12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мамбетова Сауле Сапаровна57

Уважаемые коллеги! Я, учитель русского языка Чернорецкой СОШ № №1 Павлодарского района, Мамбетова Сауле Сапаровна.

Разрешите представить вашему вниманию свою презентацию о внедрении одного из модулей в серию последовательных уроков.

Своё выступление хочу начать цитатой немецкого философа Имануила Канта :« Не мыслям надобно учить, а мыслить».

Почему модуль: Обучение критическому мышлению? Потому что, осознаю актуальность проблемы развития критического мышления, считаю, что в эпоху информационного общества необходимо научить учеников добывать информацию самостоятельно, развивать способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой сложности, развивать критичность и логичность их мышления. И чтобы обосновать идею своей презентации хочу процитировать крылатую афоризму французского лексиколога: « Мысли походят на перелетных птиц; если их не наловят сейчас же, быть может, никогда не поймают».

С педагогической точки зрения, понятие критическое мышление рассматривается в общем смысле как «дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдений, опыта, размышлений или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям». В своей статье «Что такое критическое мышление?» Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г .Холланд, США раскладывает понятие критическое мышление как пять составляющих :

1. это мышление самостоятельное (Понятие КМ1)

2. носит индивидуальный характер.(П2)

3. начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. (П3)

4. стремится к убедительной аргументации (П4)

- центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение, которое поддерживается рядом доводов и каждый из доводов должен подкрепляться доказательствами. (П4а)

- аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов (П4б)

5. проявляется в социуме, потому что всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. (П5).

Все семь модулей Программы взаимосвязаны между собой и использование одного из модулей автоматически задействует реализацию другого. Через применения различных приёмов критического мышления я смогу:

- обучить детей как надо правильно работать с информацией (обучение тому как учится (П3) ), в процессе диалога на уроках дети нарабатывают практику убедительной аргументации (обучение через диалог ( П4, П5) модуль 1);

- актуализировать активные способы обучения (П3, П4, П5)

- научить детей правильно оценивать свои возможности в обучении и контролировать свой процесс обучения саморегуляция и самоменджмент в обучении (оценивание для обучения и оценивание обучения П1, П4а, модуль 3);

- дать основу для работы с информационными технологиями и ориентирование в мире современной информации ( использование ИКТ в преподавании и обучении П3 модуль 4);

- выявлять лидеров в классе и направлять их лидерство в обучение (П 5 модуль 7):

- способствовать проявлению у детей творческого мышления и выявлять способных и одаренных детей (П1, П2 модуль 5);

Первый урок практики на мотивационно этапе начала с применения приема « Соотнеси СЛОВА»- учащиеся методом сравнения, сопоставления слов смогли определить тему урока и сформировать собственные цели урока. Нурсулу, сопоставляя данные слова, увидела, что слова первого и второго столбика отвечают на одни и те же вопросы, а Кристина отметила главное различие в том, что слова первого столбика обозначают признак по действию, а второго столбика- признак предмета. Вероника подытожила ответ и пришла к выводу, что слова второго столбика они знают- это прилагательные, а слова первого столбика ещё незнакомые им слова. Так, учащиеся сравнивая и сопоставляя слова смогли определить тему и цель урока: изучить причастие как особую форму глагола. А также формировались навыки критического мышления.

На следующем уроке использовала прием «Ромашка Блума» -использование разноуровневых заданий помогло мне активизировать учащихся , потому что каждый учащийся отвечал на теоретический материал того уровня, которым он владеет. Ответы Лебедева Руслана, который отвечал на уровень А меня обрадовали, уже тот факт, что мотивация ученика к самообразованию присутствует, я считаю большим плюсом.

Прием « Графический диктант» на третьем уроке – этот прием на мой взгляд помогает учителю наглядно ,доступно и быстро определить степень понимания и владения пройденного материала . Итог графического диктанта –должен был получиться рисунок в виде лестницы: две клетки вертикально –слова причастия, две клетки горизонтально вверх- слова прилагательные. Этот прием мне и детям понравился: изюменка -игра, но в то же время помогает мне увидеть степень понимания теории, а ученикам – закрепить и повторить пройденный материал.

