Развитие субъективности одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования

10
1
Материал опубликован 24 March 2021

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


А.С. Ваниватова

МАУДО «Детско-юношеский центр «Восхождение», г. Хабаровск


В статье рассматриваются возможности организаций дополнительного образования в выявлении одаренных детей, развитии их способностей, в становлении их субъектности.


Ключевые слова: одаренные и высокомотивированные дети, дополнительное образование, детско-юношеский центр «Восхождение».

A.S. Vanivatova

Municipal autonomous institution of additional education «Сhildren and youth center "Voshozdenie"», Khabarovsk


DEVELOPMENT OF THE SUBJECT OF GIFTED CHILDREN

IN THE CONDITIONS OF THE FURTHER EDUCATION INSTITUTION


The article discusses the possibilities of organizations of additional education in identifying gifted children, developing their abilities, in the formation of their subjectivity.


Key words: gifted and highly motivated children, additional education, children and youth center «Voshozdenie».


Сфера дополнительного образования, следуя новой Концепции его развития в Российской Федерации, является инновационной площадкой для приобретения и освоения ребёнком знаний, умений и навыков в свободно избранном направлении. Этот процесс предполагает использование способов деятельности, которые отвечают интересам юной личности, её способностям и склонностям и содействуют формированию ценностных ориентаций, личностной самореализации и культурной адаптации вне рамок стандарта общего образования.

Деятельность учреждения дополнительного образования – это не только способ обеспечения занятости детей, предупреждения их противоправного поведения, отвлечения от вредных привычек. Велика воспитывающая и развивающая роль этих учреждений и в выявлении одаренных детей, развитии их способностей, в становлении их субъектности. Пример тому - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Детско-юношеский центр «Восхождение», вот уже 55 лет являющееся базой работы с одаренными детьми [1. – С. 13].

Одаренность рассматривается в педагогике как сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности [3. – С. 99], а способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием такого успешного выполнения той или иной деятельности [3. – С. 141].

Одаренные дети – это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (например, к музыке, рисованию, технике и т.д.) [3. – С. 99]. В целом процесс работы с такими детьми – это постоянное восхождение, движение вверх, постоянное желание такого ребёнка совершенствовать свои способности [2].

Неслучайно и название Центра - «Восхождение». Это процесс и результата поступательного движения таких учащихся по лестнице личностного роста и становления субъектности, когда через саморазвитие и самоопределение «себя сегодняшнего» юный человек восходит к себе «лучшему» [4]. Ведь субъектность одаренной личности – это её способность стать стратегом своей деятельности, уметь ставить и корректировать её цели, осознавать мотивы выстраивать свои действия и оценивать их, определять жизненные планы и способности их осуществления [1. – С. 13].

Главная проблема в отношении незаурядных детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы на настоящий момент уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям. Важно, чтобы ребенок с необычными способностями прожил детские годы, не стесняемый в своем развитии, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный рост в развитии их способностей, является одним из важных направлений работы нашего учреждения. Для реализации этого направления в Центре «Восхождение» проводится следующая работа.

Выявление одаренных детей в Центре на основе: 1) уже достигнутых практических результатов (итогов конкурсов, выставок, различных соревновательных мероприятий); 2) диагностических данных. Одна из методик - это тестирование. Процедура тестирования включает в себя разнообразные просьбы-задания ребенку: ответы на вопросы (если мы определяем интеллектуальные или академические достижения); выполнение набора упражнений (например, нарисовать что-либо, повторить какие-то спортивные, танцевальные движения, исполнить песню, мелодию).

Диагностические процедуры базируются не только на результатах тестов, но и на основе жизненных наблюдений за ребенком, которые предоставляют ценную информацию относительно поведения его дома, в школе, в учреждении дополнительного образования, и помогают выявить те или иные, порой редко встречающиеся способности, упущенные в процессе обучения ребенка. Только так психолог и педагоги дополнительного образования могут получить необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей. Например, педагог, наблюдая у ребёнка признаки художественной одаренности, при более углубленной диагностике может выявить креативный (творческий) тип одаренности, или учащийся театральной студии, проявляющий одаренность в сценической деятельности на самом деле обладает социальной (лидерской) одаренностью.

Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность ребёнка, но может породить и множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Для разрешения их педагогом-психологом проводятся занятия с одаренными детьми, задача которых - оказание психологической поддержки для развития личностного потенциала и становление их субъектности. Так на подобных психо-профилактических и развивающих занятиях мы уделяем внимание:

- приобретению и развитию коммуникативных и социальных навыков;

- развитию творческого мышления;

- организации процесса самопознания.

Необходимы психолого-педагогические занятия и для педагогов. Организация и проведение методических объединений по внедрению современных инновационных технологий в образовательный процесс, для развития творческого потенциала педагогов и их профессиональной компетенции в работе с одаренными детьми помогает педагогам сформировать у себя необходимые качества в работе с такими детьми.

Педагогами используются разнообразные формы, направленные на развитие одарённости и повышение творческого мастерства детей:

- обучение индивидуальное и в малых группах;

- работа по творческим проектам в режиме наставничества;

- каникулярные сборы, профильные смены, акции, мастер-классы, мастерские;

- творческие конкурсы, фестивали, конференции и др.

Отдельные педагоги апробируют технологии портфолио и построения индивидуальных образовательных маршрутов. Карта индивидуального образовательного маршрута составляется с учётом интересов учащегося, его потребностей и возможностей. Ребёнок сам прогнозирует и выбирает разделы и темы, которые выносятся на индивидуальное обучение, проектирует – составляет свою собственную образовательную программу, конструирует образовательную деятельность, определяя в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована эта программа. В изостудиях «Архип» и «Махаон» ярким результатом организации такой работы с одаренным ребёнком является его выпускная работа.

Развитие творческого потенциала одаренных подростков становление их субъектности, предполагает разработку и реализацию специальных проектов и программ. В них включаются наряду с более сложными и дополнительными материалами разработки по развитию творческих способностей детей, коммуникативных, лидерских и иных личностных качеств, способствующих их дальнейшей социальной адаптации. Так, например, по окончании основного курса в хореографическом ансамбле «Радуга» высокомотивированным подросткам предлагается обучение в театре современного танца «Трафик». Параллельно с основной программой в изостудии «Архип» осуществляется обучение по компьютерной графике для высокомотивированных детей. В изостудии «Махаон» реализуется проект «Талантливые родители талантливых детей».

Ежегодно в театр-студии «Диалог» проводится каникулярная смена «Окунёвка» для детей совместно с родителями, в клубе чирлидеров «Смайл» учебно-тренировочные сборы на базе загородных оздоровительных лагерей, в изо-студии «Архип» летние профильные смены с организацией пленэров в различных городах России (Сочи, Санкт-Петербург, Москва и др.).

Педагогами используются различные методы стимулирования одарённых детей: рейтинг творческой активности в образцовом детском театре «Сюрприз», портретная галерея и доска почёта в вокальной студии «Серебряная нотка», конкурс года «Самый яркий махаон» в изостудии «Махаон», авторские выставки в изостудии «Архип», конкурс «Лучший шахматист месяца» в шахматном клубе «Гамбит».

В развитии одаренного ребёнка большая роль отводится родителям. Они принимают активное участие в совместной работе с ребёнком и педагогом. Например, изготавливают костюмы для выступления на концерте, участвуют в социальном проектировании, организуют собственные спектакли, мастер-классы, помогают в проведении мероприятий и праздников в своем коллективе и в учреждении, сопровождают детей на летних пленэрах и в выездах на запад России и за рубеж. Некоторыми родителями ведутся видеозаписи конкурсных и концертных выступлений учащихся с последующим анализом совместно с педагогом и ребёнком.

image.png

image%282%29.png

​​​​​​​image%283%29.png

Таким образом, проблема выявления и развития одаренных детей, становления их субъектности сложна и требует внимательного и чуткого отношения к ней и родителей, и педагогов, и специалистов.


Литература


Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Активизация воспитательного потенциала детского движения в системе дополнительного образования детей: монография / под общ. ред. В.К. Григоровой. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2016. – 143 с.

Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Воспитательная система детского объединения как основа становления субъектности подростков: монография / под общ. ред. В.К. Григоровой. – Биробиджан: Издательский центр ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2015. – 136 с.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1989.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо.

5 August 2021

Похожие публикации