Конспект урока биологии на тему «Витамины» (8 класс)
Цели урока: обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
1) историю открытия витаминов;
2) что такое витамины;
3) виды витаминов;
4) авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
5) в каких продуктах содержатся витамины;
6) биологическую роль и значение витаминов в жизни человека.
УМЕТЬ:
1.работать в парах;
2. использовать текст учебника при выполнении заданий в рабочих листах.
3.оценить себя на уроке
ВОСПИТЫВАТЬ: культуру здорового образа жизни.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ФОПД: работа в парах, фронтальная , индивидуальная.
Методы: частично-поисковый метод.
Материалы и оборудование: рабочие листы, документы, учебник, тетрадь, записи на доске, презентация «Витамины», мультимедиапроектор.
Ход урока
1.Орг.момент. (1 мин.)Здравствуйте ребята! Присаживайтесь! Сегодня урок биологии, буду проводить я, Баргулова Бибигуль Темрбулатовна, надеюсь мы с вами плодотворно поработаем на уроке.
2. Сообщение темы урока.(4 мин)
Слайд Тема нашего урока: «Витамины». Запишите в тетрадь. Прочитайте еще раз тему урока и предположите, что вы должны знать к концу урока.
Сравните ваши предположения с задачами урока на слайде Слайд Цели урока:
ЗНАТЬ:
1) историю открытия витаминов;
2) что такое витамины;
3) виды витаминов;
4) авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;
5) в каких продуктах содержатся витамины;
6) биологическую роль и значение витаминов в жизни человека.
УМЕТЬ:
1)работать в группах;
2)использовать текст учебника при заполнении таблицы в рабочих листах;
3) оценивать себя
Перед вами рабочие листы, по которым вы будете работать. Рабочий лист вам поможет оценить работу на уроке.
Знакомство с новым материалом. ( мин)
Запишите первый вопрос.
А.Из истории открытия витаминов.
В 1881 году русский врач Н.И. Лунин Слайд провел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других искусственной смесью, куда входили те же элементы, что и в состав молока. Животные второй группы вскоре погибли. А другая группа мышей росла, развивалась. Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? - Н.И. Лунин решил, что в пище содержатся какие-то вещества необходимые для поддержания жизни. Вывод Лунина не признали другие ученые.
- А уже в 1912 году польский ученый К.Функ Слайд выделили из рисовых отрубей активное вещество и назвал его витамин (от лат вита- жизнь, амин – азотное соединение).
Задание №1 - Итак, какие ученые занимались изучением витаминов? Ответ: Лунин Н.И., Казимир Функ.
Сейчас вы просмотрите сюжет «История открытия витаминов» (2-3 мин.). После просмотра ответьте на вопрос, указанные в рабочем листе.
Запишите второй вопрос.
Б.Понятие о витаминах.
Вернемся к рабочим листам. Задание №2 . Внимательно прочтите и выполните задание к тексту. Результатом вашей работой будут выполненные задания в рабочем листе. Обратите внимание на уровень оценивания заданий, если вы выполните первое задание – это оценка «удовл.» , два задания - «хорошо», и чтобы выйти на уровень «отлично» - все задания. Время работы на выполнение данного задания 5 минут. При изучении вопросов вы можете обратиться за помощью к соседу, это нужно сделать обязательно, если вы не выполнили задание на оценку «удовл.», чтобы получить оценку «хорошо» - выполнить два задания, а оценку «отлично» - все три задания.
Задание №2
Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, обмену веществ. Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде и растворимые в жирах. (слайд 7) Водорастворимые витамины - это витамины группы В, С, а жирорастворимые- А,Д,Е. При длительном недополучении организмом какого- либо витамина возникает заболевание- авитаминоз. Если организм все- таки получает витамин, но не достаточно, то возникающее заболевание называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного передозировкой витаминов.
1. «3» (1 балл) Что такое витамины? Ответ: Витамины - это биологически активные вещества, синтезирующиеся или поступающие с пищей в организм человека и влияют на обмен веществ и другие процессы жизнедеятельности.
2. «4» (3 балла)- К чему приводит недостаток или избыток витаминов? Ответ поясните. Ответ: авитаминозу, гиповитаминозу, гипервитаминозу. Авитаминоз-отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.
Гиповитаминоз - недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем. Гипервитаминоз- передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма
3. «5» (5 баллов) - Составьте схему по видам витаминов. Ответ: Да правильно две группы это водорастворимые и жирорастворимые Слайд № Схема «Виды витаминов».
Поднимите руки те кто сделал одно задание, два, три. Молодцы!
