Доклад «Влияние ИКТ, проектной и исследовательской деятельности на повышение учебной и творческой мотивации одаренных учащихся»

0
0
Материал опубликован 11 June 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33 имени П.А. Столыпина»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


 

Доклад на тему:

«Влияние ИКТ, проектной и исследовательской деятельности на повышение учебной и творческой мотивации одаренных учащихся»

 

подготовила:

учитель английского языка

Белова Ирина Александровна


 

г. Энгельс

2018г

«Влияние ИКТ на повышение учебной и творческой

мотивации одаренных учащихся»

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий... кто понятлив:

Таланты может воспитать

Учитель, если сам талантлив.

 

Актуальность: Реформирование российской системы образования обусловило необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. В соответствии с современными концепциями развития образования, которые предусматривают возможности углубления знаний учащихся в различных образовательных областях, школа сегодня предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к наиболее способным детям в учебно-воспитательном процессе. Школа должна создавать необходимые условия для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков, адаптировать своих учеников к современной реальности. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Определение одаренных детей:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности их проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

-испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

 

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте);

-дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ);

-учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием ИКТ способствует закреплению ключевых понятий курса, воспитывает культуру речи, обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данная работа позволяет учащимся принимать участие в конкурсах, проектах разного уровня. Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Родители могут стать активными участниками образовательного процесса, помочь в создании компьютерных фильмов, презентаций по различной тематике. Эффект необычности, неожиданности, анимации, звук - один из шагов к мотивации в обучении. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, активации мыслительной деятельности, что способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности ребёнка.

Использование готовых электронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету. Сеть Интернет вообще несет громадный потенциал и становится составной частью современного образования. Учащимся нравится готовить сообщения, презентации, проекты, активно используя ресурсы сети и программные средства, такие как РоwегРоint, Моviе Маkег, а также компьютерные технологии по направлениям:

1. электронные информационные продукты (мультимедийные презентации, электронная запись);

2. программно-информационные продукты (электронный словарь, энциклопедия);
3. электронные средства обучения (электронный учебник, электронная система контроля знаний, электронная обучающая система, электронный тренажер).

 

Таким образом, использование ИКТ позволяет:

активизировать познавательную деятельность учащихся;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения при личностно-ориентированном подходе;

повысить объем выполняемой работы на занятии;

улучшить контроль знаний;

сформировать навыки исследовательской деятельности;

обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам.

 

Проектная деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся.

 

В условиях реализации ФГОС – проектная деятельность учащихся приобретает особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребёнка, учить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а дать возможность применять их на практике. Проектная деятельность предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Проект дает большую возможность открыть таланты каждого ребенка как самостоятельно, так и в группе.

Работу  с одаренными детьми по организации проектно-исследовательской деятельности  лучше начать с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создать образ учащихся и спланировать дальнейшую работу (лучше в сотрудничестве с родителями). Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности. 

 

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов.

К положительным факторам проектной деятельности относятся:

Повышение мотивации учащихся при решении задач;

Развитие творческих способностей;

Формирование чувства ответственности;

Создание условий для отношения сотрудничества между учителем и учащимся.

Проектная методика дает учащимся возможность выразить свои мысли и идеи в удобной для них форме (презентация, коллаж, схема, таблица, статья, плакат), развивает самостоятельность принятия решений у учащихся, учит размышлять, работать в команде, выполнять различные социальные роли.

     Изучение опыта использования проектной технологии на уроках английского языка показало ее эффективность в практике обучения. Есть данные, что по всем видам речевой деятельности увеличивается скорость чтения, улучшается качество перевода, содержание которого соответствует темам проектов, значительно совершенствуются умения устной и письменной речи, навыки компьютерной обработки текстовой информации, расширяются кругозор учащихся, отмечаются развитие коммуникативных навыков, умение вести дискуссию на английском языке.

 

Исследовательская деятельность как средство развития творческих и интеллектуальных способностей одаренных учащихся.

