Статья «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения»
РОСТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ВАЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор (ФИО) | Криницкая Ирина Владимировна |
2 | Образовательная организация | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» http://www.tcmc.spb.ru/ |
3 | Должность | Преподаватель |
4 | Преподаваемые дисциплины | ОУД.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык, ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности, ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации |
5 | Вид ресурса | педагогическая статья |
6 | Конкурс | Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Рост профессиональной компетентности педагога как важное требование для развития образовательного учреждения» |
7 | Аннотация | В данной статье производится анализ взаимосвязи роста профессионально-педагогических компетенций отдельно взятого педагога и развития определенного образовательного учреждения, в котором педагог трудится на протяжении многих лет |
8 | Ключевые слова | компетенция, профессионально-педагогические компетенции, предметно-профессиональные компетенции, проектно-управленческие компетенции, информационно-коммуникационные компетенции, научно-исследовательские компетенции, социально-культурные компетенции, образовательная перспектива, квалифицированные кадры, профессиональная квалификация, образовательное учреждение, трансформация образовательной среды, программа развития образовательного учреждения |
Источники информации, изученные перед написанием статьи | ||
1 | Программа развития СПб ГБПОУ "СПб ТКУиК" на 2022-2025 годы /data/files/q1641468614.pdf (Программа развития) | |
2 | ||
3 | https://www.informio.ru/publications/id3158/Professionalnaja-kompetentnost-pedagoga | |
4 | https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-kompetentsii-pedagoga | |
5 | https://kidteam.ru/professionalno-pedagogicheskaya-kompetentnost.html | |
6 | https://yandex.ru/images/ (иллюстрация после заголовка) |
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником.
Максим Горький
Преподаватель, педагог, учитель, его личные и деловые качества являются точкой фокусировки современных стандартов в образовании. Рассмотрим в статье особенности профессиональных педагогических компетенций, способы их развития и их взаимосвязь с развитием образовательного учреждения.
Необходимо определить понятие профессиональных компетенций педагога. В широком понимании под ними обычно подразумевается умение педагогического работника справляться с профессиональными вопросами, используя личный опыт, собственные знания и практические умения. Очень важно осознавать свои профессиональные компетенции и возможности, уметь выбирать подходы, методы и приёмы в педагогической деятельности, обеспечивать комплексное развитие способностей каждого учащегося – личностные, творческие, интеллектуальные.
В педагогической деятельности осуществляется выполнение многообразия задач, среди которых важно выделить три основные группы:
- задача объединения: педагог интегрирует различные области знаний – учебной дисциплины, педагогики, психологии – в единую структуру;
- задача применения: педагог использует собственные знания в учебном и воспитательном процессе, чтобы достичь долгосрочные цели образования, воспитания и развития учащихся;
- задача осведомления: педагог доносит до своих учащихся важность и ценность усвоения знаний, их значение для успешной профессиональной деятельности в будущем.
Первостепенная цель любого специалиста в сфере образования, в том числе преподавателя – умение адаптироваться в невероятно быстро меняющихся реалиях. Именно развитие уровня профессиональной педагогической компетенции помогает достигать эту главную цель. Если педагог интересуется образовательными инновациями, развивает свою профессиональную индивидуальность, может приспособиться к изменчивой педагогической среде – все эти факторы неизбежно повлияют как на образовательный процесс, так и на развитие образовательного учреждения. В данном случае наблюдается прямая взаимосвязь.
Основные способы развития профессиональной компетентности педагогами:
- постоянный процесс самообразования;
- участие в различных видах профессиональной активности: учительские съезды, научно-практические и теоретические конференции, мастер-классы, семинары, педсоветы и др.;
- повышение качества владения арсеналом педагогических технологий, методов и приёмов;
- совершенствование умений и навыков в сфере цифровых технологий;
- улучшение собственной профессиональной квалификации согласно меняющейся образовательной среде;
- систематическая аттестация на соответствие квалификационной категории и занимаемой должности;
- участие в научно-исследовательской деятельности и педагогических конкурсах;
- распространение собственного педагогического опыта средствами публикаций и обучения коллег;
- открытость инновациям и осваиванию новых образовательных технологий;
- создание авторских проектов.
В данной статье будет рассмотрен личный опыт, а также выявление взаимосвязи роста собственных профессиональных компетенций и развития образовательного учреждения, в котором я тружусь девятый год. Для этой цели я абстрагируюсь и буду писать о себе в третьем лице.
В июле 2020 года преподаватель колледжа И. В. Криницкая принимала участие в тестировании «Модель компетенций», которое проводилось образовательной онлайн платформой «Фоксфорд».
Результаты тестирования выявили высокий уровень профессиональных компетенций преподавателя.
Рассмотрим взаимосвязь каждой конкретной профессиональной компетенции и ее влияние на развитие образовательного учреждения.
Предметно-профессиональные компетенции
В данной группе компетенций подразумевается система научных знаний, способов деятельности, эффективных решений в проблемных ситуациях, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.
Педагог Криницкая И. В. осуществляет не только образовательную деятельность в рамках преподаваемых дисциплин, но и проявляет творческую активность, участвуя во внеаудиторной воспитательной деятельности, организовывая музыкальные фестивали, образовательные викторины и другие меропирятия профессиональной направленности. Соответственно, достигается решение комплексных задач, связанных с ключевыми направлениями трансформации образовательной организации – не только в образовательной деятельности, но и воспитательной, внеучебной работе.
Преподаватель принадлежит к 71% штатных педагогических работников, обладающих высшей педагогической категорией, тем самым обеспечивая качество образовательного процесса и являясь составляющей высококвалифицированных педагогических кадров.
Проектно-управленческие компетенции
Данные компетенции связаны с комплексной функцией преподавателя, которая выражается в умении и стремлении разрабатывать и воплощать инициативы, программы, проекты. Педагог понимает их социальную значимость и несет личную ответственность за результаты деятельности.
При внимательном изучении ФГОС СПО педагог Криницкая И. В. выявила несоответствие содержательной части образовательных программ по иностранному языку общегуманитарного социально-экономического блока – ранее для 2-3 курсов СПО в качестве базовых учебных пособий продолжали использоваться учебники 10-11 классов основной школы, что является ошибочных – их можно применять только на 1 курсах при общеучебном блоке дисциплин. Со второго курса необходимы учебники именно для среднего профессионального образования с учетом профессионального компонента – изучением профессиональной лексики, чтением профессионально направленных текстов. Педагог проконсультировалась с методистом образовательного учреждения – верно ли ее понимание вопроса. Методист подтвердил правильность видения вопроса содержания образовательных программ педагогом, выступил на предметной-цикловой комиссии иностранных языков с указанием корректировки образовательных программ. Таким образом, проявление проектно-управленческих компетенций Криницкой И. В. повлияли на разработу учебно-методических комплексов преподавателями, внесли фундаментальные изменения в содержание тематических планов, выбор учебных пособий, тем самым установив соответствие программной документации ФГОС СПО. Теперь при акрредитации образовательного учреждения не будет выявлено грубых ошибок при создании учебно-методических комплексов, сожержание обновлено и является актуальным для студентов различных специальностей.
Информационно-коммуникативные компетенции
Если кратко охарактеризовать данную группу компетенций – это умения и навыки педагогического работника построить свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Компетентный педагог эффективно реализует информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Криницкая И. В. приобрела ценный опыт по использованию электронной образовательной платформы колледжа Eduhouse на базе Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) и созданию авторских электронных обучающих курсов https://nwdo.eduhouse.ru/
Преподавателем созданы семь электронных обучающих курсов:
1. ОГСЭ.03 Иностранный язык 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании,
2 ОГСЭ.03 Иностранный язык 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров,
3 ОГСЭ.03 Иностранный язык 38.02.03 Операционная деятельность в логистике,
4. ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет,
5. ОГСЭ.03 Иностранный язык 38.02.04 Клммерция,
6. ОУД.03 Иностранный язык (1-е курсы),
7. ОП.08 Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании.
Так как педагог Криницкая И. В. является опытным пользователем образовательной платформы, она включена в соств экспертной комиссии по оценке электронных учебно-методических комплексов. Пеподаватель активно использует и другие образовательные платформы и цифровые сервисы:
1) онлайн-платформа «Фоксфорд» https://foxford.ru/
2) интерактивная обучающая платформа «Skysmart» https://skysmart.ru/
3) обучающая плафторма «Учи.ру» https://uchi.ru/
4) образовательная платформа «ЯКласс» https://www.yaklass.ru/
5) обучающая платформа Puzzle English https://puzzle-english.com/
6) обучающий сервис Puzzle Movies https://puzzle-movies.com/
5) платформа видеосвязи Zoom https://zoom.us/
6) социальная сеть VKontakte как инструмент взаимодействия со студентами – создание бесед с каждой учебной группой https://vk.com/club72534213
и другие цифровые инструменты.
