12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Утробина Марина Алексеевна49
1

Выступление на тему: «Родителям о роли общения в жизни подростков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»











Выступление на тему:



«Родителям о роли общения

в жизни подростков»








Подготовила: социальный педагог

Утробина Марина Алексеевна
















2020


«Одиночество – самое страшное наказание»

Ф. М. Достоевский.


«Кто не может взять лаской, тот и не возьмёт и строгостью»

А.П. Чехов


Общение в жизни человека занимает чрезвычайно важное место. Это мы знаем сами, и этот факт доказан многочисленными научными исследованиями. Однако в некоторых возрастных периодах общение является самой значимой стороной жизни человека. Одним из таких периодов является подростковый возраст.

Посредством общения у подростков формируются навыки взаимодействия с людьми, умение соотносить личные интересы с интересами окружающих, приобретается эмоциональный опыт. В процессе общения происходит проигрывание различных сторон будущей жизнидостигается основное новообразование подросткового возраста - самосознание

В подростковом возрасте отмечается возрастание роли друзей в процессе общения, в общении же с взрослыми подростки переживают напряженность. Эта напряженность может проявляться в хамстве и агрессии в адрес взрослого, не принимающего или не понимающего попытки взросления подростка; в стремлении создать «свой язык»; в отказе от общения из-за страха быть непонятым. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять и оценить себя, необходимо сравнить себя с подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определенный период времени становится весьма сильным. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них. Одновременно формируется отношение подростка к самому себе. Как правило, младшие подростки чаще, чем младшие школьники, думают, что окружающие невысокого мнения о них.

В процессе интимного общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния. «В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неудачи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников своими действиями (не только социально положительными), утвердиться в их глазах».

На основе взаимопривлекательности, психической совместимости или общих интересов у подростков возникают дружеские отношения. В дружбе формируются чуткость, отзывчивость, сопереживание, сочувствие и проникновение во внутренний мир друг друга.

Процесс самопознания и формирования широкого круга умений и навыков межличностного взаимодействия настолько захватывает подростков, что у них может наблюдаться резкое падение интереса к учебе, снижение академической успеваемости. Для многих их них в течение нескольких лет ведущей деятельностью становится общение. Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними стимулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впервые подростки, изучая свой внутренний мир, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уникальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма благоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества. Экспериментальные данные говорят о том, что у подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками.

Общение – сфера, в которой ребенку очень нужна защита. Как трудно приходится некоторым детям в коллективе: одних никто не замечает, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и затеи, над пятым просто издеваются морально и физически. Оказавшись в неблагоприятной среде сверстников, подросток обретает различные комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность в семье, в отношениях с младшими, учителями. В этих условиях невозможно говорить о нормальном психическом и нравственном развитии ребенка. Да и физическое его здоровье под угрозой. Защитником ребенка в семье выступает прежде всего мама, ей помогают в этом папа, бабушка, дедушка, братья и сестры. Дети должны видеть в родителях тех людей, на которых можно рассчитывать в трудные минуты. Родителям необходимо войти в сферу общения детей, понять положение ребенка в ней, научиться корректировать отношения между детьми.

Ребята по-разному воспринимают дефицит или избыточность общения, идет ли речь о его структуре или о содержании циркулирующей в нем информации. Одни при дефиците терпеливы и покорно, но с явными надеждами ждут добрых перемен, при избытке так же терпеливо сносят неудобства постоянного мельтешения множества лиц и галдежа вокруг, принимая в нем участие; другие, наоборот, активны в поиске, проявляя нередко как орудие назойливость, или агрессивно взламывают свой круг, чтобы либо сократить его, либо избавиться от нежелательного и нежеланных. Одним становится скучно, неинтересно болтать всегда про одно и то же, обсуждать или осуждать одних и тех же или, наоборот, неохота искать себя в пестром калейдоскопе интересов, фактов, суждений, создаваемом разными людьми; другие упорно преодолевают дефицит содержания, разыскивая тех, кто его мог бы восполнить, удовлетворить любопытство иными сведениями, подходами, взглядами, а при избытке – настойчиво ограничивают всеядность информации, сосредоточиваясь на том, что для них актуально.

Взрослые по собственному опыту знают, что общение помогает освоению личностью окружающего мира, обретения в нем себя, своего места, своего назначения. Можно не понимать этого, но нельзя не вмешаться, не корректировать многие поступки. Ущербное общение молодежи неизбежно затрудняет, искривляет ее приспособление к окружающей жизни. Вот потому в ней столь заинтересованы родители, которым не безразличны судьбы своих детей. Во многих семьях из-за «опасности дурного влияния улицы» подростков изолируют от среды. Может быть, это и спасение на какое-то время, но когда-то повзрослевшие юноша или девушка все-таки выйдут в открытую среду. Отсутствие опыта разнообразного общения и социальной жизнеустойчивой значительно усложняет существование. И может оказаться, что на каком-то этапе улица оказалась добрым другом подростку, многому научила его... Родителям стоит лучше узнать среду, в которой их дети проводят свободное время, и по возможности общаться с нею, вместе с детьми участвовать в ее жизни и влиять на нее. Однако воспитателю прежде всего необходимо не только понять, но и признать, что у подростка есть своя жизнь, отличная от нашей жизни, свои волнения, переживания, свой потаенный мир, свои ценностные ориентации на людей и отношения.

Следование подростка групповым ценностям или их отрицание становится критерием оценки со стороны и взрослых, и сверстников. А оценка сверстников особенно важна, т. к. она преобразуется в самооценку. Когда групповые ценности становятся для подростка частью своего «идеального» «я» и критериями самооценки, он то и дело рискует оказаться им не соответствующим.

Подросток может реально в ощущениях чувствовать себя неполноценным, если у него нет фирменных кроссовок (брюк, косметики). Попробуйте убедить его, что «мол, по одежке встречают, по уму – провожают». Да, конечно – скажет даже самый разумный и независимый, но все равно успокоения и удовлетворения от своего «понимания» не ощутит. А другой – так просто закипит от ярости на взрослых, которые так тупо и неумело «пудрят мозги». Физический облик – одна из ведущих ценностей во всех подростковых группах. Атрибуты нарождающейся женственности становятся либо предметом гордости, либо душевных мук их обладательницы. Грудь, еще только-только начинающая появляться, форма бедер и ног – все становится предметом заботливого и тревожного наблюдения, порой придирчивого сравнения с «успехами» подруг. У мальчиков появляющийся рельеф мускулатуры гораздо важнее, чем общая «красота». Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за своего небольшого роста. Некоторые девочки негативно воспринимают свой большой рост. Причиной отрицательных эмоций становятся также мелкие дефекты кожи, избыточный вес. Многие родители пристально следят за изменениями, происходящими во внешности подростка, ожидая первых признаков взрослости. Они присматриваются к своим детям и их товарищам, сравнивают и обсуждают их внешние данные. Таким образом, нередко именно родители провоцируют у своих детей появление «комплекса неполноценности» из-за недостатков фигуры, отдельных частей лица, замедленных или ускоренных темпов физиологического развития.

Общение родителей с подростком нужно строить на основе доброжелательности и взаимопонимания. Стиль взаимоотношений должен помочь подростку учиться, усваивать все истинно человеческое, познавать себя как личность. Подростки очень эмоционально-чувствительный «народ». Они хотят, чтобы родители их слышали, принимали их радость и боль, вовремя приходили на помощь. Попробуйте проанализировать вызывающее поведение подростка, в котором закодирован сигнал, посылаемый вам. Постарайтесь понять, чего добивается подросток, разглядеть под бунтующей оболочкой те чувства, настроения, которые он пытается выразить. Это поможет найти код к подростку, отыскать подход к нему и обрести духовную близость.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.