«Витамины», 8 класс

4
0
Материал опубликован 24 November 2015

Цели урока: обучающиеся должны

ЗНАТЬ:

1) историю открытия витаминов;

2) что такое витамины;

3) виды витаминов;

4) авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

5) в каких продуктах содержатся витамины;

6) биологическую роль и значение витаминов в жизни человека.

УМЕТЬ:

1.работать в парах;

2. использовать текст учебника при выполнении заданий в рабочих листах.

3.оценить себя на уроке

ВОСПИТЫВАТЬ: культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ФОПД: работа в парах, фронтальная , индивидуальная.

Методы: частично-поисковый метод.

Материалы и оборудование: рабочие листы, документы, учебник, тетрадь, записи на доске, презентация «Витамины», мультимедиапроектор.

Ход урока

1.Орг.момент. (1 мин.)Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Сегодня урок биологии, буду проводить я, Баргулова Бибигуль Темрбулатовна, надеюсь мы с вами плодотворно поработаем на уроке.

2. Сообщение темы урока.(4 мин)

Слайд Тема нашего урока: «Витамины». Запишите в тетрадь. Прочитайте еще раз тему урока и предположите, что вы должны знать к концу урока.

Сравните ваши предположения с задачами урока на слайде Слайд Цели урока:

ЗНАТЬ:

1) историю открытия витаминов;

2) что такое витамины;

3) виды витаминов;

4) авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

5) в каких продуктах содержатся витамины;

6) биологическую роль и значение витаминов в жизни человека.

УМЕТЬ:

1)работать в группах;

2)использовать текст учебника при заполнении таблицы в рабочих листах;

3) оценивать себя

Перед вами рабочие листы, по которым вы будете работать. Рабочий лист вам поможет оценить работу на уроке.

Знакомство с новым материалом. ( мин)

Запишите первый вопрос.

А.Из истории открытия витаминов.

В 1881 году русский врач Н.И. Лунин Слайд провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других искусственной смесью, куда входили те же элементы, что и в состав молока. Животные второй группы вскоре погибли. А другая группа мышей росла, развивалась. Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? - Н.И. Лунин решил, что в пище содержатся какие-то вещества необходимые для поддержания жизни. Вывод Лунина не признали другие ученые.

- А уже в 1912 году польский ученый К.Функ Слайд выделили из рисовых отрубей активное вещество и назвал его витамин (от лат вита- жизнь, амин – азотное соединение).

Задание №1 - Итак, какие ученые занимались изучением витаминов? Ответ: Лунин Н.И., Казимир Функ.

Сейчас вы просмотрите сюжет «История открытия витаминов» (2-3 мин.). После просмотра ответьте на вопрос, указанные в рабочем листе.

Запишите второй вопрос.

Б.Понятие о витаминах.

Вернемся к рабочим листам. Задание №2 . Внимательно прочтите и выполните задание к тексту. Результатом вашей работой будут выполненные задания в рабочем листе. Обратите внимание на уровень оценивания заданий, если вы выполните первое задание – это оценка «удовл.» , два задания - «хорошо», и чтобы выйти на уровень «отлично» - все задания. Время работы на выполнение данного задания 5 минут. При изучении вопросов вы можете обратиться за помощью к соседу, это нужно сделать обязательно, если вы не выполнили задание на оценку «удовл.», чтобы получить оценку «хорошо» - выполнить два задания, а оценку «отлично» - все три задания.

Задание №2

Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, обмену веществ. Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде и растворимые в жирах. (слайд 7) Водорастворимые витамины - это витамины группы В, С, а жирорастворимые- А,Д,Е. При длительном недополучении организмом какого- либо витамина возникает заболевание- авитаминоз. Если организм все- таки получает витамин, но не достаточно, то возникающее заболевание называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного передозировкой витаминов.

1. «3» (1 балл) Что такое витамины? Ответ: Витамины - это биологически активные вещества, синтезирующиеся или поступающие с пищей в организм человека и влияют на обмен веществ и другие процессы жизнедеятельности.

2. «4» (3 балла)- К чему приводит недостаток или избыток витаминов? Ответ поясните. Ответ: авитаминозу, гиповитаминозу, гипервитаминозу. Авитаминоз-отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.

Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем. Гипервитаминоз- передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма

3. «5» (5 баллов) - Составьте схему по видам витаминов. Ответ: Да правильно две группы это водорастворимые и жирорастворимые Слайд № Схема «Виды витаминов».

Поднимите руки те кто сделал одно задание, два, три. Молодцы!

Шкала самоценивания:

1.1 балл –«3»

2.3 балла –«4»

3.5 баллов – «5»

Обведите кружочком оценку.

Запишем третий вопрос.

В.Роль витаминов.

А сейчас мы с вами проследим какова роль разных витаминов в жизни человека. Работать будем по учебнику и снова вернемся к рабочим листам. Задание №3 Итак, откройте стр.189-192 учебника. Прочитайте и заполните таблицу. Ответы должны быть краткими и четкими . Работать будете в парах.

После того как прочтете текст, вы должны будете обсудить какой материал вы вынесете в таблицу. Название витамина в таблице указано. ( 4 мин.)

Задание №3

Заполните таблицу «Жирорастворимые и водорастворимые витамины», исп. стр.189-192 учебника.

Название витамина

Функции (значение)

Источники витамина для организма (в каких продуктах )

К чему приводит недостаток или избыток витамина

       

(7мин.) А сейчас заслушаем ответы каждой группы: Группа 1 - витамин С, группа 2 - витамин В1,группа 3 - витамин В2, группа 4 - витамин В 12, группа 5 - витамин А, группа 6 -витамин Д, группа 7 - витамин Е.

Для того чтобы проверить как вы усвоили материал урока проведем викторину.

Слайд № Викторина

1.Чемпион по содержанию аскорбиновой кислоты (С)

2.Это витамин нормализует мышечную деятельность (Е)

3. Полезны ли витамины человеку? (да но в норме)

4. При отсутствии какого витамина возникает цинга?(С)

5. Что возникает при отсутствии витамина В? (бери-бери)

6.Ячмень на глазах может появляться при недостатке витамина (А)

7. Одна выкуренная сигарета разрушает 26-100 мг этого витамина.(С)

8.Этот витамин помогает при морской болезни и плохой переносимости воздушных перелетов (В).

Слайд № Игра «Третий лишний». Выбрать из трех вариантов одно лишнее слово.

1.витамин А, витамин Е, витамин С (витамин С т.к он относится к водорастворимым)

2.морковь, лимон, капуста (морковь- витамин А )

4. Подведем итоги.

-Что вы сегодня узнали на уроке?

Функ и Лунин являются первооткрывателями витаминов

Витамины – это биологически активные вещества, влияющие на обмен веществ.

Отсутствие, избыток или недостаток витаминов ведет к определенным заболеваниям.

Выделяют два вида витаминов: водорастворимые и жирорастворимые.

Витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения.

-Чему учились? (работать в парах, заполнять таблицу, оценивать себя)

Рефлексия. Закончите предложения.

-Что показалось интересным?

-Какие оценки вы поставили себе на уроке?

-У меня сегодня на уроке получилось___________________________.

-Мне было особенно трудно __________________________________.

Напиши слово, которое отражает твое настроенье на уроке________________________________

Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.

 

Рабочий лист по теме: «Витамины».

1.Из истории открытия витаминов

Задание №1 .Ответьте на вопрос

-Какие ученые занимались изучением витаминов?

2.Понятие о витаминах.

Задание №2 Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы после текста.

Текст. Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, обмену веществ. Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде и растворимые в жирах. (слайд 7) Водорастворимые витамины - это витамины группы В, С, а жирорастворимые - А,Д,Е. При длительном недополучении организмом какого- либо витамина возникает заболевание- авитаминоз. Если организм все- таки получает витамин, но не достаточно, то возникающее заболевание называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного передозировкой витаминов.

Вопросы к тексту

1. Что такое витамины? (1 балл)

2- К чему приводит недостаток или избыток витаминов? Ответ поясните.(2 балла)

3.- Составьте схему по видам витаминов? ( 3 баллов).

Шкала самоценивания

1.1 балл – оценка «3», 2.3 балла – оценка «4», 3.6 баллов – оценка «5»

Оценку обведите кружочком

3.Роль витаминов в жизни человека.

Задание №3 Заполните таблицу «Жирорастворимые и водорастворимые витамины», исп. стр.189-192 учебника.

Название витамина

Функции (значение)

Источники витамина для организма (в каких продуктах )

К чему приводит недостаток или избыток витамина

       

Оценка___________

Оцените свою работу на уроке с учетом своей оценки и оценки учителя ______.

Закончите предложения.

-Что показалось интересным?

-Какую оценку вы поставили себе на уроке?____________________

-У меня сегодня на уроке получилось___________________________.

-Мне было особенно трудно _____________________________________________.

Напиши слово, которое отражает твое настроенье на уроке_____________________.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Структура урока отличается оригинальностью. На уроке при изучении новой темы перед учащимися ставится вопрос, т.е. учащиеся нацеливаются на определенный материал. На мой взгляд не точно выдержаны этапы урока.Содержание материала интересно и соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. В техническое оснащение урока можно добавить слайды на всех этапах урока.

5 February 2016

Хороший материал.

7 February 2016

Сборник методических разработок и педагогических идей