В результате достаточно высокого уровня развития информационно-коммуникативных компетенций преподаватель соответствует современным квалификационным требованиям по использованию цифровых инструментов и сервисов, наделен полномочими эксперта и может осуществлять наставническую деятельность в этом направлении, тем самым выполняя требования программы развития образовательного учреждения.
Научно-исследовательские компетенции
Педагог, обладающий в полной мере данными компетенциями, владеет способами иследовательской деятельности на уровне технологии – осуществляет цель поиска знаний для решения образовательных проблем, выстраивает образовательный процесс в соответствии со стандартами педагогической деятельности: ценностями-целями современного образования, программой развития образовательного учреждения, желаемым образовательными результатом. Такой преподаватель проявляет устойчивый интерес к исследовательской работе и познавательной деятельности, составляет план научно-исследовательской работы.
Криницкая И. В. считает себя не только педагогом-практиком, но и педагогом-исследователем, что отражено в ее самоанализе для аттестации:
https://урок.рф/library/samoanaliz_rezultatov_professionalnoj_deyatelnos_151942.html
Ежегодно с каждой новой группой она проводит исследования на уровень мотивации к изучению английского языка, уровень английского языка (включая все ключевые языковые компоненты: аудирование, говорение, чтение, письмо), примерный запас англиских слов, выраженность того или иного типа интеллекта (соответственно концепции Говарда Гарднера о множественности интеллекта).
Пример исследования уровня мотивации к изучению английского языка https://урок.рф/library/issledovanie_urovnya_motivatcii_k_izucheniyu_anglijsko_132634.html
Пример исследования степени осознанности в выборе будущей профессии, предыдущего опыта изучения английского языка: https://урок.рф/library/issledovanie_stepeni_osoznannosti_vibora_budushej_s_141843.html
Пример исследования учебных групп на выявление показателей различных типов интеллекта: https://урок.рф/library/issledovanie_uchebnih_grupp_na_viyavlenie_pokazatele_145508.html
Более десяти лет колледж участвует в оценке уровня образовательных результатов
обучающихся, проводимой Научно-исследовательским институтом мониторинга качества
образования. Ежегодно начиная с 2014 года по результатам независимой оценки качества
образования по сертифицированным аккредитационным педагогическим измерительным
материалам Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования
(ФЭПО) колледж получает сертификаты качества, подтверждающие, что образовательные программы по реализуемым специальностям СПО успешно прошли независимую оценку качества образования. Студенты преподавателя Криницкой также участвуют в данном интернет-экзамене с высокими результатами.
Рейтинг студентов учебной группы в ФЭПО:
Участие студентов в ФЭПО
DOCX / 21.96 Кб
Сертификат ФЭПО. Обзеобразовательный цикл:
Благодаря результатам исследований, преподаватель имеет возможность построить эффективный образовательный процесс, подтвердить свою ценность сотрудника образовательного учреждения, обрести уважение и авторитет среди студентов и коллег, тем самым внося свой личный вклад в общий имидж колледжа.
Социально-культурные компетенции
Данные компетенции являются многоаспектным явлением и включают в себя уровень общей образованности и общей культуры педагога; способности к непрерывному образованию, самообразованию; самореализацию в различных сферах общества.
Преподаватель И. В. Криницкая постоянно повышает свою квалификацию, проходя обучение на разных курсах, предоставляя подтверждающие документы в отчётной документации и используя полученные знания в профессиональной деятельности. Это способствует большей эффективности преподавателя в конкретной образовательной среде.
Завершая анализ взаимосвязи роста профессиональных компетенций отдельно взятого педагога и развития образовательного учреждения, можно с уверенностью утверждать совершенно очевидную, прямую корреляцию роста компетентности преподавателя и процесса модернизации образовательного учреждения. Именно наличие в нем специалистов, постоянно повышающих уровень своих профессионально-педагогических компетенций и будет непосредственным образом влиять на формирование колледжа как крупное многофункциональное обучающее учреждение, способное реализовать широкий спектр образовательных услуг для различных слоев населения, обладающее развитой современной образовательной инфраструктурой и входящее в группу лидеров образовательных организаций системы СПО на региональном и национальном уровнях.
Горбачёва Марина Юрьевна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Калягина Ирина Владимировна
Трефилова Раиса Поликарповна
Дементьева Ирина Михайловна
Калягина Ирина Владимировна
Щукина Вера Александровна