Шкала самоценивания:
1.1 балл –«3»
2.3 балла –«4»
3.5 баллов – «5»
Обведите кружочком оценку.
Запишем третий вопрос.
В.Роль витаминов.
А сейчас мы с вами проследим какова роль разных витаминов в жизни человека. Работать будем по учебнику и снова вернемся к рабочим листам. Задание №3 Итак, откройте стр.189-192 учебника. Прочитайте и заполните таблицу. Ответы должны быть краткими и четкими . Работать будете в парах.
После того как прочтете текст, вы должны будете обсудить какой материал вы вынесете в таблицу. Название витамина в таблице указано. ( 4 мин.)
Задание №3
Заполните таблицу «Жирорастворимые и водорастворимые витамины», исп. стр.189-192 учебника.
Название витамина |
Функции (значение) |
Источники витамина для организма (в каких продуктах ) |
К чему приводит недостаток или избыток витамина |
(7мин.) А сейчас заслушаем ответы каждой группы: Группа 1 - витамин С, группа 2 - витамин В1,группа 3 - витамин В2, группа 4 - витамин В 12, группа 5 - витамин А, группа 6 -витамин Д, группа 7 - витамин Е.
Для того чтобы проверить как вы усвоили материал урока проведем викторину.
Слайд № Викторина
1.Чемпион по содержанию аскорбиновой кислоты (С)
2.Это витамин нормализует мышечную деятельность (Е)
3. Полезны ли витамины человеку? (да но в норме)
4. При отсутствии какого витамина возникает цинга?(С)
5. Что возникает при отсутствии витамина В? (бери-бери)
6.Ячмень на глазах может появляться при недостатке витамина (А)
7. Одна выкуренная сигарета разрушает 26-100 мг этого витамина.(С)
8.Этот витамин помогает при морской болезни и плохой переносимости воздушных перелетов (В).
Слайд № Игра «Третий лишний». Выбрать из трех вариантов одно лишнее слово.
1.витамин А, витамин Е, витамин С (витамин С т.к он относится к водорастворимым)
2.морковь, лимон, капуста (морковь- витамин А )
4. Подведем итоги.
-Что вы сегодня узнали на уроке?
Функ и Лунин являются первооткрывателями витаминов
Витамины – это биологически активные вещества, влияющие на обмен веществ.
Отсутствие, избыток или недостаток витаминов ведет к определенным заболеваниям.
Выделяют два вида витаминов: водорастворимые и жирорастворимые.
Витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения.
-Чему учились? (работать в парах, заполнять таблицу, оценивать себя)
Рефлексия. Закончите предложения.
-Что показалось интересным?
-Какие оценки вы поставили себе на уроке?
-У меня сегодня на уроке получилось___________________________.
-Мне было особенно трудно __________________________________.
Напиши слово, которое отражает твое настроенье на уроке________________________________
Спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.
Рабочий лист по теме: «Витамины».
1.Из истории открытия витаминов
Задание №1 .Ответьте на вопрос
-Какие ученые занимались изучением витаминов?
2.Понятие о витаминах.
Задание №2 Прочитайте и ответьте на предложенные вопросы после текста.
Текст. Витамины - это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, обмену веществ. Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде и растворимые в жирах. (слайд 7) Водорастворимые витамины - это витамины группы В, С, а жирорастворимые - А,Д,Е. При длительном недополучении организмом какого- либо витамина возникает заболевание- авитаминоз. Если организм все- таки получает витамин, но не достаточно, то возникающее заболевание называется гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного передозировкой витаминов.
Вопросы к тексту
1. Что такое витамины? (1 балл)
2- К чему приводит недостаток или избыток витаминов? Ответ поясните.(2 балла)
3.- Составьте схему по видам витаминов? ( 3 баллов).
Шкала самоценивания
1.1 балл – оценка «3», 2.3 балла – оценка «4», 3.6 баллов – оценка «5»
Оценку обведите кружочком
3.Роль витаминов в жизни человека.
Задание №3 Заполните таблицу «Жирорастворимые и водорастворимые витамины», исп. стр.189-192 учебника.
Название витамина |
Функции (значение) |
Источники витамина для организма (в каких продуктах ) |
К чему приводит недостаток или избыток витамина |
Оценка___________
Оцените свою работу на уроке с учетом своей оценки и оценки учителя ______.
Закончите предложения.
-Что показалось интересным?
-Какую оценку вы поставили себе на уроке?____________________
-У меня сегодня на уроке получилось___________________________.
-Мне было особенно трудно _____________________________________________.
Напиши слово, которое отражает твое настроенье на уроке_____________________.
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова