Выступление «Создание условий развития дополнительного образования в ДОУ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ» ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МБДОУ «ДС № 194 Г. ЧЕЛЯБИНСКА» ЧИСТЯКОВОЙ Н.Г. 2021
А в т о р ы: Белоусова Р.Ю., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»; Егорова А.Н., старший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 300», г. Нижний Новгород; Калинкина Ю.С., заведующая муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 300», г. Нижний Новгород
Структура программы Целевой раздел Пояснительная записка Принципы построения программы и организации образовательной деятельности Планируемые результаты освоения парциальной программы Содержательный раздел Первый год обучения. Старшая группа Второй год обучения. Подготовительная к школе группа Методические рекомендации Организационный раздел Примерный перечень материалов и оборудования Приложения Приложение 1. Примерные конспекты образовательной деятельности Приложение 2. Дидактический материал Приложение 3. Сказки и рассказы духовно-нравственного содержания
Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным ценностям и к культурному наследию родного края. Общие задачи программы Обучающие: формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края; формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека, о его нравственном облике, нравственном поведении; формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.). Воспитательные: воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру; формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях; воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру. Развивающие: пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний; развивать умение размышлять на духовно - нравственные темы на основе изученного материала; развивать потребность в познании.
Духовно-нравственное воспитание детей при реализации программы осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО. Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения, взаимопонимания. Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно-нравственные темы. Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле. Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности. Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.
Программа выстроена по возрастному принципу и разработана для старшей и подготовительной к школе групп (5–7 лет). Реализуется в течении двух лет. В основу построения программы положена идея интеграции содержания вокруг общей темы.. Первый год обучения направлен на воспитание нравственных качеств личности ребёнка, на его умение видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека (сверстника, членов семьи, окружающих людей), а также на формирование первоначальных знаний о своей малой родине. На втором году обучения дети знакомятся с историческими личностями и героями современности родного края. Организация педагогического процесса предусматривает взаимодействие многих социальных субъектов: детского сада, семьи, детской библиотеки, музея и др. Образовательная деятельность организуется в группах, музыкальном зале, кабинете педагога дополнительного образования.
Тематическое планирование образовательной деятельности Первый год обучения. Старшая группа Ра з д е л 1. Семья (6 ч) Ра з д е л 2. Добро и зло (22 ч) Ра з д е л 3. Малая Родина (4 ч) 1 Моя семья. Мои самые близкие, родные и любимые люди 2 Мать и дитя 3 Образ отца 4 Братья и сёстры 5 Бабушки и дедушки 7 Добро и зло 8 Хорошо ли быть злым? 9 Наше настроение 10 Учимся справляться с гневом 11 Какие бывают поступки 12 Добрые дела и поступки. Добрые слова 13 Милосердие и сочувствие 14 Совесть 15 Жадность и щедрость 16 Прощение 17 Упрямство 18 Скромность 19 Благодарность 20 Храбрость и трусость 21 Зависть 22 Доброжелательность 23 Справедливость 24 Хвастовство 25 Гордость 29 Мой родной край 30 Место, в котором я живу 31 Достопримечательности родного края (города, района, села) 32 Мой любимый детский сад. От истоков к современности 26 Послушание 27 чувства других людей 28 Вера и верность
Тематическое планирование образовательной деятельности Второй год обучения. Подготовительная к школе группа Ра з д е л 1. Русь — великая, Ра з д е л 2. Никто не забыт Ра з д е л 3. Герои многоликая (10 ч) и ничто не забыто (9 ч) современности (4 ч) 2 Становление многонациональной Руси (часть 1) 3 Становление многонациональной Руси (часть 2) 4 У истоков родного города, района, села 5 Герои древних времён (Александр Невский) 6 Герои древних времён (Юрий Долгорукий) 21 Какие бывают поступки 22 Гордимся нашими олимпийцами 21 Какие бывают поступки 22 Гордимся нашими олимпийцами 23 Преодолей себя! 24 «Подвиг возраст не выбирает» 7 Герои древних времён (Дмитрий Пожарский) 8 Герои древних времён (Кузьма Минин) 9 Николай Александрович Добролюбов 10 Максим Горький 11 Люди, оставившие след в истории родного края 12 На фронтах Великой Отечественной 13 Валерий Павлович Чкалов 14 Аркадий Петрович Гайдар 15 Подвиг земляков (часть 1) 16 Подвиг земляков (часть 2) 17 Подвиг земляков (часть 3) 18 Подвиг земляков (часть 4) 19 Подвиг тыла 20 Герои моей семьи в Великой Отечественной войне Ра з д е л 4. Улицы родного района (7 ч) 1 Вводное занятие «Кто такой герой?» 25 Улицы-герои моего края (города, района, села) 26 Улица Дежнёва 27 Улица Николая Гастелло 28 Улица имени Кошелева П.Л. 29 Улица Александра Люкина 30 Проспект Героев 31 Могу ли я совершить поступок? 32 Итоговое занятие. Интеллектуальная игра «что? Где? Когда?»
Условия реализации программы - материально-технические: наличие компьютера, магнитофона, музыкального центра, фортепиано, телевизора, видеомагнитофона, мультимедийной установки; DVD-дисков, интернет- ресурсов; - психолого-педагогические: использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, ориентированных на интересы и возможности каждого ребёнка - развивающая предметно-пространственная среда: - литература для детей по духовно-нравственному воспитанию и литература исторического содержания; - иллюстративный, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий; - аудио - и видеоматериалы; - методические разработки занятий, сценарии праздников, тематических вечеров; - оформление тематических альбомов, выставок.
Планируемые результаты освоения программы - Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков. - Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края. - Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом. - Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру. - Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.). - Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений. - Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку. - Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению. - Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.