 

Современное общество ставит перед школой новые задачи, и в этой связи научно-исследовательская деятельность учащихся приобретает большую актуальность. Это отвечает потребностям нашего времени, когда успешными становятся в первую очередь люди, умеющие работать с информацией, мыслящие, ищущие. Образование в стране меняется в русле общемировых тенденций: предлагаются новое содержание, подходы, складываются иные отношения, формируется новое поведение педагогов и детей. Можно сказать, что в наше время рождается новый учитель, когда отношение педагога с детьми становится частью образовательного и воспитательного процессов, учитель ориентируется на личность школьника, способствуя успешности своего подопечного. Современная ситуация в области инноваций образовательных технологий в психолого-педагогическом плане характеризуются следующими тенденциями:

— переходом от передачи информации к взаимодействию со школьником;

— отходом от простого заучивания к интеллектуальному развитию, которое позволяет в дальнейшем использовать полученные знания;

— отказом от статической модели знаний в пользу динамической системы разумных действий, переходом к характеристикам личностных компетенций; — ориентацией на профильные, индивидуальные и дифференцированные программы обучения;

— переходом от мотивации обучения извне к выработке внутренней мотивации к развитию;

— отходом от принудительно-нормативного образования к воспитанию потребности обучающегося в саморазвитии и самосовершенствовании.

Согласно выше сказанному, в исследовательской деятельности на первый план выходит партнерство педагога и школьника, ребенок из объекта становится субъектом образовательной деятельности, т.е. самостоятельной личностью, развивающейся, реализующей свой потенциал, способной выбирать из спектра различных направлений образования то, что соответствует ее интересам и склонностям. К исследовательской работе обучающихся побуждает целый ряд возможных мотивов. Эти мотивы можно разделить на две обширные области. Существуют побуждения, связанные с самим содержанием учебной деятельности и процессом образования школьника, однако есть мотивы, выводящие ребенка на более высокий уровень взаимоотношений с окружающей средой. К первым относятся познавательные запросы детей, потребность в активизации умственной деятельности и приобретении новых знаний; вторые связаны с желанием ребенка узнать оценку, замечания или одобрение одноклассников, педагогов, родителей, с потребностью ученика занять заслуженное место в системе общественных отношений.

Мотив — это источник исследовательской работы, на него возложена функция побуждения. Когда называется мотив, тогда дается ответ на вопрос, ради чего совершается то или иное действие. Лишь благодаря мотиву деятельность не замыкается на себе, а занимает более обширное пространство, находящееся вне ее пределов. Именно такая направленность и выступает импульсом для исследовательской работы, придавая ей смысл и побуждение. Этот посыл, это нечто, находящееся вне деятельности, должно быть очень весомым, важным для личности. Весомость мотива и определяется степенью этой важности. В свою очередь от силы мотива зависит активность, напряженность деятельности: мотив ее стимулирует. Действия без мотива или с недостаточно сильным мотивом либо не осуществляются вообще, либо в итоге приводят к слабому результату.

Привлечение школьников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой научного исследования, открывает большие возможности для многостороннего развития способностей учащихся. По мнению многих ученых, «подлинно одаренным может быть только человек, внутренне мотивированный к той деятельности, которая соответствует его способностям». Приступая к исследовательской деятельности, необходимо сориентировать учащегося на то, что это будет непростая работа, которая должна способствовать развитию потенциальных возможностей школьника, воспитанию творческих навыков и самостоятельности, инициативности, упорства.

В итоге обучающимися осваиваются приемы самостоятельной работы, методы интеллектуальной и научной дисциплины, которые необходимы для развития критического подхода к решению проблемы, на основе приобретенных знаний и наработанного опыта учащиеся принимают решения самостоятельно, учатся нести за них ответственность, закрепляют и углубляют полученные знания, овладевают навыками самообразования, вырабатывают способности саморазвития и потребности в нем.

 

Заключение: использование ИКТ и интернет – ресурсов, проектной и исследовательской деятельности на уроках английского языка позволяет учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является необходимым элементом формирования УУД. ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию одаренных учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации