Проектно-исследовательская работа «Влияние памяти на успеваемость учащихся»

1
0
Материал опубликован 9 June

Авторы: Федосова Елена Николаевна, учитель химии, МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6" г.Новокузнецк

Маркова Светлана Николаевна, заместитель директора по УВР,  МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №6" г.Новокузнецк

Результаты исследования особенностей памяти

Исследование ведущего типа памяти

Для исследования ведущего типа памяти у подростков мы использовали тест на определение ведущего типа памяти О.Н. Истратовой. В опросе принимали участие 20 человек, учащиеся 8Б класса МБОУ «СОШ №6» г.Новокузнецка. Тестовый материал представляет из себя ряд заданий, направленных на определение ведущего типа памяти: запоминание на слух; зрительное восприятие, моторно-слуховое восприятие.

При подведении результатов мы определили 3 группы опрошенных, с различными ведущими типами памяти – слуховой (30%), зрительный (35%), моторно-слуховой (95%).

t1749461677aa.gif

Диаграмма 1. Ведущий тип памяти

Проанализировав результаты исследования, мы выявили, что у большинства респондентов преобладает моторно-слуховая память. Это говорит о том, что они в большинстве своем лучше запоминают благодаря образам.

 

 

Исследование надежности памяти

Для исследования надежности памяти у подростков мы использовали тест на определение надежности памяти И.А. Лагутиной. В опросе принимали участие 17 человек, учащиеся 8Б класса МБОУ «СОШ №6» г.Новокузнецка. Тестовый материал состоит из 10 вопросов, на каждый из которых предлагается выбрать наиболее подходящий для подростка ответ. Далее подсчитываются баллы и определяется надежность памяти.

При подведении результатов мы определили 3 группы опрошенных – 36% с великолепной памятью, 65% с хорошей надежностью памяти и 6% средняя надежность.

t1749461677ab.gif

Диаграмма 2. Надежность памяти

Подводя итоги данного тестирования, мы можем сказать, что у большинства респондентов хорошая надежность памяти. Причиной этому могут быть большие объёмы информации, которые приходится обрабатывать ежедневно.

 

 

 

 

 

Определение взаимосвязи особенностей памяти с успеваемостью

Для определения взаимосвязи между особенностями памяти и успеваемостью у учащихся мы составили таблицу.

Таблица №1. Особенности памяти и успеваемость учащихся 8Б класса МБОУ «СОШ №6»

 

ведущий тип памяти

надежность памяти

Успеваемость

ученик 1

Зрительная

моторно-слуховая

хорошая

3

ученик 2

Слуховая

моторно-слуховая

великолепная

4

ученик 3

моторно-слуховая

хорошая

3

ученик 4

моторно-слуховая

хорошая

4

ученик 5

моторно-слуховая

-

3

ученик 6

слуховая

зрительная

моторно-слуховая

великолепная

4

ученик 7

моторно-слуховая

хорошая

3

ученик 8

 

моторно-слуховая

низкая

3

ученик 9

 

Зрительная

моторно-слуховая

великолепная

2

ученик 10

 

моторно-слуховая

-

4

ученик 11

 

моторно-слуховая

хорошая

3

ученик 12

 

зрительная

моторно-слуховая

великолепная

4

ученик 13

 

слуховая

зрительная

моторно-слуховая

хорошая

4

ученик 14

 

Слуховая

моторно-слуховая

хорошая

3

ученик 15

 

моторно-слуховая

-

2

ученик 16

 

моторно-слуховая

хорошая

3/4

ученик 17

 

слуховая

зрительная

моторно-слуховая

великолепная

4

ученик 18

 

моторно-слуховая

хорошая

3

ученик 19

 

Слуховая

моторно-слуховая

хорошая

4

ученик 20

слуховая

зрительная

моторно-слуховая

хорошая

3

Проанализировав результаты в таблице, мы пришли к выводу, что ученики, у которых преобладает зрительная, моторно-слуховая память, высокая надежность, имеют высокую успеваемость. У тех учеников, у которых преобладает всего один ведущий тип памяти, надежность на среднем уровне, успеваемость ниже. Следовательно – особенности памяти влияют на успеваемость учащихся. Исключение составили три ученика, у которых было развито два типа памяти и хорошая ее надежность, но успеваемость низкая. Можно предположить, что у ребят просто низкая мотивация к учебе, а не проблемы с запоминанием информации.

