Урок географии на тему «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» (6 класс)

8
7
Материал опубликован 22 December 2019 в группе

Ф. И. О

Ковалева Галина Валентиновна

Место работы

МКОУ«Нововоронежская СОШ №4»

Должность

Учитель географии

Предмет

География

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Тема «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Урок № 6 «Влага в атмосфере»(1). 

Базовый учебник

А. И. Алексеев и др. География. 5—6 классы

ФГОС ООО. Москва «Просвещение» 2017 Линия «Полярная звезда»


Цели и задачи урока:

- сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха;

- сформировать понятие зависимости между температурой воздуха и его влажностью;

- сформировать умение рассчитывать относительную влажность.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, гигрометр.

Когнитивный компонент урока: абсолютная влажность воздуха; относительная влажность воздуха.

Деятельный компонент урока:

- с помощью гигрометра определять влажность воздуха;

-делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле;

-рассчитывать относительную влажность на основе имеющихся данных.

Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать значение влажности для жизни и хозяйственной деятельности людей.

Работа с учебником: работа с текстом и рисунок 98 учебника; работа с рубрикой «Шаг за шагом».

Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.


Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека.

Л – личностные, Р – регулятивные, П – познавательные, К – коммуникативные


Структура и ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

(УУД)

Время

1

Организация на урок

Приветствие учащихся

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя

подготовка к уроку

1 мин

2

Актуализация

Темы

(мотивация урока)

Проверка знаний.

Вопросы:

- Что такое ветер и причина его образования?

Какие ветры вы знаете? Дайте краткую характеристику?

Знакомство учащихся с темой урока. Учитель предлагает ученику хорошо смоченной тряпкой, протереть классную доску. «Чтобы намочить так доску, нужно 10 г воды» не пройдет и несколько минут – доска будет сухая.

-Куда денется вода? Правильно, она испарится, превратится в невидимые нашему глазу капельки пара. 
- Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему урока! (слайд 1-2)


Демонстрируют знания (Л)







Рассуждают, доказывают и приводят примеры (Р)





Формулируют название темы и цели урока (Р)


4 мин

3

Изучение нового материала

Что происходит с водой в атмосфере?

Какой воздух влажный, а какой сухой?

-Откуда берется пар?

-Какими свойствами обладает водяной пар?

-В результате, каких процессов и при каких условиях, воздух насыщается водяными парами?

- Какие состояния воды вы знаете?

- Что такое испарение?

Работа с учебником стр.141, рис.98

(слайд 3)

Абсолютная и относительная влажность измеряется в граммах в 1 м3

(слайд 4)

-При какой температуре может больше  испариться влаги?   

Пример: на верёвке повешено сушиться бельё.  

-Когда оно высохнет быстрее? (при высокой температуре и ветре)

-Испаряется влага и при низкой температуре.

-Куда денется эта вода? (будет в воздухе).

-Абсолютно сухого воздуха, не содержащего влаги, нет на Земле, даже в пустынях.

-Показать примеры пустынь на карте.

-Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха. Оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%.

-Наша задача, выяснить, что понимают под влажностью воздуха, как ее можно определить и выяснить, оптимальные ли условия для работы, например в нашем классе, у вас дома. Определить относительную влажность в классе с помощью гигрометра. (слайд 5)

-Предлагается решить логическую задачу: (слайд 6)

Нужно увеличить влажность воздуха, чтобы ребёнку было легче дышать. Как посоветовал доктор сделать воздух более влажным?

 Например… (слайд 7)

Приложение

 Ребята, а какое явление можно ожидать при 100% влажности? (дождь).




Называют факты,

обобщают и формулируют понятия, что происходит с водой в атмосфере, рассуждают и приводят примеры. (Р)



Рассуждение учеников (Л) выявление причинно-следственных связей (Р)





Решают проблему, демонстрируя знания, какой воздух влажный, а какой сухой (К)



Высказывают мнение о воздействии влажности воздуха на здоровье человека (Л)



На карте атласа находят пустыни. (П)





Рассуждают о необходимости заботы о своем здоровье, о здоровом образе жизни и т. д (Л, П, К)




Формулируют вывод. (Р, Л)

Проверяют правильность своих рассуждений с помощью текста параграфа и прибора гигрометра (П)


Предлагают разные варианты ответов для увеличения влажности воздуха. (Л, Р)


Рассуждение учащихся. (Л)

10 мин




























5 мин

4

Физкультурная пауза

(здоровье-

сберегающий компонент)

Сегодня нам в отдыхе поможет воздух.

«Упрямая свеча»

Наберем в грудь много воздуха и задуем воображаемую свечу. (На счет 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще (3-4 раза).

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания. (К)


2 мин




5

Практикум







Анализ рубрики «шаг за шагом»

Решение практических задач

(слайд 8-9)

Выполнение задание 13, 25 в рабочей тетради «Мой тренажер» на стр.63, 67.

-Обсудите полученные ответы.

Учатся рассчитывать относительную и абсолютную влажность.

Выполняют практикум, демонстрируя знания (П)


Решают проблему, демонстрируя знания (К)

10 мин






6

Закрепление


- В разделе учебника на стр.142 «Я знаю» ответить на вопросы №1- 4

- Приведите примеры, где пригодятся полученные знания в вашей жизни?

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)

Рассуждение учеников (Л) выявление причинно-следственных связей (Р)

8 мин


7

Рефлексия

Подведение итогов урока.


(слайд 10)

Итог: Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой вначале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

"На какой ступеньке я?"

Поместите себя на ту ступеньку, которую вы достигли в результате работы на уроке. Рекомендации:

-все удалось, все было понятно - 4-5

-встречались затруднения - 3 -2

-все было не понятно - 1

Комментирует, выставляет оценки за урок.

(слайд 11)

Объяснение д/з §43, Решение тестов ЭОР (диск) (слайд 12)




Оценивают свою работу на уроке. (Л)








Записывают домашнее задание в дневник (К)


5 мин


Используемые материалы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

2.Рабочая тетрадь для учащихся к учебнику География. Мой тренажер. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В.Николина; Рос. Акад. Образования, издательствово Просвещение. – М.: Просвещение. 2012. – 95 с.

3. География. Поурочные разработки. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.

4. Мультимедийная презентация «Влага в атмосфере» (1).


Влага в атмосфере
PPT / 1.48 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший урок. Но при 10%влажности-туман, при дожде ниже влажность.

22 December 2019

Ирина Анатольевна, подскажите пожалуйста, где Вы увидели 10%влажности туман?

22 December 2019

Описалась, извините, 100 %.

22 December 2019

Галина Валентиновна,спасибо за качественный материал!

23 December 2019

Ответ #274328 был удален 23 December 2019

Спасибо, добрая душа, за Ваш положительный отзыв!

23 December 2019

Благодарю за помощь!

23 December 2019

Марина Юрьевна, я тоже благодарю Вас за отзыв!

23 December 2019