12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маломанова Любовь Анатольевна62
Россия, Пермский край, Кизел
5

Выступление в рамках методического объединения учителей русского языка и литературы на тему: «Формы организации познавательной деятельности учащихся»

Формы организации познавательной деятельности учащихся

Маломанова Любовь Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ 11, Кизел

 

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к Русскому языку и, как следствие, снижение  грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму.

Главным в изучении Русского языка и для учителя, и для ученика становится совместный поиск, попытка осознать тот внутренний смысл, который есть в любом языковом явлении.

Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать на позиции автора. Стать автором не только творческих работ, сочинений, то и отдельных предложений, высказываний.

При изучении темы «Имя прилагательное» можно использовать стихотворение З. Гиппиус «Всё кругом», которое интересно тем, что состоит практически полностью из одних прилагательных :

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жестко-тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое, стыдное, низкое, тесное,

Явно довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, черное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Глупое, сохлое, сонное, злостное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Непереносное, ложное, ложное!

Учитель обращается к классу с вопросами:

- Какие ощущения вызвал у вас этот стих?

- Осталось ли в памяти какое-то прилагательное? Почему именно оно?

- Можно ли назвать все прилагательные, которые присутствуют в этом тексте одним синонимом?

- Как вы думаете, каким мог быть человек, написавший подобные строки?

А теперь можно прочитать и последние, ещё не прочитанные строки стихотворения:

Но жалоб не надо; что радости в плаче?

Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

- Что изменилось? – спрашиваем класс.

Исчезают прилагательные, появляются глаголы – появляется движение.

Теперь, когда прочитанное осмысленно, можно заниматься грамматикой: она не вызывает у учеников раздражения и усталости, поскольку данный текст уже связан с пережитым интересом и живым впечатлением.

Здесь художественный текст помогает связать личность каждого ученика с учебным предметом. Такой путь не может не вызвать интереса к Русскому языку.

Достаточно известен приём, когда ученики составляют свои предложения, включая в них слова на нужное правило, или строят свою мысль по определённой синтаксической модели; можно дать задание придумать связный текст, используя в нём слова, с которого шла работа на уроке. Например, в той же теме «Имя прилагательное» ученикам предложили дать определение самому себе : вредный, порывистый, никому не нужный и т. п.

Самым трудным, по словам ребят, оказалось решить, что же действительно относится к моей личности.

Но именно поэтому задание вызвало интерес.

Или другой пример. При закреплении темы «Тире между подлежащими и сказуемыми» учитель делится высказываниями великих людей.

Если уроки Русского языка станут для каждого ребёнка источником творческих сил, то проблема интереса к предмету пропадёт сама собой.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребёнка к предмету – это личность педагога, его увлечённость своим делом. Л. Н. Толстой советовал учителям : «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку, и знай её, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их.» Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо ещё и знание учителем возрастных психологий.

Можно использовать такую игровую форму организации урока,  как путешествие по карте «Океан знаний». Она представляет из себя множество стран – это разделы Русского языка. На этих странах учеников встречают то мудрый дедушка Корень, то бабушка Азбука, то королева Грамматика, то его величество Глагол…

Рядом со странами «Морфология», «Орфография и Пунктуация», «Лексика» пристроилась страна «Безграмотландия».На этом острове живут злые пираты «Единицы и Двойки». Они следят за теми учениками, которые не выполняют домашнее задание и не слушают учителей в школе. Они забирают этих учеников в плен. Ребятам нужно сильно постараться, чтобы выбраться  этого острова. В этом им помогает капитан корабля «Учебник». Он помогает детям запоминать сложные орфограммы и применять их на деле.

Ещё один из нетрадиционных способах проведения занятий – «Урок – заседание». Уроки – заседания могут использоваться как вводные так и повторительные и обобщающие.

Первая часть урока – это заседание словарей. Ученики исполняющие роли «Словарей» ( с помощью учителя) делятся всем , что он знают о слове «правда». Следуют выступления словарей: толкового, синонимов, антонимов, словообразовательного, орфографического, афоризмов.

