Урок географии на тему «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» (6 класс)
Ф. И. О | Ковалева Галина Валентиновна |
Место работы | МКОУ«Нововоронежская СОШ №4» |
Должность | Учитель географии |
Предмет | География |
Класс | 6 |
Тема и номер урока в теме | Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» Урок № 6 «Влага в атмосфере»(1). |
Базовый учебник | А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2017 Линия «Полярная звезда» |
Цели и задачи урока:
- сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха;
- сформировать понятие зависимости между температурой воздуха и его влажностью;
- сформировать умение рассчитывать относительную влажность.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, гигрометр.
Когнитивный компонент урока: абсолютная влажность воздуха; относительная влажность воздуха.
Деятельный компонент урока:
- с помощью гигрометра определять влажность воздуха;
-делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле;
-рассчитывать относительную влажность на основе имеющихся данных.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение влажности для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунок 98 учебника; работа с рубрикой «Шаг за шагом».
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека.
Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные
Структура и ход урока.
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика (УУД) | Время |
1 | Организация на урок | Приветствие учащихся Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие учителя подготовка к уроку | 1 мин |
2 | Актуализация Темы (мотивация урока) | Проверка знаний. Вопросы: - Что такое ветер и причина его образования? Какие ветры вы знаете? Дайте краткую характеристику? Знакомство учащихся с темой урока. Учитель предлагает ученику хорошо смоченной тряпкой, протереть классную доску. «Чтобы намочить так доску, нужно 10 г воды» не пройдет и несколько минут – доска будет сухая. -Куда денется вода? Правильно, она испарится, превратится в невидимые нашему глазу капельки пара. | Демонстрируют знания (Л) Рассуждают, доказывают и приводят примеры (Р) Формулируют название темы и цели урока (Р) | 4 мин |
3 | Изучение нового материала | Что происходит с водой в атмосфере? Какой воздух влажный, а какой сухой? -Откуда берется пар? -Какими свойствами обладает водяной пар? -В результате, каких процессов и при каких условиях, воздух насыщается водяными парами? - Какие состояния воды вы знаете? - Что такое испарение? Работа с учебником стр.141, рис.98 (слайд 3) Абсолютная и относительная влажность измеряется в граммах в 1 м3 (слайд 4) -При какой температуре может больше испариться влаги? Пример: на верёвке повешено сушиться бельё. -Когда оно высохнет быстрее? (при высокой температуре и ветре) -Испаряется влага и при низкой температуре. -Куда денется эта вода? (будет в воздухе). -Абсолютно сухого воздуха, не содержащего влаги, нет на Земле, даже в пустынях. -Показать примеры пустынь на карте. -Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%. -Наша задача, выяснить, что понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома. Определить относительную влажность в классе с помощью гигрометра. (слайд 5) -Предлагается решить логическую задачу: (слайд 6) Нужно увеличить влажность воздуха, чтобы ребёнку было легче дышать. Как посоветовал доктор сделать воздух более влажным? Например… (слайд 7) Приложение Ребята, а какое явление можно ожидать при 100% влажности? (дождь). | Называют факты, обобщают и формулируют понятия, что происходит с водой в атмосфере, рассуждают и приводят примеры. (Р) Рассуждение учеников (Л) выявление причинно-следственных связей (Р) Решают проблему, демонстрируя знания, какой воздух влажный, а какой сухой (К) Высказывают мнение о воздействии влажности воздуха на здоровье человека (Л) На карте атласа находят пустыни. (П) Рассуждают о необходимости заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т. д (Л, П, К) Формулируют вывод. (Р, Л) Проверяют правильность своих рассуждений с помощью текста параграфа и прибора гигрометра (П) Предлагают разные варианты ответов для увеличения влажности воздуха. (Л, Р) Рассуждение учащихся. (Л) | 10 мин 5 мин |
4 | Физкультурная пауза (здоровье- сберегающий компонент) | Сегодня нам в отдыхе поможет воздух. «Упрямая свеча» Наберем в грудь много воздуха и задуем воображаемую свечу. (На счет 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще (3-4 раза). | Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания. (К) | 2 мин |
5 | Практикум | Анализ рубрики «шаг за шагом» Решение практических задач (слайд 8-9) Выполнение задание 13, 25 в рабочей тетради «Мой тренажер» на стр.63, 67. -Обсудите полученные ответы. | Учатся рассчитывать относительную и абсолютную влажность. Выполняют практикум, демонстрируя знания (П) Решают проблему, демонстрируя знания (К) | 10 мин |
6 | Закрепление | - В разделе учебника на стр.142 «Я знаю» ответить на вопросы №1- 4 - Приведите примеры, где пригодятся полученные знания в вашей жизни? | Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р) Рассуждение учеников (Л) выявление причинно-следственных связей (Р) | 8 мин |
7 | Рефлексия Подведение итогов урока. | (слайд 10) Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой вначале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал? "На какой ступеньке я?" Поместите себя на ту ступеньку, которую вы достигли в результате работы на уроке. Рекомендации: -все удалось, все было понятно - 4-5 -встречались затруднения - 3 -2 -все было не понятно - 1 Комментирует, выставляет оценки за урок. (слайд 11) Объяснение д/з §43, Решение тестов ЭОР (диск) (слайд 12) | Оценивают свою работу на уроке. (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К) | 5 мин |
Используемые материалы:
Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:
1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.
2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. Акад. Образования, издательствово Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.
3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
4. Мультимедийная презентация «Влага в атмосфере» (1).
Ирина Анатольевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ирина Анатольевна
Ильина Оксана Геннадьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна