Статья «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»
«Рост профессиональной компетентности педагога
как важное требование для развития образовательного учреждения»
Тот, кто обучает, должен всегда продолжать учиться сам. Ричард Генри Данн |
Общество требует от современного педагога подготовки свободной, самостоятельной, сознательной и ответственной личности, умеющей предвидеть препятствия, преодолевать их. Сегодня перед учителем стоит непростая задача. Он должен уметь владеть разными формами и методами обучения, осваивать, разрабатывать и применять на практике современные технологии. Профессиональное мастерство учителя включает в себя: высокую степень самостоятельности и инициативы, способность к быстрому переобучению, расширение поля профессиональной деятельности, готовность к самосовершенствованию.
Школам необходим не столько обычный педагог, сколько педагог-исследователь, педагог-новатор, владеющий навыками прогнозирования и проектирования педагогической деятельности. Поэтому становление готовности к инновационной деятельности является важнейшим уровнем его профессионального роста.
Личность учителя - основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства.
Владение современными педагогическими технологиями – результат мастерства учителя.
Можно привести различные примеры инновационных технологий:
- здоровьесберегающая: обеспечение ребенка возможности сохранения здоровья, обучение здоровому образу жизни;
- технология проектной деятельности: формирование способности к исследовательскому типу мышления;
- информационно - коммуникационная технология: формирование основы информационной культуры;
- личностно- ориентированная технология, где личность ребенка стоит в центре системы образования, ему обеспечиваются комфортные условия для развития природных потенциалов.
В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся динамизм и вариативность. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. организовывать, координировать, консультировать, контролировать. Перевод обучения на субъект – субъективную основу требует от учителя владение такой технологией, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей и умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Одной из таких технологий является модульное обучение, так как оно базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса.
На модульном уроке учитель организует самостоятельную учебную деятельность, управляет процессом обучения, является консультантом, помощником учащихся, передает функции оценивания.
Модульная технология позволяет ученику работать максимум времени самостоятельно, учиться самопланированию, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. Учитель, владеющий техникой составления модульных карт, может получить значительно больший результат на уроках. Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
Учителю приходится сталкиваться с трудностями, которые носят технический характер: трудоемкая, требующая много времени работа при разработке и подготовке индивидуальных технологических карт; модульные уроки требуют от учащихся определенного уровня знаний и умений; такие уроки требуют соответствующей технической базы. Но при этом выделяются и достоинства новых уроков: открытость и доступность содержания обучения для учащихся; ориентация обучения на ученика; паритетные отношения учителя и ученика; учитель выполняет функции организатора, управляющего процессом обучения.
Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов обучения требуют от учителя хорошего знания своих учеников. Далее представлены отзывы учащихся о модульных уроках (на основе проведенного анкетирования):
Это очень хорошо организованный урок в плане получения знаний, самопроверки, было интересно работать самому, легче работать индивидуально, нравится потому, что нам доверили самостоятельно получать знания.
На модульном уроке я поняла все, мне было интереснее учиться и познавать новое, лексика и грамматика с этого урока остается в памяти надолго, ты сам все делаешь, на модульном уроке каждый, получив знания, может проверить их на практике, не отсиживаясь.
На модульном уроке оценка правдивее, объективнее, справедливее, так как есть критерии и понятно из чего выводится оценка.
Если преподаватель владеет техникой модульного обучения, он сможет проводить и интегрированные уроки. Это еще более высокий уровень мастерства. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция - это не просто сложение, а взаимопроникновение двух и более предметов, ведь интегрированный урок - это объединение знаний из области различных предметов по определенной теме.
Интеграция интересна и учителю и ученикам. Она подразумевает совместное творчество как минимум двух учителей. Поэтому интегрированный урок всегда создаётся на добровольных и творческих началах.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
Перспективы работы на интегрированном модульном уроке заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
- большей степени способствуют развитию речи, мышления, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
- формируют комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышают качество знаний учащихся;
- формируют у учащихся общие понятия; обобщённые умения и навыки;
- формируют убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- расширяют кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению материала;
- приобщают школьников к научно-исследовательской деятельности.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.
Используя современные педагогические технологии, повышается статус предмета, укрепляется его позиции, поднимается статус ученика на новый образовательный уровень. Именно на таких уроках происходит регулирование процесса - учись учиться. Проведение интегрированных уроков повышает рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
В процессе овладения технологией модульного обучения учителя вырастают профессионально и поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность его самореализации.
Результаты работы таковы: повышается мотивация к изучению предмета, увеличивается объем работы, появляются навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще проводится работа в парах. Все это положительно влияет на развитие образовательного учреждения.
Ключевое положение в системе обучения занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы.
Успех и развитие образовательного учреждения напрямую зависит от личности учителя, его профессиональной и общекультурной подготовки, от его творческого потенциала.
Список интернет – ресурсов:
https://businessman.ru/new-sovremennye-innovacii-v-obrazovanii
https://skyteach.ru/2020/10/22/texnologiya-modulnogo-obucheniya
https://rosuchebnik.ru/material/chto-takoe-modulnoe-obuchenie/
https://www.1urok.ru/categories/10/
Лютова Т.И.