Статья «Вызовы времени и требования к профессиональному мастерству педагога как воспитателя»
Л.М. Иванова,
Челябинская область, г. Миасс
Вызовы времени и требования
к профессиональному мастерству педагога, как воспитателя
«Из всех творений самое прекрасное –
получивший прекрасное воспитание человек»
Эпиктет
Рождение ребенка… Это такое чудо! Маленький человек приходит в новый для себя мир. Он мал, слаб, ничего не знает ни о мире, ни о себе. Это, конечно, уже человек, но каким вырастет этот малыш? В зависимости от условий, в которых он окажется, ребенок может превратится или в развитую творческую, способную личность, или в существо, способное лишь к вредительству и разрушению.
Эти условия создаются обществом, семьей и школой. Так сложилось, что в первую очередь на школу, а именно на учителя, классного руководителя возложена ответственность за воспитание человека, будущего гражданина общества. Поэтому педагогу очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентиры в педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направленный, форм и способов построения жизнедеятельности в классном коллективе.
Педагогам надо освободиться от самонадеянности, что они «инженеры человеческих душ», что они «все могут». Это поможет им ставить более конкретные и выполнимые задачи, но, самое главное, больше уважать своих воспитанников, изучать их природу, закономерности развития, считаться с ними и… Думать, прежде чем предпринимать какое-то педагогическое решение.
Учитель, педагог подстать врачу. Только в руках врача тело человека, а в наших руках душа, причем, не просто человека, а юного, подрастающего. Врач дает клятву Гиппократа, обязуясь не приносить вред людям. Я бы ввела клятву педагога, в которой учитель клялся бы не приносить вред душе ребенка.
Цель воспитания и сам процесс должен быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это принимается им всегда как насилие над собой. Воспитание обращено к подсознанию, к внутренним установкам. Оно должно будить собственную, духовную работу сердца воспитанника, готовя необходимые внутренние условия, почву для рождения нужных чувств и отношений. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке радость, удовольствие, наслаждение от него.
Цель, стоящая перед учителем - развитие образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Каждый учитель, классный руководитель, должен научить ребенка:
Быть счастливым в своей жизни.
Развивать свои силы и способности, уметь их применять.
Контролировать себя.
Быть успешным в выбранной деятельности.
Быть готовым к будущим обязанностям гражданина.
Любить свою семью.
Понимать и принимать других.
Главная, исходная идея моей воспитательной работы: человек воспитывает себя сам, ибо только в этом случае возникает сама возможность обретения человеком личной ответственности. Педагог - помощник, защитник, советчик, образец для подражания.
Вторая основополагающая идея: ребёнка не надо переделывать. Педагог своими «воздействиями» на воспитанника должен добиваться только одного: чтобы ребёнок сам хотел и стремился быть хорошим.
Третья идея, развивающая две первые: главная забота педагога – психосоциальные потребности ребёнка. (В.П. Созонов)
С самого рождения ребёнок испытывает потребность в любви, признании, уважении окружающих. Он старается, он делает всё, чтобы такое отношение заслужить. Ребёнок от природы хороший, желающий и стремящийся к нравственному. Но от момента рождения и до школьной скамьи ребенок получает определённый жизненный опыт и, к сожалению, не всегда положительный. Заложенная природой доброта к окружающим разрушается семьёй, обществом, и ребёнок перестаёт стремиться к «доброму» и «светлому», он уже не хочет быть хорошим, он мал, но уже разочарован жизнью.
Что делать в этом случае?
Научить ребенка любить.
Юрий Азарова, выдающийся отечественный педагог и гуманист, писал: «Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему».
Самое главное - показать детям, как можно дарить любовь окружающим, получая взамен то же самое.
В основе этого утверждения лежит опыт признанных педагогов и их педагогические принципы:
1). Принципы гуманизации воспитания. (Л.И. Новикова).
Он подразумевает «очеловечивание» системы воспитания через реализацию личностно ориентированного подхода к организации воспитательного процесса.
2). Принцип культуросообразности. (А.В. Мудрик).
Он заключается в том, что воспитание должно открыть дверь ребенку в мировую культуру через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
3). Принцип успешности (Л.С. Выготский).
Он заключается в том, что успех каждого ребенка не только помогает раскрытию потенциала, заложенного на уровне актуального развития, но и открывает новые возможности, т.е. новую зону ближайшего развития.
4). Принцип дифференциации (В.В. Фирсов).
Он предполагает отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфической «порции» детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в воспитательном процессе.
Таким образом, сегодня вряд ли может удовлетворить кого-то педагог, если он не может исполнять свои обязанности профессионально, работает только «от» и «до», не несет в себе многогранных качеств творческой личности. Без профессионализма, индивидуально-личностного начала, педагогического мастерства и общения, невозможно современное воспитание. От того, какие свойства своего «Я» педагог передает детям, какие струны их души сумеет затронуть, во многом зависит будущее нашего общества.
В современном образовании возрастает роль педагога-воспитателя, расширяется диапазон его психологического и педагогического воздействия на детей. Учитель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть педагогом, психологом, психотерапевтом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». А. Г. Асмолова.