 

Заключение

В ходе исследования наша гипотеза, что особенности памяти влияют на успеваемость учащихся – подтвердилась.

В процессе работы мы пришли к следующим выводам:

Память — это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.

Высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению.

Структура памяти имеет 3 уровня, различающиеся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Высшим видом памяти, присущим только человеку, считается вербальная (иногда называемая словесно-логической или семантической) память.

Глазами, ушами, прикосновениями мы воспринимаем лишь изначальную информацию. А окончательная звуковая, зрительная, осязательная визуализация формируется в головном мозге.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

В подростковом возрасте улучшается продуктивность памяти и заметно изменяются приемы запоминания. Подросток начинает сознательно применять некоторые приемы запоминания и припоминания, увеличивается количество воспринимаемого материала и скорость запоминания и воспроизведения.

У большинства респондентов преобладает зрительная память. Это говорит о том, что они в большинстве своем лучше запоминают благодаря зрительной памяти и образам.

У большинства респондентов посредственная память. Причиной этому могут быть большие объёмы информации, которые приходится обрабатывать ежедневно.

У большинства респондентов показатели оперативности памяти в норме. Они легко могут проводить определенные вычисления и другие операции, которые не будут вызывать у них больших затруднений.

Ученики, у которых преобладает зрительная и моторно-слуховая память, высокая надежность, имеют высокую успеваемость. У тех учеников, у которых преобладает всего один ведущий тип памяти, надежность на среднем уровне, успеваемость ниже. Следовательно – особенности памяти влияют на успеваемость учащихся.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

Список используемой литературы

1. А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии. Раздел 2

2. Богачкина Н.А. Психология. Конспект лекций. М.: 2007. - 160 с.

3. Борисова А. Как улучшить память?//Природа и человек.-2006.-№5.-с.52-56.

4. Выготский Л.С.Педагогическая психология.-М.:Форм,2000.-320с.

5. Дружинин В.Н.Психология общих способностей.№-еизд.-СПб.:Питер,2008.-368с.

6. http:psihogrammatika.ru

7. https:ru.wikipedia.org

8. https://bookap.info/genpsy/luriya_lektsii_po_obshchey_psihologii/gl54.shtm

9. https://srazu.pro/teoriya/operativnaya-pamyat-v-psixologii.html

10. http://meridian-journal.ru/site/article

11. https://www.pravmir.ru/razvitie-pamyati-i-vnimaniya/

12. http://psixologiya.org/

13. https://psyera.ru/5226/vozrast-i-pamyat

14. http://eduproj.net/pamyat-vidy-pamyati-tipy-pamyati-struktura-assotsiatsii-t1636.html

15. https://zdd.1sept.ru/article.php?ID=200602104

 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1 Рекомендации учащимся для улучшения памяти

Память можно и нужно развивать и совершенствовать. Воспользуйтесь рекомендациями, которые помогут вам в этом.

Создайте установку на запоминание.

Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).

Верьте в свои силы!

Знайте особенности своей памяти:
если у вас зрительная память:
а) при восприятии на слух фиксируйте материал на бумаге;
б) читайте сами;
в) желательно иметь в книгах иллюстрации;
г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначений;
д) пользуйтесь наглядными пособиями;

если у вас слуховая память:
а) чаще слушайте других;
б) читайте сами вслух;
в) работайте в тихих помещениях;
г) рассуждайте вслух;

если у вас моторная память:
а) работайте, конспектируя материал;
б) рисуйте таблицы, графики и диаграммы;
в) в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все самостоятельно.

Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.

Тренируйте память.

Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.

Пользуйтесь рациональными приемами запоминания: а) материал для запоминания должен быть понятен; б) запоминание должно быть логическим, осмысленным; в) умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.

Для этого следует:

составить план запоминаемого материала;
– разделить его на части;
– выделить в них опорные пункты;
– связывать эти части цепью ассоциаций;
– сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;
– классифицировать и систематизировать материал.

Постарайтесь связать новое запоминание с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний. Это поможет существенно улучшить вашу память.

При запоминании и воспроизведении материала активно используйте образное мышление и воображение.

Можно пользоваться приемами «мнемотехники», но только для информации, которая требует механического запоминания.

Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом: прочтите и разберите весь материал, разбейте на части и выучите по частям. Повторите весь материал, середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.

Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями дня. Утром повторите материал.

Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, так же быстро забывается.

Припоминая, старайтесь также составить план припоминаемого материала.

Припоминание наиболее надежно, если удается вызвать в себе образы припоминаемых объектов, а также контекст, в котором происходило запоминание.

Планируя работу, не учите два сходных предмета один за другим, так как они накладываются друг на друга и активно забываются.

Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

Хорошая память – это прежде всего здоровый мозг. Соблюдайте режим дня. Ведите здоровый образ жизни. Работайте в меру, активно отдыхайте, правильно питайтесь, нормально спите, осваивайте приемы саморегуляции.

Развивайте профессиональную память со школьной скамьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Упражнения для развития памяти

1. Заучивание наизусть стихотворений, цитат. Начать следует с небольших стихов, постепенно увеличивать размер текста (лучше всего развивает память заучивание произведения А. С. Пушкина «Граф Нулин»). Отличной тренировкой памяти является изучение иностранных языков.

2. Упражнение на внимание «Закрытые глаза». Не включая вечером свет в квартире, ходить по комнатам по памяти, можно принимать душ в темноте, танцевать заучиваемый танец.

3. Упражнение «Смена рабочей руки». Левой рукой (правшам), чистить зубы, есть, набирать на клавиатуре текст, двигать «мышкой».

4. Упражнение «Кубики». Взять 3 кубика - «кости», бросить на стол, посмотреть несколько секунд и накрыть их рукой? Назвать какие числа выпали, убрать руку, проверить себя. Постепенно количество костей увеличивать, пытаясь довести их до 10. Когда станет легко, заменить часть кубиков на другие - другого размера, цвета.

Так как я не смогла найти кубики - «кости», я придумала упражнения «Лото» и «Домино»:

5. Упражнение «Лото». Берем 5 любых бочонков из игры «лото», смотрим в течение нескольких секунд и закрываем их, затем вспоминаем, какие на бочонках выпали числа и проверяем себя. Постепенно количество бочонков увеличиваем.

6. Упражнение «Домино» выполняется также, как и «лото», но его выполнение будет труднее, так как нужно запоминать пары чисел.

7. Упражнение «Монеты». Если вы кого-то или чего-нибудь ждете (транспорт), учитесь различать монеты разного достоинства пальцами в кармане. И время идет быстрее, и ждать не так томительно.

8. Упражнение «Часы». Пару раз в день, а потом можно чаще посмотрите на часы и вспомните, что вчера, именно в это время, вы делали, где были и т.д.

9. Упражнение «Обратный отсчет» Чтобы заставить наш мозг проснуться, попробуйте считать в обратном порядке. Например, отнимать от 100 число 7.

Таких упражнений – очень много. Все их выполнять скучно и нудно. Лучше, выбирая два-три упражнения, выполнять их регулярно, это не утомительно и эффективно, к тому же активизирует разные зоны мозга. Невозможно научиться танцевать, просто читая книгу. Невозможно улучшить память, мечтая или рассуждая об этом, но можно, постоянно тренируя ее.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.