Вторая часть урока – работа со словарями. Они используются, как справочные пособия.

Задания даются в игровой форме. Можно организовать соревнования по рядам (или создать команды). Это оживляет работу, повышает интерес к ней.

При подведении итогов учитывается не только правильность ответов, но и быстрота работы со словарём.

В качестве домашнего задания детям можно предложить составить один из несуществующих словарей. Тематика словарей может быть самая разнообразная : космический словарь, словарь моих любимых слов, словарь самых важных слов, спортивный словарь, школьный словарь, словарь добрых слов и т. д.

Творческое взаимодействие учителя и ученика строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке. Невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему.

Творческая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия.

Например ученикам предлагается вставить буквы в текст упражнения – стандартное задание, ставшее традиционным в школах. Но это задание можно творчески преобразовать, чтобы оно стало ученикам более интересным.

Большие возможности для развития языковой способности детей представляет внеклассное занятие по родному языку. Главным на таких занятиях должно стать углублённое изучение родного языка. Форм организации познавательной деятельности учеников на уроках Русского языка много. Каждый из педагогов волен поступать, как считает нужным. Такая же проблема возникает при проведении уроков Литературы.

Одна из главных задач учителя – искать и находить такие приёмы в преподавании Литературы, которые пробуждали бы интерес к чтению, желание трудиться.

Не стоит задавать на лето читать все произведения, которые будут изучаться в наступающем учебном году.

Первое и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного проникновения в конкретном классе.

Интересными оказываются групповые формы работы на уроке. Они формируют умение коллективного творчества, все дети чувствуют себя как личность становятся более уверенными в себе.

Изучение художественного произведения, в котором встречаются много новых для учеников слов, можно назвать словарной игрой.

При изучении темы «Пословицы и поговорки» можно поработать над словом по карточкам. Игра помогает дать представление о строении художественного произведения. Можно попросить ребят приготовить рассказ от лица героя о том, что с ним произошло.

Сочинения являются главной формой обратной связи. Типы их бывают разные. Особенно интересны сочинения разных жанров – нетрадиционные. Можно предложить такой вид деятельности, как проведение на уроке заочной экскурсии по Грибоедовой Москве, Пушкинским горам, блок – Петербургу.

Поэтическая разминка на уроке – хороший способ создания проникновения, лирической атмосферы и проверки выученного дома к уроку. Можно побудить к чтению словами: « Кто назовёт больше поэтических строчек о любви в русской литературе»

Составление плана по теме к уроку тренирует мысль ученика и сигнализирует учителю о глубине понимания темы и текста.

Можно предложить нарисовать рекламу прочитанной книги, обложку, плакат. Приёмы активизации внимания учеников на уроке – лекции, разнообразны. В одном случае учитель включит в рассказ фрагмент художественного произведения, в другом документ, в третьем – использует вопросы к слушателям.

Урок Литературы должен быть интересным разнообразным, ёмким, содержательным. Урок – это точный отбор манер, строит расчёт, усилия достичь глубины понимания текста и авторской позиции … творчество, о котором лучше А. А. Ахматовой не скажешь:

Бывает так: какая-то истома;

В ушах не умолкает бой часов;

Вдали раскат стихающего грома.

Неузнанных и пленных голосов

Мне чудятся и жалобы и стоны,

Сужается какой-то тайный круг,

Но в этой бездне шёпотов и звонов

Встаёт один, всё победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,

Что слышно, как в лесу растёт трава,

Как по земле идёт с котомкой Лихо…

Но вот уже послышались слова

И лёгких рифм сигнальные звоночки, —

Тогда я начинаю понимать,

И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

Опубликовано


Комментарии (3)

Екатерина Алексеевна, 30.06.18 в 23:02 2Ответить Пожаловаться
Интересное выступление спасибо!
Горбачёва Марина Юрьевна, 13.11.18 в 03:58 0Ответить Пожаловаться
Полезная работа! Успехов!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.