Выступление учителя-логопеда на заседании СППС № ___ от 2___года образовательной организации (Школа-Гимназия).

Автор | Шильчикова Ольга Васильевна |
Должность | Учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель реализующий адаптированные программы. |
Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
Преподаваемый предмет | Начальные классы, коррекционно-развивающие курсы (логопед, дефектолог, логопедическая ритмика эрготерапия детей и подростков). |
Название образовательной организации | МБОУ Гимназия №5 г Брянска |
Вид ресурса | Публикация |
Тип ресурса | Выступление |
Название ресурса | Выступление учителя-логопеда на ППк № ___ от 2_____ года образовательной организации ( Школа-Гимназия) |
Целевая аудитория | Все учителя СППС, логопеды, дефектологи, коррекционные педагоги. |
Цели, задачи | Обобщение и распространение педагогического опыта |
В 2024-2025 учебном году обучались 2 ученика с ОВЗ основной школы, имеющих различные по своей структуре системные нарушения устной и письменной речи и осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы (вариант 7 и вариант 8.1). Все 2 обучающиеся были зачислены по результатам обследования, проведенного в первой половине сентября 2024-2025 учебного года.
Основными задачами учителя-логопеда Гимназии № 5 в текущем учебном году стали:Осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ.
Обследование учащихся, определение структуры и степени выраженности имеющегося у них дефекта.
Комплектование для занятий, проведение индивидуальных занятий по восстановлению нарушенных функций.
Планирование работы в тесном контакте с учителями, тьюторами, СППС, администрацией ОУ .
Проведение работы в тесной взаимосвязи со специалистами коррекционно-развивающего сопровождения.
Консультирование по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ОВЗ.
Ведение необходимой документации.
Посещение и активное участие в работе методических объединений учителей-логопедов города.
Участие в работе ППк (психолого-педагогического консилиума) и СППС Гимназии.
В первые две недели данного учебного года (с 1 по 15 сентября) проводилось обследование навыков развития устной речи первоклассников и письменной речи учеников 2-6-х классов с ОВЗ посредством проведения индивидуальной беседы, мониторинговых исследований и слуховых диктантов с целью выявления наличия дисграфии (нарушения письменной речи).
Диагностика велась по нескольким направлениям:исследования сенсомоторного уровня развития речевых навыков;
исследования словообразовательных процессов;
исследование уровня сформированности грамматического строя речи;
исследование уровня развития связной речи;
исследование навыка понимания логико-грамматических конструкций;
исследование уровня сформированности письменной речи;
исследования уровня развития навыков языкового анализа и синтеза;
исследование уровня сформированности устной речи.
В ходе выполнения заданий, учитель-логопед заполнял таблицы, в которые вносил данные оценивания диагностических проб для исследования уровня всех сторон речевого развития каждого ребёнка. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили.
При оценке результатов были получены следующие данные о стойкой положительной динамики обучающизся с ОВЗ осваивающих АООП ОО:
| Начало учебного года | Середина учебного года | Конец учебного года | Динамика в % |
Сенсомоторный уровень развития речевых навыков | 2 | 2 | 2.2 | 10 |
Словообразовательные процессы | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 10 |
Грамматический строй речи | 2 | 2.2 | 2.3 | 15 |
Связная речь | 2 | 1.6 | 1.8 | 0 |
Логико-грамматические конструкции | 2 | 2.5 | 2.6 | 30 |
Письменная речь | 2 | 2 | 2 | 0 |
Навыки звукового анализа и синтеза | 2 | 2.1 | 2.3 | 15 |
Устная речь | 1.5 | 1.9 | 1.7 | 13 |
коррекция нарушений устной речи;
коррекция нарушений письменной речи;
коррекция фонетических дефектов;
логопедическое консультирование;
профилактика речевых нарушений.
Все обучающиеся в 2024-2025 учебном году получили максимальную коррекцию отклонений в развитии устной и письменной речи. Параллельно с этим на протяжении всего полугодия проводилась работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по русскому языку посредством проверки контрольных и творческих тетрадей обучающихся.
Регулярно проводилась консультативно – просветительская работа среди учителей и родителей. Родители детей с ОВЗ по необходимости приглашались на консультацию, где были информированы о состоянии речи ребенка и получали советы о работе с ним в домашних условиях, а также по запросам учителей.
Основными задачами реализации коррекционно-развивающей логопедической программы стали:Создание условий для формирования правильного звукопроизношения и закрепление на словесном материале, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ.
Развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов, грамматического строя через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ (общих интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, в том числе и мелкой моторики.
При индивидуальной работе с обучающимся подбиралось произведение под определённую тему: либо лексическую, либо грамматическую и во второй половине урока проводилась словарная работа.
При индивидуальной работе с ребёнком с целью закрепления произношения или автоматизации определённых звуков использовались чистоговорки, потешки, скороговорки, стихотворения.
Динамика работы фиксировалась учителем-логопедом в специальных графиках мониторинговых исследований уровня развития устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ (первичный, промежуточный и итоговый мониторинг).
100 % обучающихся продолжат посещать коррекционные занятия учителя-логопеда в следующем учебном году.
Активно продолжает накапливаться дидактический материал, с помощью которого проводится коррекция устной и письменной речи обучающихся.
Прослеживая динамику работы, намечены следующие задачи коррекционной работы на следующий 2025-2026 учебный год:
Продолжать осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию речевых дефектов разных категорий обучающихся с ОВЗ;
Продолжать работать в тесном контакте с учителями, специалистами и воспитателями ГПД;
Продолжать работу по профилактике речевых нарушений.
Учитель-логопед: Шильчикова Ольга Васильевна_________ Дата:
Список литературы (источники) |
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] // Под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982 г. |
АНМЦ «Коррекция и развитие» [Электронный ресурс] // Е.Д. Худенко. – М., 2007 г. |
Бабкина Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе [Текст] // Дефектология. 2006 г. |
Балаева В.И. О системе планирования психокоррекционной работы с детьми с нарушениями речи // Школьный логопед. 2007 г. |
Лубовский В.И. Современные логопедические подходы в диагностике // Школьный логопед. 2008 г. |
Практическая психология и логопедия: журнал, 2008 г. |
Андреева С.Л. Коррекционно-логопедическая работа с детьми-дисорфографиками [Электронный ресурс] // Учитель-ученик; проблемы, поиски, находки № 43. Психолого-педагогическая поддержка в образовании. Юго-западный окружной методический центр. – М., 2003 г. |
Бекшиева З.И. Коррекция письменной речи у школьников [Электронный ресурс] – Ростов-н/Д: Феникс, 2009 г. |
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2012 г. |
Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий [Электронный ресурс] – Ярославль: Академия Развития, 2006 г. |
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд., испр. – М.: Гном и Д, 2011 г. |
Материалы курса «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей»: лекции 1–4. Учебно-методическое пособие – М.: ПУ Первое сентября, 2013 г. |