Прием «Тренировочный опрос» - немаловажным аспектом является систематизация всей информации. Данный прием помог мне повторить и обобщить материал по теме: причастие. Дети работали по вопросам, составленные мною по типу: от простого к сложному. Работали в паре, в группах: на основе диалога развивалась речь учащихся, дети слушали ответы друг друга – ответы несколько раз повторялись и шло как бы механическое запоминание теории. Если я раньше вопросы простого вопроса, то теперь я использую вопросы по таксономии Блума, то развитие критического мышления на более высоком уровне.

. Особое место занимало внедрение приемов на операционном этапе: «Фишбоун», «Парная работа», «Посол», « Море вопросов», для развития критического мышления, так как позволяют развивать умение применять взвешенные решения, работать с информацией.

Прием «Фишбоун»–помогает учащимся отслеживать свой путь понимания при работе с изучаемым материалом. Учащиеся работая в парах, в группах, учились совместно рассуждать, составлять вопросы, выделять в тексте ключевые слова. Затем при составлении постера, проявился творческий талант детей. То есть проявляется высокий уровень критического мышления: анализ, вывод, интерпретация. Форма организаций благотворно действовала на учащихся, так как при работе дети свободно передвигались, диалог был конструктивным, дети полностью активизировали себя на достижение поставленных цели. В первой группе спикером группы была Нурсулу, во второй -Вероника. При защите своего постера они показали высокий уровень мышления: богатый словарный запас слов, понимание теоретического материала, умение последовательно и логично излагать материал. «Парная работа», «Посол», «Море вопросов» - основная задача данных приемов формирование коммуникативной компетенции. Чтобы правильно, логически последовательно построить свою речь, нужны определенные навыки критического суждения. Эти приемы помогают формировать такие навыки в процессе обучения: учащиеся в процессе диалога, отвечая на разноуровневые вопросы, выполняя дифференцированные задания учатся критически мыслить самостоятельно. Так, например, Диана никогда не изъявлявшая желания отвечать, стало активно работать в группе, изъявлять желание отвечать. То есть я наглядно увидела на её примере формирование критического мышления

На рефлексивном этапе использовала приемы: «Лови ошибку», «Тест», « Три правды и одна ложь», «Тренировочная контрольная», «Добавь детали», Сочинение. Эссе «Осенние зарисовки», которые направлены на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Форма работы: индивидуальная и групповая.В виде словесной формы: диалог, кумулятивная беседа, дети рассказывают тот материал, который осознали, переработали в процессе самостоятельной работы. Письменная работа способствует развитию более глубокому развитию критического мышления.

Работа в группах прошла хорошо дети сами распределили задание, сильные ученики объяснили слабым как выполнить упражнение. Каждый выполнил задание сам. На каждом уроке я применяла оценочный лист, формативное оценивание. Оценивания работы групп, самооценивание и взаимооценивание тоже способствовали развитию критического мышления.

Анализируя опыт четырех уроков по применению модуля критическое мышление можно сделать вывод, что внедрение его в практику может;

- повысить ответственность ученика за качество собственного образования,

- развить навыки работы с информацией, заложенной в тексте, формировать умение вырабатывать собственное мнение на проблему, развивать логическое мышление ученика.

При использовании приёмов критического мышления в своей практики в дальнейшем, я думаю, обучение русского языка у моих учеников станет более мотивированным, и результат обучения будет эффективным. У учеников появится интерес к преподаваемому мной предмету, потому что детям интересны уроки с использованием различных форм обучения.

В ходе практики:

УЧЕНИКИ НАУЧИЛИСЬ:

-задавать вопросы;

-выражать свои мысли ( устно и письменно) ясно;

-аргументировать свою точку зрения;

-вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей.

Я НАУЧИЛАСЬ:

создавать атмосферу комфортности.;

структурировать учебный процесс; наблюдать и анализировать обучение учащихся.

ПЕРСПЕКТИВЫ:
-разумно подбирать стратегии на уроке,

-апробировать приемы критического мышления: «Инсерт», «Да/нет» . «Шесть шляп».

 

Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь учащимся в их адаптации к быстро меняющимся условиям современной жизни. Свое выступление хочу закончить словами Владимира Францевича Эрна: « Кто чувствует силу слов, кто ощущает жизнь порождённой мысли, тот может представить, как мысль это растёт, развивается, становится цельным, прекрасным мировоззрением и подобно готическому храму, тянется к небесам».

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.