Методическая разработка урока технологии «Сервировка стола» (5–7 классы)
Методическая разработка урока технологии.
Тема урока «Сервировка стола».
Класс: 5 - 7
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с правилами сервировки стола, научить сервировать стол, вспомнить правила этикета.
Развивающие: развивать логическое мышление, умение выделять общие закономерности, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: развивать эстетический вкус; сохранение и возрождение семейных традиций.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок исследовательского типа.
Методы:
Словесные: беседа, дискуссия
Наглядные: демонстрация
Практические: задания, практика.
Оборудование: столовые приборы, букеты цветов, вазы, скатерти.
Ход урока.
Этапы урока (время) | Действие учителя | Действие ученика | ||||||||||||
Организационный этап (1 мин) | Доброе утро, Солнышко встало, День начинается, В мире начало. Чтобы день был удачей наполнен, Силы нужны и вы останетесь довольны. | Приветствуют друг друга. | ||||||||||||
Актуализация (3 мин) | А с чего мы начинаем, как правило, наше утро? Где завтрак, тут и мы, где маслом каша, тут место наше. Так гласит пословица. Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке. Правильно. Сегодня на уроке мы научимся правильно оформлять стол к завтраку, а так же вспомним правила поведения за столом. Прочитайте, о чем говорил великий русский ученый Павлов. А как же можно поднять аппетит за завтраком, когда кушать совсем не хочется? | Ответы детей – просыпаемся, умываемся, делаем зарядку и завтракаем. Ответы детей – как готовить завтрак, из каких блюд он будет состоять. «Нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Ответы детей – красиво оформить стол, сервировать блюда к завтраку. | ||||||||||||
Введение в новую тему (7 мин) | Так какая тема нас ждет сегодня на уроке? Тема урока: Сервировка стола к завтраку. Какую цель мы сегодня поставим перед собой? А о том, как трактует словарь Ожигова слова – сервировка и сервировать, мы узнаем, выбрав все необходимое для нее. Убираем лишнее (дети получают карточки). Мы с вами оставили все необходимое и определили последовательность подготовки стола к завтраку. Обратите внимание на цифры возле выбранных слов на карточках. Какой она должна быть? Учитель стелет скатерть на стол. Скатерть – самобранка готова! Дальше что? От чего зависит выбор посуды и приборов для завтрака? Вот мы сейчас этим и займемся. Рассмотрим и обсудим каждый этап. | Ответы детей – сервировка стола к завтраку. Ответы детей - узнать все о сервировке, о поведении за столом.
Накрыть стол скатертью. Ответы детей - чистой, отглаженной, желательно, чтобы концы скатерти равномерно свисали со всех сторон на 20-30 см, а углы скатерти закрывали верхнюю часть ножек стола. Расставляем посуду. Разлаживаем приборы. Выкладываем салфетки. Ставим цветы. При этом совместно с учителем выполняют необходимые действия. Ответы детей - от блюда, которое будут подавать, от меню на завтрак. | ||||||||||||
Выполнение заданий по новой теме (19 мин) | У каждого лежат бейджики с названиями команд – «Ягодка» и «Вишенка». Распределитесь на команды и подойдите к столам. 1 шаг – разложите правильно скатерть. 2 шаг - Внимание на экран. Вы видите два вида сервировки стола к завтраку. Ваша задача посмотреть и запомнить. На это 2 минуты. Задание № 1 Команда «Ягодка» восстанавливает столовые приборы и посуду 1 картинки, команда «Вишенка» - второй. Приступаем. Время 3 минуты. Итог задания № 1 ___________________________ 3 шаг. Задание № 2. Внимательно посмотрите, на доске расчерчена таблица.
Если вы были внимательны, заметили, что каждый столовый прибор пронумерован. Соотнесите цифры столовых приборов и посуды, которые расставлены на столе, с цифрами и названиями на доске. Команда «Ягодка» работает с 1 столбиком таблицы, команда «Вишенка» - со вторым. Итог задания № 2. Команды показывают и называют свои столовые принадлежности. По количеству основных тарелок мы можем судить, сколько основных блюд входит в меню для завтрака. Определите, какое количество блюд подавали команды в первом задании. Спасибо. Гигиену и опрятность обеспечивают салфетки 4 шаг – дополняем стол салфетками. Салфетка – непременный атрибут сервировки стола. Внимание, историческая справка. «Для вытирания губ, рта и пальцев, если они испачканы жиром, для вытирания ножа перед разрезанием хлеба, для очистки ложки и вилки после использования. Если пальцы слишком грязные, для начала вытрите их об хлеб, чтоб не использовать много салфеток». Из всего перечисленного выше современный человек не может воспользоваться ни одним из пунктов. Существует множество способов свертывания салфеток от самого простого к сложному. Задание № 3. Пробуем. У каждого из вас лежит шаблон полотняной салфетки, придадим ей форму с названием «Арка – ворот».
Арка – ворот готова! | Ребята делятся на команды и подходят к столам. Выполнение задания. Картинка К артинка Ребята определяют названия столовых приборов. Команда «Ягодка» кушала два основных блюда, команда «Вишенка» - одно. Команды берут карточки с историческими данными. Первые заметки об использовании столовой салфетки, берут свое летоисчисление 3500 лет назад. Здесь столовая салфетка являлась нам в прообраз фиговых листочков, которым рабы вытирали руки и лицо своих господ. Древний Рим. Здесь изготавливали столовую салфетку из алебастровых волокон и были очень дороги. Поэтому пользоваться такой салфеткой в то время могли лишь богатые и знатные особы. Очень долго такими салфетками пользовались и греки, и правители восточных государств. И лишь на границе старой и новой эры римляне открыли для себя полотняные салфетки. Такие салфетки начали украшать вышивкой с различными узорами и вензелями с инициалами хозяев дома. В Японии и Китае столовые салфетки изготавливали из рисовой бумаги. Их носили с собой и, чтобы вытереть губы или руки, сначала разминали. Использованную бумагу просто выбрасывали. А в некоторых восточных странах салфетки заменяли тонким лавашем. На Руси вместо салфеток всегда пользовались рукавами одежд или полами скатерти. И продолжалось так почти до XVIII века, пока Петр I не прорубил «окно в Европу». Свои указом он ввел столовые салфетки в обязательный повседневный обиход русской знати. В 1729 году в книге по этикету было дано указание, как и для чего, следует использовать столовые салфетки. Выполнение задания. 1. салфетку складываем по диагонали. 2. два боковых угла совмещаем с вершиной треугольника. 3. складываем фигуру по горизонтальной оси. 4. боковые углы загибаем вперед к середине. 5. разворачиваем. | ||||||||||||
Физминутка (3 мин) | Поработаем официантами – виртуозами. Стаем в круг и под музыку передаем салфетку, как только услышали звон колокольчика, смотрим на экран и называем столовый прибор или посуду. (заранее готовы картинки со столовыми принадлежностями, можно в виде картинок, можно демонстрировать на экране) | Выполнение физминутки | ||||||||||||
Закрепление материала (10 мин) | Весело поиграли. Гости на пороге. Стол пора накрыть. Ну, а я в тревоге. Не знаю, как и быть? А как быть? Осталось украсить стол цветами. Шаг 5. Задание № 4. Собери букет и укрась стол к завтраку. Итак. У нас столы у команд накрыты скатертью, на столах разложены столовые приборы и расставлена посуда, красиво оформлены салфетки и букеты цветов. Мы выполнили последовательность? А помните, что нам нужно сделать после всех шагов….. Правильно. Заглянем в словарь Ожигова. Закрепление новых слов (можно повтором, можно записью в рабочие тетради). Задание № 5. А сейчас определим правила поведения за столом. У каждого из вас находится часть правил, выходите последовательно к доске и зачитывайте часть правил. Этикет мы знаем, значит, нам можно принимать гостей и идти в гости. Задание № 5. Остается составить меню для завтрака. Для этого нужно знать, что в утреннее меню рекомендовано включать – 1. горячие напитки – чай, какао, молоко. 2. горячие блюда – каши, омлеты, яичницу. 3. сыро – колбасные изделия 4. хлебобулочные изделия. 5. мед, джем, варенье. 6. масло. Команды попрошу собраться у ваших сервировочных столов. Выберите правильное меню для завтрака из предлагаемых. Итог – называем меню. Тест. Пример. 1. Вставьте пропущенное слово. Сервировка – это ______________ стола. 2. Определите последовательность сервировки
| Украшают стол цветами. Сервировка - убранство стола: посуда, столовые приборы. сервировать -рую, -руешь, -бванный,сое. и несов., что. Приготовить (-влять), расставить (-влять) на столе для еды (посуду, кушанья). С. стол. С. обед. II сущ. сервировка, -и, ж. II прил. сервирбвочный, -ая, -ое. № 1. Первыми за стол садятся девочки, а если вы в гостях, то – хозяин дома. Опаздывать неприлично не только в гости, но и в столовую. № 2. Не звените ложками. Сахар растворится, даже если тихо мешать. Выньте ложку из стакана и положите, но не в сахарницу, а на блюдце (тарелку). № 3. Когда я ем, я глух и нем. Сначала прожуйте, а потом говорите. «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, его береги». № 4. Шумно есть и пить не полагается, но и дуть на пищу не приятно, брызги могут попасть на соседа. Если вам горячо, дождись, когда остынет. № 5. Не отодвигай свою грязную посуду в сторону соседа. Убери за собой посуду. № 6. Поблагодари того, кто тебя накормил. Первый завтрак: стакан фруктового или овощного сока, творог обезжиренный. Первый завтрак: стакан теплого молока с булочкой. Первый завтрак: сырники со сметаной, напиток из шиповника. Первый завтрак: каша гречневая с молоком, тост из ржаного хлеба с джемом. | ||||||||||||
Рефлексия (2мин) | Предлагаю продолжить предложение: Сегодня на уроке я понял… Сегодня мне удалось… Было трудно… Теперь я могу… Мне захотелось… Я похвалил бы себя за… Предлагает оценить: 1. Свою работу на уроке. 2 Работу товарищей. | Рассказывают, что узнали. Осуществляют самооценку. | ||||||||||||
Домашнее задание | Сервировать воскресный стол к завтраку и сфотографировать. | |
Подпись____________________ Дата составления ________________