Направлен на формирование у младших школьников любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей и ближайшего окружения, формирование нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности. Происходит знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры. Данная работа осуществляется в основном на уроках труда и в рамках внеурочной деятельности.

В старших классах начинается профессиональная подготовка.

5 - 7 класс - поисково-зондирующий этап: формирование у подростков начальных представлений о многообразии мира профессий, профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

Обучающиеся начинают осваивать материал по обувному делу, столярному делу, швейному делу и сельскохозяйственному труду. Происходит формирование мотивации и положительного отношения к трудовой деятельности, выбору будущей профессии.

Активно-поисковый этап – 8 класс: формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. На этом этапе ведется активная информационно-просветительская работа на классных часах (знакомство с миром профессий, с учебными заведениями начального специального образования, с конкретной ситуацией на рынке труда), проводят первые профессиональные пробы в рамках вовлечения в работу трудовой бригады. Обучающиеся продолжают более углубленно изучать материал по обувному делу, столярному делу, швейному делу и сельскохозяйственному труду. Происходит развитие у обучающихся осознанного отношения к выбору будущей профессии.

Профессиональное определение учащихся – 9 класс: подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда. Профориентационная деятельность осуществляется через углубленную трудовую подготовку. Внимание старшеклассников сосредоточивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, осуществляется оценка и коррекция профессиональных планов; учащиеся знакомятся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности.

Также происходит знакомство обучающихся с основами трудового права, ребятам рассказывается о необходимых для трудоустройства документах, о том, на что стоит обратить внимание при трудоустройстве, об этапах поиска работы и устройства на неё. Это позволяет нашим выпускникам увереннее себя чувствовать в профессиональной сфере.

Вообще профориентационная работа предусматривает следующие виды деятельности педагогов, обучающихся и их родителей (слайд 7):

- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха трудовых бригад, где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки. 

- совместное с педагогами изучение интернет - ресурсов, посвященных выбору профессии;

- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

- освоение школьниками основ профессии в рамках учебных предметов, включённых в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Анализ трудовых и индивидуальных способностей выпускников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) показывает, что они могут освоить такие профессии как: столяр, штукатур, маляр, слесарь сантехнических работ, швея, плотник, портной, мастер по ремонту обуви, цветовод, рабочий зеленого хозяйства, кухонный работник, станочник деревообрабатывающий, слесарь механосборочных работ. (слайд 8)

Однако, зачастую мы в своей работе сталкиваемся с тем, что определенная часть родителей (законных представителей) обучающихся, имея высокий уровень притязаний, не адекватно соотносит индивидуально-психологические особенности и возможности ребенка с требованиями профессии. (слайд 9). Данная категория родителей, желая для своего ребенка получения в дальнейшем престижной и высокооплачиваемой профессии, предъявляет к нему и образовательному учреждению завышенные требования, планирует поступление ребенка в те учебные заведения, обучение в которых возможно лишь при наличии у обучающегося аттестата.

Поэтому, работа с родителями это одна из самых важных задач в работе по профориентации. Именно родители играют большую роль в формировании у обучающихся, развивающихся на фоне умственной отсталости, правильной самооценки своих профессиональных знаний, умений и навыков и адекватного уровня притязаний, а соответственно в будущем становлению гармонично развитой личности, успешно реализующей свои потенциальные возможности.

Работа как с обучающимися, так и с родителями осуществляется по следующим направлениям (слайды):

образовательное направление включает в себя (слайд 10)

- знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры;

- формирование мотивации и положительного отношения к трудовой деятельности, выбору будущей профессии через практическую и развивающие игры;

- развитие у учащихся сознательного отношения к выбору профессии через проектную деятельность, творческие отчёты, презентации;

- формирование представления о профессиях в рамках профиля трудового обучения, о трудовых обязанностях в профессиях, обеспечение трудовых проб, экскурсии на различные виды производства, подготовка практической умелости в рамках выбранной профессии;

- включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности.

информационное направление направлено на: (слайд 11)

- информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о профессиях и учебных заведениях города, о востребованности рабочих профессий на рынке труда (раздаточный материал, информационные буклеты, размещение информации на школьном сайте, тематическом стенде, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, классные часы, занятия по профориентации);

- информирование родителей (законных представителей) об индивидуальных особенностях здоровья, о профессиональных предпочтениях обучающихся по результатам диагностик (классные родительские собрания, консультации, ППк);

- информирование родителей (законных представителей) о проводимой в школе работе по профориентации (размещение информации на школьном сайте, тематическом стенде, родительские собрания);

- создание «банка данных» методических разработок занятий и уроков педагогов школы, подбор методической литературы, оказание помощи педагогам в разработке занятий (консультации, сбор материалов);

- создание коррекционно-развивающих игр по профориентации (оформление материала в бумажном и электронном формате);

- изучение, обобщение и распространение педагогического опыта по профориентационной работе (выступления на заседаниях ШМО, открытые уроки, мастер-классы, разработка дидактических пособий, публикация опыта работы);

- знакомство обучающихся и их родителей (законных представителей) с учебными заведениями и предприятиями города, с организацией рабочего процесса (организация экскурсий, посещение Дней открытых дверей).

социально-психологическое направление включает в себя: (слайд 12)

- профориентационные занятия социального педагога. Занятия направлены на формирование представлений о будущей профессиональной деятельности и развитие способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях;

- профориентационные занятия педагога – психолога. Коррекционно-развивающие занятия направлены на расширение и закрепление знаний учащихся об особенностях профессий, доступных для подростков; на формирование у обучающихся способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями. Занятия проводятся с использованием: элементов социально-психологического тренинга, ролевых и профориентационных игр, дискуссий, анализа конкретных ситуаций, психодиагностических процедур.

диагностическое направление реализуется через: (слайд 13)

- выявление личностных особенностей обучающихся и состояния их здоровья для построения индивидуальных маршрутов по профессиональному определению (диагностика);

- определение уровня информированности участников образовательного процесса по вопросам профориентации (анкетирование обучающихся и родителей);

- выявление интересов, способностей к трудовой деятельности обучающихся (наблюдение);

- выявление профессиональных предпочтений (анкетирование, опрос, наблюдение);

- определение уровня сформированности социально-трудовых компетенций (мониторинг).

рефлексивное направление направлено на: (слайд 14)

- определение качества знаний обучающихся о профессиях;

- определение сформированности профессионального плана обучающегося;

- оценивание промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

- анализ результатов реализации программы профориентации. Сбор информации о трудоустройстве выпускников;

- оценивание промежуточных и итоговых результатов профориентационной работы;

- внесение корректив в содержание профориентационного модуля программы.

Так выглядит работа по построению профессионального маршрута для обучающихся с умственной отсталостью в общих чертах. (слайд 15). Отдельно хочу остановиться на индивидуализации данной работы.

Профессиональный образовательный маршрут строится с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка. Поэтому большое внимание стоит уделять изучению его особенностей, а также социальных и материальных возможностей семьи.

Изучение трудовых возможностей ребенка происходит на протяжении всего его обучения в школе. Так учитель во время учебной и трудовой деятельности обучающегося отслеживает его способность к дисциплине и самодисциплине, его умение действовать по инструкции, по образцу, формирование необходимых трудовых навыков. Социальный педагог путем анкетирования и индивидуальных выясняет сформированность представлений о мире профессий, осознанность выбора профессии, склонность к тому или иному виду труда. Педагог психолог изучает сформированность у учащихся внутренней потребности и готовности к профессиональному самоопределению, помогает подростку понять, кем стать в будущем, и определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие его интересам, личностному типу, способностям.

Далее, с учетом полученных данных о ребенке, о возможностях семьи по его дальнейшему обучению, а также согласно запросу обучающихся и их родителей, осуществляется подбор учреждений, принимающих на обучение выпускников, получивших свидетельство об обучении.

Каждый год, мы проводим работу по межведомственному взаимодействию с упреждениями, принимающими наших выпускников на дальнейшее обучение. В прошлом учебном году список таких учреждений выглядел следующим образом: (слайд 16)


п/п

Учреждение

Адрес, контактный телефон

Специальность

Срок обучения

Дополнительная информация


ГОБ ПОУ «Елецкий колледж промышленности и отраслевых технологий»

г. Елец, ул. Мира д.119



Маляр

10 мес.

- питание не предоставляется

- детям-сиротам выплачивается социальная стипендия


ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»

г. Липецк, ул. Калинина д.65


8-952-596-89-38 Юлия Ивановна

в 2021-2022 учебном году планируется набор по специальности Оператор ЭВМ

10 мес.

- имеется общежитие

- питание не предоставляется

- детям-сиротам выплачивается социальная стипендия


ГОБ ПОУ «Октябрьское техническое училище»

Липецкая область, Усманский район, с. Октябрьское, ул. СПТУ -32, д. 9


8(47472) 3-51-23

Кухонный рабочий

10 мес.

- имеется общежитие



ГОБ ПОУ «Липецкий колледж строительства, архитектуры и отраслевых технологий»

г. Липецк, Студенческий городок, д. 1

8(4742) 48-86-58

Марина Владимировна



Малярные и декоративные работы

10 мес.

- общежитие имеется, но места предоставляются только при наличии свободных мест

- питание не предоставляется


ГОБ ПОУ «Грязинский технический колледж»

г. Грязи ул. Марии Расковой, д. 21


8-961-600-29-33 Ирина Васильевна

Маляр

10 мес.

- имеется общежитие

- предоставляется 1 разовое питание на сумму 40 р. + компенсация 40 руб. на питание

- детям-сиротам выплачивается социальная стипендия


ГОБ ПОУ «Тербунский аграрно-технологический техникум»

с. Тербуны, ул. Ленина, д. 45


8(47474) 2-90-17

Ирина Ивановна

Кухонный рабочий

10 мес.

- общежитие имеется, но места предоставляются только при наличии свободных мест

- предоставляется бесплатное питание


ГБ ПОУ «Новоусманский многопрофильный техникум»

Воронежская обл., с. Новая Усмань, ул. Ленина д.310

Маляр

Швея

Каменщик

Штукатур

1г. 10 мес.

- имеется общежитие

- питание не предоставляется

- детям-сиротам выплачивается социальная стипендия

К сожалению, анализируя представленные в нашем регионе возможности получить профессиональное образование выпускникам, получившим свидетельство об обучении, можно отметить их однобокость и краткосрочность. Как видно из таблицы, в основном нашим выпускникам предлагается получить профессию маляра или кухонного рабочего, а срок обучения составляет всего 10 месяцев. Для нас, как учреждения ежегодно выпускающего из своих стен ребят, получивших свидетельство об обучении это является актуальной проблемой.

Во-первых наши выпускники способны овладеть такими профессиями как каменщик, швея, столяр, слесарь сантехнических работ, плотник, портной, мастер по ремонту обуви, цветовод, рабочий зеленого хозяйства, станочник деревообрабатывающий, слесарь механосборочных работ, сварщик, оператор ЭВМ.

А во-вторых, слишком сжатые сроки профессионального обучения приводят к тому, что закончив обучение в учреждении СПО выпускник, еще не достигнув возраста 18 лет, оказывается вне системы образования и вынужден искать возможности трудоустройства.

В-третьих, не все учреждения предоставляют возможность проживания в общежитии, что также является одной из проблем дальнейшего трудоустройства выпускников.

В общем же, анализируя трудоустройство наших выпускников можно отметить, что большая их часть поступают на обучение в одно и тоже учреждение, практически в том же составе. Это позволяет им чувствовать себя увереннее в новой для них среде.


презентацияPPTX / 1.38 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Исправляюсь. Презентацию добавила.

21 May 2023

Похожие публикации